Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Бал кукол в Санкт-Петербурге. Часть II: самые добрые и трогательные.

«Бал кукол» как и все события подобного масштаба, преподнес много приятных сюрпризов и открытий: творчество некоторых художников оставило по себе сильные впечатления, а копилка любимых мастеров пополнилась еще одной фамилией. Обо всем этом хочется рассказать все и сразу, но поскольку кукла в нашем сознании прочно ассоциируется с ролью игрушки, начнем мы все-таки с самых добрых и трогательных гостей «бала».

Собственно, представленные на выставке произведения сложно назвать игрушкой в полном смысле слова. Скорее это некая форма искусства, в которой воплотились все самые радостные и светлые ощущения, эмоции и воспоминания из мира детства.

Вот, например, первые представители этой солнечной вселенной — две рыжеволосые красавицы Ольги Федоренко. Их тонкие фигурки кажутся воплощением каких-то сказочных образов — словно ожившие иллюстрации к детской книжке о взбалмошных и непослушных принцессах.

Работы Ольги Федоренко, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Ольги Федоренко, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Их трогательно мечтательный взгляд безупречно голубых глаз устремлен куда-то вдаль, за горизонт скучной реальности. А легкая надменность тонких улыбок придает особое очарование забавным веснушчатым мордашкам.

Не менее умилительными выглядят и произведения Ольги Кижаевой: целая компания разношерстных эльфов или гномов с радостно-потерянными выражениями поразительно живых лиц.

Каждая маленькая кукла словно на миг застыла в движении, пойманная врасплох — как-будто художница дала нам возможность украдкой заглянуть в какой-то маленький, волшебный мирок, населенный странными обитателями давно забытых легенд или древних сказаний...

И хотя в общем при знакомстве с ними остается ощущение некой доброй ауры, в образах некоторых все-таки нет-нет да и улавливается глазом нечто странное, словно предупреждение, запомнившееся когда-то из детской книжки: наивность и трогательная миловидность волшебных существ может скрывать в себе силу, с которой лучше не играть.

С эстетической точки зрения работы Ольги Кижаевой также производят странное двоякое впечатление: с одной стороны — безупречность деталей, проработанность образов и мастерское их воплощение, с другой необычная реалистичность придает некоторым фигуркам что-то отталкивающее и даже пугающее. Во всяком случае поселить подобный персонаж дома у меня желания не возникло.

Другое дело миниатюрные куколки-малютки от Олеси Тарасовой: ласковое обаяние детской непосредственности, наполняющее каждую ее маленькую работу, дарит ощущение теплоты и радостного восторга.

Ну как можно оставаться равнодушным перед таким чистым, открытым и добрым взглядом крошечных веселых глаз очаровательных безобразников?

Странно, но почему-то куклами их тоже называть не хочется: каждая из них — воплощение детской шалости, образа, смешинки или искорки, которые на рассвете жизни согревают наши сердца и позволяют нам быть детьми. С возрастом мало кому удается сохранить их веселый блеск, а тут — материальное воплощение-напоминание...

Сходные ощущения вызывает и мягкая теплота произведений Анны Потаповой. Не малую роль здесь, конечно, играет и форма воплощения — сделанные из шерсти и войлока, подобные фигурки просто не могут не вызывать добрых откликов и ассоциаций.

Работы Анны Потаповой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Анны Потаповой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Завершают общее впечатление, как водится, умилительно радостные образы то ли сказочных персонажей, то ли детских воспоминаний... Специфика материала придает им некоторую расплывчатость, словно их лишили строгих рамок контура и жестких граней реальности... Благодаря этому они еще больше похожи на эфемерное воспоминание...

Игрушки, дети, радость,трогательность, доброта — у представленных выше авторов воплощение этих понятий часто слишком буквально и однозначно. Однако на «балу» были и те, для кого «доброта и радость» имеют разные оттенки, часто не столь явные.

Например, выполненные в старинной манере, сдержанные и спокойные куклы Татьяны Рюминой.

Работы Татьяны Рюминой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Татьяны Рюминой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Их ни сразу замечаешь среди массы разношерстных, более колоритных персонажей. Однако заметив, уже не можешь оторваться, при этом сложно сказать, что в них такого притягательного и почему так явно ассоциируются они с чем-то добрым и светлым.

