Можно ли совместить несовместимое: обычные, повседневные вещи превратить в прекрасные драгоценности, предметы искусства, которые удобны и практичны?
Художники эпохи ар нуво без тени сомнения ответят - Да!
И мы с вами, драгоценные читатели, увидим этот ответ в виде расчёсок, гребней и шпилек для волос, которые когда-то были повседневными аксессуарами женщин, а сегодня превратились в бесценные экспонаты музеев и частных коллекций!
Драгоценные читатели, те. кто не знакомы с периодом ар нуво в ювелирном искусстве, познакомьтесь с первой статьёй, чтобы иметь общее представление:
И, конечно, номером Первым, в разговоре об украшениях той прекрасной волны в искусстве, всегда будет Рене Лалик. Невероятный Рене внёс в ряды ювелиров такую смуту и скандал, использовав в украшениях несовместимые на взгляд ретроградов материалы такие как, рог, бриллианты, пластик, стекло, золото...
Ювелиры старой школы его проклинали, женщины - боготворили.
(я всё удивляюсь, как может такая красота, как творения Рене Лалика вызывать негатив и неприятие. а вот может, оказывается)
Рене Лалик - Гребень "Лесной орех" в стиле модерн - Золото, светлый рог, настоящий фундук - Около 1900 г.
Чтобы понять правдоподобие этого гребня, вырезанного из светлого рога, нам нужно вернуться в детство Рене Лалика и его долгие прогулки по равнинам Шампани, окаймленным лесами, заполненными целыми мирами птиц и насекомых. Все эти впечатления детства Лалик воплотил в своих произведениях..
Прекрасный лист в прожилках и сам гребень выполнены из полированного резного рога, гребень украшен настоящими лесными орехами. завёрнутыми в сусальное золото
Совершенно трогательно.
Остановиться невозможно и каждый гребень, выполненный Рене Лаликом, хочется цитировать отдельно, не "загоняя" все изображения в фотогалерею...
Эта расческа в виде орхидеи вырезана из цельного куска слоновой кости и закреплена на золотой ножке с коричневой эмалью в полоску. От основания цветка отходят три листа, выполненные эмалью "plique-à-jour", от нежного персикового до бледно-оливкового оттенка. Центральная жилка каждого листа начинается с короткого участка светло-серой эмали, за которым следует ряд градуированных ромбов. Коричневая эмаль покрывает части листьев как спереди, так и сзади. Стебель прикреплен золотым шарниром к трехзубцовому роговому гребню. Ювелиров в стиле модерн особенно привлекали орхидеи из-за их экзотичности и редкости
Лалик экспериментировал с новыми материалами, такими как ранняя форма пластика, называемая целлулоидом, из которого сделана эта расческа. Гребень, украшенный золотом и эмалью и украшенный бриллиантами, был заказан в Париже в 1900 году миссис Говард Мэнсфилд из Нью-Йорка:
Лалик захватывает внимание! Но нам необходимо следовать далее 😉
Галерея гребней Рене Лалика ⏩
Все эти гребни, шпильки - заимствование из японской культуры, которая вдохновляла французских художников.
Шпильки (канзаши) Рене Лалика
Не Лаликом единым...
Шпилька «Гвоздики», работы Шарля Дерозье (дизайнер) и Жоржа Фуке (ювелир), около 1906 года, Франция. Модель из темно-зеленого золота с перегородчатой эмалью и бриллиантами.
- Мне всегда немного жаль тех прекрасных мастеров, которых затмил гений Лалика.. конечно, солнце не виновато, что оно затмевает (вернее, засветляет😉) звёзды!
Во времена ар нуво творил чудесный Люсьен Гаяр, посмотрите статью о нём обязательно..он так нежен и прекрасен в своих произведениях:
Гайяр - один из немногих, который детально изучил и привнёс японизм в ар нуво.
Гребень "Цветущая сакура" Люсьена Гаяра
Гребень из рога Элизабет Бонте (с творчеством этой художницы-ювелира вам предстоит познакомиться в следующих публикациях )
Восхитительные лебеди на гребне ювелирного дома Вевер:
А ЭТО ГРЕБЕНЬ ЛУИ АУКОКА - УЧИТЕЛЯ РЕНЕ ЛАЛИКА
Размышляя о гребнях. шпильках и расческах я задумалась, почему учебные пособия об искусстве ар нуво связывают все эти предметы с Японией? Ведь подобные аксессуары сопровождают все культуры, расы человеческие:
Расчесывание волос — древний и вызывающий воспоминания жест. Гребни 4000 г. до н.э. были найдены на кладбищах Верхнего Египта в Накаде. Этруски хоронили своих умерших вместе с наборами для макияжа, включая булавки, кисти, лак для ногтей и расчески, которые были украшены сценами из мифов или повседневной жизни. Они считали, что человек должен быть идеально ухожен перед встречей с богами в загробной жизни.
В древнеримских эпиграфах упоминается искусство правильного расчесывания
Конечно же, общие веяния моды не обошли и Россию:
Поэтесса Ирина Одоевцева писала, как Николай Гумилев рассказывал ей о рождественском подарке Анне Ахматовой, который в числе прочих предметов включал и черепаховый гребень с шишками: «…я знал, что она о нем давно мечтает»
Лишь некоторые рисунки и узоры в стиле японской графики можно встретить на этих волшебных гребнях....впрочем, спорить с искусствоведами не будем, это отвлекает от главного - восхищения уникальными предметами искусства.
Ювелиры эпохи ар нуво творили невозможное, вплетая искусно сказку в повседневную жизнь...
Знакомьтесь с художниками самой прекрасной эпохи ар нуво:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые чудесные сокровища, которые появятся в Малахитовой шкатулке 💥💖
Благодарю за 👍