Найти в Дзене
Малахитовая шкатулка

Высокое искусство в повседневных мелочах. Аксессуары для волос эпохи ар нуво

Можно ли совместить несовместимое: обычные, повседневные вещи превратить в прекрасные драгоценности, предметы искусства, которые удобны и практичны?

Художники эпохи ар нуво без тени сомнения ответят - Да!

Фрагмент гребня со стрекозами Рене Лалика
Фрагмент гребня со стрекозами Рене Лалика

И мы с вами, драгоценные читатели, увидим этот ответ в виде расчёсок, гребней и шпилек для волос, которые когда-то были повседневными аксессуарами женщин, а сегодня превратились в бесценные экспонаты музеев и частных коллекций!

-2

Драгоценные читатели, те. кто не знакомы с периодом ар нуво в ювелирном искусстве, познакомьтесь с первой статьёй, чтобы иметь общее представление:

И, конечно, номером Первым, в разговоре об украшениях той прекрасной волны в искусстве, всегда будет Рене Лалик. Невероятный Рене внёс в ряды ювелиров такую смуту и скандал, использовав в украшениях несовместимые на взгляд ретроградов материалы такие как, рог, бриллианты, пластик, стекло, золото...

Ювелиры старой школы его проклинали, женщины - боготворили.

(я всё удивляюсь, как может такая красота, как творения Рене Лалика вызывать негатив и неприятие. а вот может, оказывается)

Рене Лалик - Гребень "Лесной орех" в стиле модерн - Золото, светлый рог, настоящий фундук - Около 1900 г.

-3
-4
Чтобы понять правдоподобие этого гребня, вырезанного из светлого рога, нам нужно вернуться в детство Рене Лалика и его долгие прогулки по равнинам Шампани, окаймленным лесами, заполненными целыми мирами птиц и насекомых. Все эти впечатления детства Лалик воплотил в своих произведениях..

Прекрасный лист в прожилках и сам гребень выполнены из полированного резного рога, гребень украшен настоящими лесными орехами. завёрнутыми в сусальное золото

Совершенно трогательно.

Рене Лалик (1860-1945). Диадема «Орхидеи», ок. 1903-04. Рог, слоновая кость, золото и цитрин
Рене Лалик (1860-1945). Диадема «Орхидеи», ок. 1903-04. Рог, слоновая кость, золото и цитрин

Диадема «Петушок», ок. 1897-98 гг. Золото, рог, аметист и эмаль. Музей Галуста Гюльбенкяна
Диадема «Петушок», ок. 1897-98 гг. Золото, рог, аметист и эмаль. Музей Галуста Гюльбенкяна

Остановиться невозможно и каждый гребень, выполненный Рене Лаликом, хочется цитировать отдельно, не "загоняя" все изображения в фотогалерею...

Разве это не фантастика? Гребень с орхидеей Каттлея Лалика...
Разве это не фантастика? Гребень с орхидеей Каттлея Лалика...
Эта расческа в виде орхидеи вырезана из цельного куска слоновой кости и закреплена на золотой ножке с коричневой эмалью в полоску. От основания цветка отходят три листа, выполненные эмалью "plique-à-jour", от нежного персикового до бледно-оливкового оттенка. Центральная жилка каждого листа начинается с короткого участка светло-серой эмали, за которым следует ряд градуированных ромбов. Коричневая эмаль покрывает части листьев как спереди, так и сзади. Стебель прикреплен золотым шарниром к трехзубцовому роговому гребню. Ювелиров в стиле модерн особенно привлекали орхидеи из-за их экзотичности и редкости
-8

Лалик экспериментировал с новыми материалами, такими как ранняя форма пластика, называемая целлулоидом, из которого сделана эта расческа. Гребень, украшенный золотом и эмалью и украшенный бриллиантами, был заказан в Париже в 1900 году миссис Говард Мэнсфилд из Нью-Йорка:

-9

Лалик захватывает внимание! Но нам необходимо следовать далее 😉

Галерея гребней Рене Лалика ⏩

Все эти гребни, шпильки - заимствование из японской культуры, которая вдохновляла французских художников.