Возможно, из-за едва заметных улыбок на кукольных лицах — добрых, открытых, излучающих какую-то тихую нежность.

Работы Татьяны Рюминой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Татьяны Рюминой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

А может быть, все дело в выбранных образах: многие произведения автора больше похожи на игрушки, которые кто-то достал из бабушкиного сундука: плюшевый медведь, мягкая свинка, даже манера исполнения лиц у кукол — все кажется таким знакомым и давно забытым...

Или вот еще одна художница — Анастасия Шамшадинова. Большая часть ее работ скорее подошла бы для второй статьи, в которой будут представлены самые странные герои выставки, настолько непонятными и даже отталкивающими кажутся выражения их лиц, если бы не две куклы.

Первая — немного грустная овечка с поразительно живыми и добрыми глазами.

Работы Анастасии Шамшадиновой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Анастасии Шамшадиновой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Вторая — трогательно удивленный жираф с такими же по-детски радостными и наивными глазами, обрамленными длиннющими ресницами, один из самых любимых моих персонажей на этой выставке.

Работы Анастасии Шамшадиновой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Анастасии Шамшадиновой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Конечно, для воплощения чего-то доброго и светлого, радостного и теплого, некой солнечной магии далекого мира детства образы животных подходят как нельзя лучше, и многие художники этим пользуются.

Помимо указанных выше в качестве примера можно отметить работы Ольги Пономаревой — целый отдельный мир мягких зверушек, по прихоти автора облаченных в аристократические наряды.

Работы Ольги Пономаревой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Ольги Пономаревой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

В итоге получается нечто забавное — словно воплощение детской шалости: строгость и детализированность сложных костюмов странным образом гармонирует с веселым обликом лохматых героев.

Работы Ольги Пономаревой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Ольги Пономаревой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Однако если говорить о самой-самой доброй и веселой кукле-зверушке на выставке, то это без сомнения работа другого мастера кукольника, безумно позитивная, искрящаяся какой-то заразительной доброй радостью свинка-балерина от Екатерины Никитиной (кстати, сама художница тоже попала в кадр вместе со своим произведением).

Екатерина Никитина и ее работа, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Екатерина Никитина и ее работа, из экспонатов выставки "Бал кукол"

И хотя все ее работы по-своему добрые и веселые: трогательная фигурка седовласого старичка, склонившегося над вязанием, или весельчаки-гномы, но именно гордая свинка привлекает самое большое внимание и оставляет о себе самое сильное впечатление.

В качестве заключения упомяну лишь еще об одной художнице — Анне Фадеевой. Ее произведения в общем-то не отличаются какими-то исключительными особенностями или сложными образами, но они все-таки запоминаются как самые улыбчивые герои кукольного бала.

Работы Анны Фадеевой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Анны Фадеевой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

Неважно кого изображает художница: рыжих пиратов-безобразников, странную старушку в образе байкерши или непонятных зверушек, наделенных кошачьими чертами, — почти все они за редким исключением улыбаются самой широкой и радостной улыбкой.

Что ж, наверное, улыбка — самое лучшая иллюстрация доброго и радостного мира далеких детских игр, который всегда будет в нашем сознании неразрывно связан с миром кукол. Однако уже здесь, в работах, представленных выше мы можем увидеть и нечто другое — отдельные странности, которые благодаря фантазиям некоторых художников и вседозволенности в мире современного искусства постепенно просачиваются в сказочную кукольную вселенную...

Работы Анны Фадеевой, из экспонатов выставки "Бал кукол"
Работы Анны Фадеевой, из экспонатов выставки "Бал кукол"

В принципе, если говорить на чистоту, то и в самих сказках, даже детских, часто встречаются странные образы и герои, так почему мир кукол должен быть исключением? В следующей статье мы посмотрим на самых необычных и странных героев бала.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие статьи о выставке "Бал кукол":

🌺 Бал кукол в Санкт-Петербурге. Часть I: прекрасный и сказочный мир.
В поисках красоты10 июля 2023