Найти тему
Александр Геннадьев

«Билет в детство» Сергея Карпенко

СЕРГЕЙ КАРПЕНКО
СЕРГЕЙ КАРПЕНКО

В Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств завершилась выставка члена Союза художников России Сергея Карпенко. 23 работы, большая часть которых объединена в отдельный цикл, дали название экспозиции – «Билет в детство». Прекрасное путешествие на самом деле погрузило нас в чудную, беззаботную и «легкомысленную» пору….

Как свободно и непринужденно у Сергея Карпенко изображен нежный возраст, как он выписан – так может сделать только очень тонкий художник и человек с нежнейшей душой. Чистота и искренность, наверное, главные составляющие его работ. Конечно, сразу вспоминаются дети русского живописца Зинаиды Серебряковой, с какой любовью и где-то с тревогой (время тогда было смутное – 1914–1919 годы) они изображены на ее картинах.

«ДЕБЮТ»
«ДЕБЮТ»

У Сергея Карпенко этого душевного «сполоха» нет, его дети другие, они заняты делом. На полотне «Дебют» мальчик с кистью и посудиной в руках раскрашивает домашних животных. Здесь больше встревожены гуси и свиное семейство, которым явно не нравится быть моделями начинающего рисовальщика. Картина вызывает массу положительных эмоций – от неприкрытой улыбки до откровенного смеха.

На другой работе «Куда уходит детство» изображен одиноко стоящий на фоне голубовато-розоватого неба трехколесный велосипедик. Руль с колесом повернуты, словно кто-то опустил голову в тихой грусти. Эта удивительная способность Сергея в маленьких деталях вскрывать суть вещей прослеживается и в других картинах. Те же «Алые паруса» – сколько нюансов и какой образ! Ребятишки (совсем маленький голышом) в тазике запускают кораблик, и два алых пятна – далекий закат и паруса держат композицию. Над головами мечтателей развевается постиранное белье, а из окна бьет яркий белый свет. Работа дает ощущение не только чистого и манящего будущего, но и возвращает тебя в твою дивную, но навсегда ушедшую жизнь.

«КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО»
«КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО»

Кстати, свет в окне и сами окна для Сергея отдельная тема, вылившаяся в серию «Окна». Они являются глазами, памятью, душой человека. Хотя его «Ставни», закрытые и облупившиеся, как и сам дом, таят в себе молчаливую грусть и печаль чего-то безнадежно утерянного. А сколько внутренней белизны, целомудренной тишины и спокойствия мира в картине «Калина в снегу». Перед нами закрытый колодец, на котором лежит ведро с веточками красных зимних ягод. На горизонте догорает закат и лишь стожки сена, покрытые снежными шапками, говорят о заботливом присутствии человека.

«АЛЫЕ ПАРУСА»
«АЛЫЕ ПАРУСА»

В каждой работе мы считываем не просто лирика, но и человека внутреннего поэтического склада. Все жанровые сюжеты, с одной стороны, бытовые, но в то же время совершенно лишены приземленности. Это особый дар – увидеть в одиноком ведре («Колодец») красоту, возвышенность, вертикаль мира. Ведь мы даже на небо чаще смотрим с точки зрения синоптика – не пойдет ли дождь, а не для того, чтобы полюбоваться облаками, звездами.

Откуда же такая зоркость сердца? Больше 30 лет человек живет в городе Лабинске и преподает в местной художественной школе. Супруга Лилия, которую встретил еще в Ташкенте, где учился в театрально-художественном институте, тоже художник и главный ценитель и критик работ мужа. Старший сын Василий закончил суриковскую академию (Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) и сейчас занимается компьютерной графикой. Младший Евгений после учебы в Краснодарском художественном училище увлекся фотографией, и, видимо, гены берут свое: его фотопейзажи также наполнены особым светом и чувством гармонии. Но удивительно, что сам Сергей Карпенко лишь после 20 лет серьезно ушел в живопись, а до этого занимался самым неромантичным видом спорта – боксом и даже выигрывал серьезные соревнования и стал мастером спорта. Правда, в детстве все-таки было «звание» среди сверстников «наш Репин».

«КАЛИНА В СНЕГУ»
«КАЛИНА В СНЕГУ»

Мастер жанровой живописи, он следует лучшим традициям советской школы. Его атмосферные работы графически выверены, цвет – красному часто отдается предпочтение – всегда идет в обязательной связке, создавая легкую, изысканную палитру, как в картине «Поплавок». Художник виртуозно соединил пространство воды с небесной сферой, и при этом весь фокус перемещен на крохотное рыбацкое приспособление.

«ПОПЛАВОК»
«ПОПЛАВОК»

Подобное образное, метафорическое мышление дается свыше, но чувствуется, что до сих пор живописец находится в постоянном поиске и каждое его творение, как те же дерущиеся петухи, на красном фоне, этакая естественная игра, ироничный взгляд на жизнь. Увлеченность окружающим миром, умение найти в будничном красоту, нравственная гармония, лад с собой и природой дают Сергею возможность дарить людям алые паруса и заглядывать в окна души, где мы имеем возможность встретить порой самих себя. А философия художника небывало проста – искренность, любовь, вера в лучшее и тепло человеческого сердца, чем и отличается творчество Сергея Васильевича Карпенко.

«КОЛОДЕЦ»
«КОЛОДЕЦ»

Александр Геннадьев

Фото: Евгений Карпенко

Источник