Куши и Канзаши - гребень и шпилька для волос средневековой Японии
Куши и Канзаши - гребень и шпилька для волос средневековой Японии

Шпильки (канзаши) Рене Лалика

-12

Не Лаликом единым...

Шпилька «Гвоздики», работы Шарля Дерозье (дизайнер) и Жоржа Фуке (ювелир), около 1906 года, Франция. Модель из темно-зеленого золота с перегородчатой ​​эмалью и бриллиантами.

-13

  • Мне всегда немного жаль тех прекрасных мастеров, которых затмил гений Лалика.. конечно, солнце не виновато, что оно затмевает (вернее, засветляет😉) звёзды!

Во времена ар нуво творил чудесный Люсьен Гаяр, посмотрите статью о нём обязательно..он так нежен и прекрасен в своих произведениях:

Гайяр - один из немногих, который детально изучил и привнёс японизм в ар нуво.

Этот гребень "Синие птицы" Люсьена Гайяра примерно 1900 года был продан на Christies в 2009 году за 218 000 долларов!
Этот гребень "Синие птицы" Люсьена Гайяра примерно 1900 года был продан на Christies в 2009 году за 218 000 долларов!

Гребень "Цветущая сакура" Люсьена Гаяра

-15

Гребень из рога Элизабет Бонте (с творчеством этой художницы-ювелира вам предстоит познакомиться в следующих публикациях )

-16

Восхитительные лебеди на гребне ювелирного дома Вевер:

-17

А ЭТО ГРЕБЕНЬ ЛУИ АУКОКА - УЧИТЕЛЯ РЕНЕ ЛАЛИКА

-18

Размышляя о гребнях. шпильках и расческах я задумалась, почему учебные пособия об искусстве ар нуво связывают все эти предметы с Японией? Ведь подобные аксессуары сопровождают все культуры, расы человеческие:

Расчесывание волос — древний и вызывающий воспоминания жест. Гребни 4000 г. до н.э. были найдены на кладбищах Верхнего Египта в Накаде. Этруски хоронили своих умерших вместе с наборами для макияжа, включая булавки, кисти, лак для ногтей и расчески, которые были украшены сценами из мифов или повседневной жизни. Они считали, что человек должен быть идеально ухожен перед встречей с богами в загробной жизни.
В древнеримских эпиграфах упоминается искусство правильного расчесывания

Конечно же, общие веяния моды не обошли и Россию:

Поэтесса Ирина Одоевцева писала, как Николай Гумилев рассказывал ей о рождественском подарке Анне Ахматовой, который в числе прочих предметов включал и черепаховый гребень с шишками: «…я знал, что она о нем давно мечтает»

популярные причёски тех времён. Нередко женщины использовали накладные волосы, закрепляя их теми самыми шпильками и гребнями
популярные причёски тех времён. Нередко женщины использовали накладные волосы, закрепляя их теми самыми шпильками и гребнями

Лишь некоторые рисунки и узоры в стиле японской графики можно встретить на этих волшебных гребнях....впрочем, спорить с искусствоведами не будем, это отвлекает от главного - восхищения уникальными предметами искусства.

Falize (Фализ) — французский семейный ювелирный дом, известный своими работами в технике клуазонне (перегородчатая эмаль) и дизайном в японском стиле
Falize (Фализ) — французский семейный ювелирный дом, известный своими работами в технике клуазонне (перегородчатая эмаль) и дизайном в японском стиле

Ювелиры эпохи ар нуво творили невозможное, вплетая искусно сказку в повседневную жизнь...

-21

Знакомьтесь с художниками самой прекрасной эпохи ар нуво:

Украшения Ар Нуво

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые чудесные сокровища, которые появятся в Малахитовой шкатулке 💥💖

Благодарю за 👍