Движение модерн (так ещё называют стиль, который я предпочитаю именовать исключительно "ар нуво") на рубеже 20-го века нашло свое наиболее полное выражение в декоративно-прикладном искусстве, и расцвел новый тип ювелирного дизайна, который сохранил красоту, найденную в природе.
Украшения в стиле модерн многие считают самыми красивыми и технически совершенными украшениями из когда-либо созданных. Это было ярко, фантастично, чувственно и поэтично
"Прямые линии принадлежат человеку, изогнутые - Богу!"
Символом стиля стали природные изгибы, линии, повторяющие ветви деревьев, изогнутые стебли растений...
*️⃣Небольшое авторское отступление: эти переплетения линий - идентичны древним русским узорам, пример - Архитектура Владимиро-Суздальского княжества середины ХII – первой трети XIII веков
Вообще для нашей культуры характерно было покрывать растительно-цветочным узором стены теремов, предметы быта, считалось, что нанесённый узор очищает пространство, а также воду, пищу. Очень мудро, глубоко и красиво...
Чем не ар нуво? 😉 Палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке
В дальнейшем мы с вами увидим много элементов из русской древней культуры, которые присутствуют в этом стиле, родиной которого является Франция...
....Эта прихотливо изгибающаяся линия, как "Великая волна" Хокусая, захватила весь мир и пронеслась по всем сферам жизни человека, превращая предметы, фасады зданий, интерьер, всё вокруг, в предметы искусства!
Ар нуво в архитектуре:
Самые впечатляющие воплощения, конечно, принадлежат Гауди!
Предметы интерьера в силе ар нуво:
Особое распространение получает великолепная витражная техника:
Вазы и стекло - это особый мир, который появился благодаря художникам ар нуво:
Самое замечательное то, что в эту краткую эпоху, дизайнерами украшений стали не ювелиры, а художники, самый знаменитый среди них - Альфонс Муха:
...да и Рене Лалик изначально был художником!
Ар Нуво - стиль, полностью отрицающий прошлое и традиции в ювелирном искусстве!
Художники объявили "праздник непослушания" и резвились в своём упоительном творчестве, изобретая новые формы, используя нетрадиционные материалы, совмещая несовместимое к неудовольствию и раздражению приверженцев классики!
Так, первое, что отринули дизайнеры украшений ар нуво, это симметрия и "графичность"
Второе - было покончено с господством бриллиантов.
Их, конечно оставили, но в виде небольших акцентов, чудесных капель росы, чистые, маленькие камни, несущие радугу.
Бриллианты, в виде воды льются из сосуда:
Бриллианты стали милыми, менее пафосными...
Бриллианты были вытеснены опалами. Король был свергнут с престола, "да здравствует новый король!"
Галерея украшений ар нуво с опалами ⏩
Необычные материалы, такие как рог (лепной, резной, окрашенный и инкрустированный драгоценными камнями), слоновая кость и формованное стекло, часто использовались в поразительных формах с символическим значением.
Гребни - чаще всего делались из рога, любуйтесь на них в статье:
Жемчуг, который считался "уродливым" - стал центром внимания! Барочные жемчужины неправильных форм, лишенные совершенства, стали центром украшений ар нуво.
Неслыханная дерзость! Предпочесть совершенству круглой жемчужины индивидуальность барочных..
Эмаль
послужила основой для большей части окраски изделия, в котором в основном использовались пастельные оттенки, излюбленные импрессионистами.
Этот стекловидный материал представляет собой смесь порошкообразного кремнезема, поташа и красителей на основе оксида металла, и его можно наносить на металлические поверхности с использованием различных техник, известных как перегородчатая, cloisonné (Клуазоннé) и plique-à-jour enamel.
Особое место занимала именно витражная эмаль, украшения с ней создавали ощущение эфемерности, хрупкости, наполненности светом:
Читайте статью об этом виде эмали, которая у нас называется по французски, а во Франции считается русской:
Самое же возмутительное - это применение стекла в украшениях...
Не сам факт его наличия, ведь из стекла ювелиры делали свои шедевры с древних времён:
Пример - Камея из бирюзового стекла около 20 года нашей эры, предположительно портрет Тиберия:
Скандал применения стекла в украшениях ювелирами ар нуво состоял в том, что оно царило на полных правах драгоценного камня, мало того - ещё и соседствовало с ним. Это считалось безвкусицей!
Пример: Три грации из стекла в раме из сапфиров Рене Лалика. Ювелиры в ужасе - как благородный камень сафир можно сделать оправой для "стекляшки"! :
Пример в видео - где опалы соседствуют со стеклом, которое трудно отличить от опалов. Рене Лалик:
Эти инновационные методы и материалы дали художникам и производителям ювелирных изделий свободу экспериментировать с новыми, сложными и даже фантастическими дизайнами.
Извилистые линии, асимметричные форматы и органичные формы оживляли эти трехмерные произведения искусства.
В некоторых произведениях использовались романтические, духовные образы; другие обладали мечтательным, мистическим качеством;
Эти темы чаще всего выражались тремя отдельными мотивами: флорой, фауной (как естественными, так и воображаемыми существами) и женской фигурой.
...рассмотрим поподробнее эти три сюжета в следующих публикациях!
Серия публикаций об ар нуво в подборке ⏩
Если вам понравилась статья, ставьте 👍, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые сокровища в Малахитовой шкатулке 😉💥