Найти тему

Сенсорная интеграция: просто о сложном

Оглавление

Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Другими словами, это способность мозга правильно обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Как понять, что у ребенка есть особенности развития

В последнее время все большее количество детей имеют проблемы с нейросферой. Причин может быть множество: прием медикаментов во время беременности, особенно в период 3-8 недель, быстрые родов (менее 3 часов), кесарево, наследственность, перенесенные инфекционные заболевания, прививки (в некоторых случаях).

Вот основные признаки, по которым можно понять, что необходимо провести полноценную диагностику:

  • ребенок плохо засыпает, вертится перед сном, проявляет излишнюю активность. Ваши укладывания вместо базовых 15-20 минут длятся до 1,5 часов;
  • ребенок не разговаривает. Речь может отсутствовать вовсе либо не соответствовать возрастной норме (подробнее читайте здесь);
  • ребёнок находится в постоянном сенсорном поиске, практически не сидит на месте, а ваши прогулки похожи на пробежки;
  • сидя на одном месте, ребёнок начинает раскачиваться, бить предметы, биться спиной о стульчик для кормления, диван;
  • ребёнок дерётся, применяет силу, ложится на детей;
  • ребёнок избирателен в еде. Есть список базовых продуктов, которые он ест, но ввести что-то новое практически невозможно;
  • ребёнок боится пачкать руки. Такая боязнь доходит до патологической даже у малышей 1-1,5 лет. Они не играют в песке, боятся пены, не могут самостоятельно подняться, если упали (поскольку придётся испачкать руки);
  • на запреты ребёнок начинает кричать, визжать;
  • малыш постоянно пытается применить силу, кидает игрушки, бьёт рукой по поверхностям, при этом не рассчитывая силы;
  • ребёнок не может сконцентрироваться на занятиях , не слушает педагогов, родителей;
  • у ребёнка плохое равновесие, он неуклюж, стремится постоянно бегать. При этом часто спотыкается, сшибает углы;
  • ребёнок с трудом позволяет помыть голову, поскольку при этом придётся закрыть глаза, а при закрытии глаз он теряет равновесие.

Существуют и некоторые другие признаки, например, высокая чувствительность к звукам, непринятие объятий, тактильных ощущений. Если Вы заметили у своего ребёнка хотя бы один из признаков, необходимо обратиться к специалисту по сенсорной интеграции или нейропсихологу.

Проблемы в сенсорной сфере нельзя перерасти. Необходима серьезная работа со специалистом либо в домашних условиях. Не стоит ругаться на ребенка за проявление каких-либо негативных моментов, поскольку таким образом мозг ребёнка пытается адаптироваться в окружающем мире. Из-за этого у малыша сильно повышается тревожность, он может бояться резких звуков, движений.

Порядок диагностики и коррекции

Работа по сенсорной интеграции протекает у детей по-разному. У кого-то она может занять 3 месяца, а кому-то потребуется 6 и более месяцев для избавления от большинства симптомов.

-2

При диагностике специалист выдаст родителю опросники для выявления проблем в разных сферах проприоцептивной стороны развития. Кроме того, будет проведено диагностическое занятие со световыми, тактильными и прочими тестами, позволяющее определить структуру будущей работы.

В ходе диагностики специалист составляет заключение и разрабатывает программу индивидуального развития ребёнка. Кроме того, даст рекомендации по занятиям дома.

Прокачка сенсорной сферы - это занятие, которое требует большой включённости от родителей. Мозг ребенка ПОСТОЯННО должен получать сигналы о том, что он полностью контролирует тело, и нервной системе не нужно всё время напрягаться. Постоянно - это значит ежедневно дома и 1-4 раза в неделю со специалистом.

К основным моментам относятся:

  • бинтование эластичными бинтами;
  • игры на равновесие;
  • вибромассаж;
  • специальная гимнастика;
  • качание в специальном сенсорном гамаке и так далее.

Большинство занятий можно проводить и дома. Дальнейший цикл статей будет посвящен изготовлению оборудования для сенсорной интеграции в домашних условиях, а также играм, опытам, мероприятиям, которые каждый родитель может провести дома и ускорить процесс сенсорного развития ребёнка. На самом деле это несложно, а в качестве бонуса - Вы всегда будете знать, чем заняться с малышом.

Для здоровых детей, у которых нет особых проблем с интеграцией данные занятия также подойдут, поскольку они способствуют развитию речи, преодолению небольших расстройств, а также развитию ловкости, внимания, умения слушать педагога.

Основные результаты

После прохождения курса социальной интеграции можно добиться следующих результатов:

  • быстрое развитие речи;
  • улучшение физического развития ребёнка, ловкости, скорости;
  • развитие умения слушать педагога и выполнять инструкции;
  • развитие умения общаться со сверстниками, быстрое и правильное развитие коммуникативных навыков;
  • снижение агрессии, умение применять силу;
  • расширение списка пищевых продуктов;
  • умение играть с песком, пластилином, глиной, что способствует быстрому развитию речи за счёт развития мелкой моторики;
  • снижение тревожности ребёнка;
  • возможность спокойно мыться в ванной, без истерик, развитие любви к водным процедурам;
  • сокращение времени укладывания на сон - с 1,5 часов до 15-20 минут.

Каждый родитель отмечает множество изменений в поведении, повседневной жизни своего ребёнка, поскольку иногда мельчайшие изменения заметны только близким.

-3

Понятие сенсорной интеграции применяется не только в работе с детьми, но и взрослыми, но наиболее сензитивным периодом для развития сенсорной сферы является возраст от 0 до 5 лет. Именно в этот период можно достичь наибольших результатов, и восстановление сенсорной сферы происходит быстрее.

Детские специалисты по сенсорной интеграции работают с детьми до 12 лет. Однако в возрасте старше 5 лет многие моменты переходят в привычку и бороться с ними уже сложнее.

Чем грозит отсутствие работы по сенсорной интеграции

Если вовремя не заметить отклонения в развитии ребёнка, в будущем это может перерасти в следующие проблемы:

  • плохая успеваемость в школе: ребёнок не может сосредоточиться на уроках, поскольку его нервная система находится в постоянном поиске ощущений;
  • стремление к получению ощущений недопустимыми путями;
  • неумение применять силу, драчливость, агрессия;
  • повышение тревожности;
  • низкая самооценка;
  • неумение устанавливать социальные контакты с взрослыми и сверстниками;
  • неумение ребёнка играть одному, из-за чего страдает общее развитие, поскольку именно в игре ребёнок познаёт мир, учится моделировать, конструировать, создавать что-то новое;
  • плохой контакт между родителем и ребёнком;
  • задержка речевого, психического и физического развития .

Таким образом развитие сенсорной сферы необходимо начинать как можно раньше. Как правило, специалисты работают с детьми от 1 года, когда уже можно заметить первые проблемы. Ранее данное понятие относилось только к детям с аутическими расстройствами, однако сегодня всё больше появляется детей с недостаточностью сенсорной сферы.

Текстовый материал в статье является собственностью владельца канала и подлежит использованию только с письменного согласия владельца.