Итак, закрываем тему Владимира Бортко и "Мастера и Маргариты". Прекрасный сериал. Я искренне так считала до... до вчерашнего дня. Пока не увидела польскую постановку 1988 года.
Встречайте - "Mistrz i Malgorzata". Reż Maciej Wojtyszko. Сравниваем первые серии. Вот с русским переводом. Качество плохое, на Ютьюбе есть лучше и без титров, но их нельзя вставить
Вот на польском, но с английскими титрами. Оцените игру
А вот первая серия Бортко. В титрах указано, что сценарист Владимир Бортко. Я боюсь, что это нужно ставить под сомнение. Сравните: сцены, раскадровку. Отличие лишь в том, что поляки говорят быстрее, выше скорость речи в принципе на польском, поэтому каждая сцена чуть короче, чем у Бортко. Все - один к одному. Сцена с трамваем - тоже. Но в российском сериале это уже вторая серия
Печально, что Берлиоза в нашем сериале играет прекрасный сценарист Александр Адабашьян. Или он не видел польский сериал, или ему теперь очень стыдно.
Я думаю, любое обсуждение Владимира Бортко должно быть закрыто. Владимир Бортко снял два блестящих хита - оба оказались до степени смешения похожи на западные фильмы. Напомню, что Бортко открыто подозревался в плагиате итальянской постановки "Собачьего сердца" Альберта Латтуада.
Интересно, что не так давно я смеялась над запуском петербургского "Бесогона" - Бортко стал вести аналогичную передачу. Странный человек. Идет по чужим следам
А польская экранизация прекрасна. Странно, что я ее упустила. И удивительно, что они так отлично поняли Булгакова. Если вам не хватит сил посмотреть (качество записи, все же, плохое), могу заверить: там расстановка акцентов и образы - ну как у Бортко. Вернее, у Бортко - как у поляков. Чуть различается только Воланд. У поляков он более добродушный, этакий приятный дедушка, лопоухий и лоснящийся. А Басилашвили - зловещий.
Ему, кстати, тоже должно бы быть стыдно. Репутация живого гения и интеллектуала, а сниматься согласился.
Вообще, всем должно быть стыдно. Неужели не нашлось в России людей, которые бы смогли за такие деньги сделать хороший сценарий по нашему великому роману?
Нет, давайте прямо скажу: какой позор!
Это позор!