Найти тему

О необходимости преображения падшего разума, ведушего человечество к гибели. По учению Игнатия Брянчанинова.

Нередко можно слышать от людей внешних, не знающих о Боге и вечной жизни, что христианство (и религия вообще) является противником разума. Разум и вера в их понимании противопоставлены друг другу, а потому себя такие люди считают умными, имеющими разум, а верующих видят темными, и даже глупыми.

Но это не так. О чем говорит христианство? К чему призывает нас Бог? К преображению! К Богоуподоблению! К преодолению греховной, страстной, падшей природы человеческой, природы смертной! Неверующий не понимает главного и не видит, что его главный "козырь" - личный разум, который он превозносит поврежден страстями, эгоизмом и является "падшим" разумом, который требует преображения.

Верующий не отказывается от разума, но идет к Высшему разуму, - во всех смыслах. Об этом пишут все святые, об этом нам говорит Евангелие, говорит Бог Сам и устами пророков.

Откроем второй том сочинений святителя Игнатия Брянчанинова. О чем пишет святитель? О "блаженном муже", о необходимости противостоять греху, и возрастать в познании Закона Божьего.

свт. Игнатий (Брянчанинов) 1807-1867 гг
свт. Игнатий (Брянчанинов) 1807-1867 гг

И вот слова, которые навеяли мне мысль о различии разума падшего и разума духовного:

Изучение Закона Божия требует терпения. Это изучение есть стяжание души своей: в терпении вашем, — повелевает Господь, — стяжите души ваша [9]. Это — наука из наук! Это — небесная наука! Это — наука, сообщенная человеку Богом! Стези ее совершенно отдельны от тех обыкновенных стезей, которыми идут науки земные, науки человеческие, науки, рожденные нашим падшим разумом из собственного его света для нашего состояния в падении. Кичат, напыщают ум науки человеческие, осуществляют, растят человеческое я! Божественная наука открывается душе, предуготовленной, сотренной [сокрушенной. — Ред.], углажденной самоотвержением, как бы лишившейся самобытности по причине своего смирения, содеявшейся зеркалом, не имеющим никакого собственного вида, способным по этой причине принимать и отражать Божественные начертания.

Можно ли постигать Божественную науку не используя разум? А ведь и верующие призваны к просвещению, но просвещению новому, данному не грешным разумом человеческим, создающим свои науки (рожденные падшим разумом), а разумом Высшим, а потому призывающему нас преобразить свой падший разум, свое падшее и греховное, эгоистичное, сознание, перерасти его - если угодно, - выйти на новый уровень сознания!

Предвижу, что атеист выставит вперед математику, и физику - как бы наименее подверженные влиянию падшего разума. Но ведь ими только не ограничивается атеистическая наука. Наука, научное мировоззрение становится основанием для всего атеистического мироустройства, а здесь уже она с легкостью может менять знак с плюса на минус и с минуса на плюс, устраняя мораль, нравственность, и даже человечность как таковую.

см. Русская идея. 4.4 Темное будущее человечества
см. Русская идея. 4.5. Великий антропологический переход

Не наука ли занимается клонированием, не научными ли обоснованиями вводят в жизнь все новые и новые извращения, пытаясь найти, и находя оправдания им в физиологии человека, в поведении животного мира, социологии и проч и проч. Не наука ли говорит о том, что человеческое тело "неремонтопригодно", и для достижения вечной жизни на земле нужно уходить от человечности в сторону кибернитизации? (трансгуманизм).

-2

О это всё и есть наука поврежденного разума, и она непременно приведет человечество к гибели в той или иной форме, даже если это сейчас кому-то еще не очевидно! Впрочем, становится всё очевиднее день ото дня.

см. Русская идея. 4.6 Био-Техно-Эко фашизм

Продолжим чтение.

Такова Божественная наука! Такова премудрость Божия! Она — откровение Божие! В ней — Бог! К ней доступ — смирением! к ней доступ — отвержением своего разума! неприступна она для разума человеческого! отвергнут он ею, признан безумием! И он, дерзостный, гордый враг ее, богохульно признает ее юродством, соблазняется на нее за то, что она явилась человекам на кресте и озаряет их с креста. Доступ к ней — самоотвержением! Доступ к ней — распятием! Доступ к ней — верой!

Вот на этом и соблазняются люди, не понимающие необходимости преображения падшего разума, греховного и поврежденного человеческого естества. Они видят, что христианская, Божественная наука, говорит об "отвержении разума", но это отвержение разума падшего, эгоистичного, противящегося Небесной Правде. Нужен шаг для движения вперед, и этот шаг заключается в смирении и первичном самоотвержении эгоистического себя, эгоистического разума.

Истинная, богоугодная вера, в которой нет никакой лести и обмана, заключается в исполнении заповедей Евангелия, в трудолюбивом и постоянном насаждении их в душе своей, в борьбе с разумом, с богопротивными ощущениями, движениями сердца и тела. И разум, и сердце, и тело падшего человека враждебно настроены к Закону Божию. Разум падший не приемлет разума Божия; падшее сердце противится воле Божией; само тело, подвергшись тлению, стяжало свою отдельную волю, данную ему грехопадением, обильно сообщившим человеку смертоносное познание добра и зла.

Вот в этом и ключ, и разгадка и главная загвоздка для неверующих, и не принимающих существование Высшей Правды, Высшего Разума, призывающего нас к Себе, указывающего путь! Это путь заключается в том, что мы должны вылезти из своей скорлупы, из кокона эгоизма. И для этого нужно побороться с "падшим разумом", с гордыней, с самомнением, со своим Я, ослепшим в самолюбовании.

Тесен и прискорбен путь наш к премудрости Божией! ведет нас к ней святая вера, попирая, сокрушая противодействие и разума, и сердца, и тела падших. Здесь нужно терпение! Здесь нужны твердость, постоянство, долготерпение! В терпении вашем стяжите души ваши. Кто хочет принести плод духовный — да совершит с терпением продолжительную, преисполненную различных переворотов и бед войну против греха! Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возлелеет этот плод, святой, нежный, многим и мужественным терпением!

Но зато, как замечательны плоды! Это плод Духа, который коснется лишь очищенной души.

-3

"Проходят дни, месяцы, годы, настает свое время, время известное Богу, положившему времена и лета во Своей власти, и древо, насажденное при источниках вод, приносит плод свой. Этот плод — явственное причастие Святого Духа, обетованное Сыном Божиим всем истинно верующим в Него. Благолепен, дивен плод Духа! изменяет всего человека! Переносится Священное Писание из книги в душу; начертываются невидимым перстом на ее скрижалях — на уме и сердце — слово Бога и воля Бога, Слово и Дух. Совершается над таким человеком обетованное Сыном Божиим: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе" (Ин 7:38.39) - так пишет светильник Церкви святитель Игнатий Брянчанинов о плодах, которые рождаются в душе, преодолевшей смирением и терпением и кропотливым трудом над собой свою падшую природу, и перешедшие от разума эгоистичного и поврежденного к разуму высшему, очищенному и просвещенному Духом Святым.

Александр

===================================================

Если вы считаете, что статья полезная, поддержите развитие канала. Это придаст дополнительной мотивации автору. Реквизиты для поддержки. Спасибо