95 лет назад, 13 июля 1928 года, в Ленинграде в семье рабочего родился Валентин Саввич Пикуль – советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику, изданных тиражом в несколько сот миллионов экземпляров. Не все знают, но самому Пикулю в детстве пришлось пережить не меньше, чем иному трагическому герою литературы. Вместе с сотнями тысяч ленинградцев будущий писатель оказался заперт в блокадном городе и вполне мог бы не пережить блокадную зиму. Этих страниц биографии Валентина Саввича мы и коснемся в сегодняшней публикации.
22 июня 1941 года 13-летний Валентин встретил у бабушки на даче под Ленинградом, недалеко от города Пушкин (бывшее Царское Село). Буквально через несколько дней после начала войны в небе стали появляться германские самолёты – сначала разведчики, а потом и бомбардировщики. Многим по-прежнему казалось, что Красная Армия сможет «малой кровью и могучим ударом» разгромить врага, однако уже в начале сентября вермахт замкнул кольцо блокады вокруг Северной столицы. Валя вместе с мамой оказался в окруженном городе. Вчерашний пятиклассник в одночасье шагнул во взрослую жизнь.
Впоследствии Пикуль писал: «Как и все ленинградские дети, я дежурил на чердаках, совал в бочки с водой брызжущие фосфором немецкие зажигалки. Пережил “глад” и “хлад” блокады, ещё по-детски, не сознавая, что всё виденное и испытанное уже становится историей».
Вообще воспоминания Валентина Саввича о самой страшной блокадной зиме 1941/42 гг. во многом схожи с воспоминаниями других блокадников. Ленинградцы варили в котелке «чай» из земли, собранной с пожарища Бадаевских складов (почва впитала сожженный сахар), ели все, что можно было разжевать, стояли в очереди за небольшой хлебной пайкой, наблюдая порой страшные картины — потерю отчаявшимися людьми человеческого облика. Пока были силы, Валя ходил на находившийся поблизости от дома Клинский рынок, где продавцов было больше, чем покупателей.
При очередном налёте в дом по Международному проспекту, где жили Пикули, попали две немецкие бомбы. Тогда Валентин с матерью Марией Константиновной переехали к бабушке в большую коммунальную квартиру. Отопление не работало, спали, прижавшись друг к другу, чтобы согреться.
Бабушка, дедушка и двоюродный брат будущего писателя умерли от голода. А между тем начала работать знаменитая «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Весной 1942 года Валентин с матерью смогли эвакуироваться из осажденного города. Ехали в открытых машинах — полуторках, которые были перегружены. Так произошло, что шедшая впереди машина попала в полынью и ушла под лёд. Но Пикулю с матерью повезло: они добрались до «большой земли», где эвакуированных накормили и отправили в Вологду. Оттуда мама и сын добрались до Архангельска, где вскоре Валентин Саввич поступил в Школу юнг на Соловках. Начался новый период его бурной юности, с новыми впечатлениями, горестями и радостями. Все это откладывалось в душе подростка, чтобы спустя годы бурным потоком вылиться на бумагу…
В экспозиции нашего музея можно познакомиться с различными материалами, посвященными обороне Ленинграда в годы Войны. В то же время в военной научной библиотеке ЦМВС (+7 495 681-83-63) представлен целый ряд произведений Валентина Пикуля.
Понравился материал — подпишитесь на канал!
Больше интересного в предыдущих публикациях: