Продолжение истории Светлого. Первая часть материала в предыдущей статье, а ссылки на всю подборку - внизу страницы...
К концу XIX века купцы Кёнигсберга пришли к выводу, что пора перестать делить прибыль с Пиллау и создать морской канал для прямого судоходного сообщения от Балтийского моря. Надо понимать, что движение по заливу было крайне опасным из-за мелей и постоянно меняющегося уровня в зависимости от направления ветра и сезонности. Как правило суда, которые оказывались в заливе в период штормов, увязали в песках и сдвинуться дальше без посторонней помощи не могли. Поэтому для перевозки грузов до Кёнигсберга приходилось облегчать суда, разгружая часть груза в Пиллау. Зимой залив и вовсе замерзал, судоходство прекращалось, товары в Кёнигсберг доставляли санями.
Сложная и дорогая логистика, потерянное время и порча товара, заставили купцов Кёнигсберга искать другие варианты. Как нельзя кстати в 1869 году запускается Суэцкий канал, подсказавший идею. Был объявлен конкурс на лучший проект строительства судоходного прохода, в нём приняло участие 10 авторов, а победителем стал строительный инспектор гавани Пиллау Хуго Натус.
Его идея заключалась в строительстве искусственных дамб вдоль северного берега залива от Пиллау до Кёнигсберга. Проектная длина канала – 31,5 километра. Дамбы представляли собой два свайных ряда, наполненных пучками прутьев.
Первыми противниками оказались рыбаки Фишхаузена, так как дамба нарушала бы естественную миграцию рыбы в бухте Шоне Вик (совр. Приморская). В итоге инженеры провели тщательные замеры и внесли изменение в проект – в этом месте 4 километра водной глади решено было оставить без дамбы. Дополнительно были предусмотрены 30-метровые проходы напротив восьми деревень вдоль залива, включая Пайзе и Циммербуде.
В 1889 году, после внесения ряда изменений по требованию королевских инженеров, а также согласования оплаты, проект был утверждён. Общая сумма строительства составила 12,3 миллиона марок. Расходы поделили между собой купечество Кёнигсберга и правительство Пруссии.
Открытие канала состоялось 15 ноября 1901 года. После праздничных мероприятий и торжественных речей, представители власти и купечества поднялись на пароход «Куммер» и на борт ледокола «Кёнигсберг», чтобы направиться по каналу в Кёнигсберг. Для деревень, пролегающих вдоль канала, началась новая история.
Параллельно со строительством канала в Циммербуде построили бухту-порт как для захода торговых и пассажирских судов, так и для местных рыболовецких артелей. В Пайзе открылись морские службы по обслуживанию канала, удобный причал, сигнальные станции. Пароходное сообщение с Кёнигсбергом сделало Пайзе прекрасным местом летнего отдыха. В этих населённых пунктах появились полноценные мощёные бутовым камнем улицы с новыми домами.
1 апреля 1901 года Циммербуде объединяют с Пайзе и Неплекен в единую церковную общину с 1500 жителей.
К 1920-ым годам в Циммербуде построили новую школу. Здесь были открыты магазины, трактиры, пекарня, гостиница «Лесной замковый домик» («Вальдшлосхен»).
В 1939 году в Пайзе построили крупнейшую в Восточной Пруссии угольную электростанцию «Крафтверк-Пайзе» (обеспечивала электроэнергией практически весь Замланд). Здание из клинкерного кирпича имело две высокие трубы (100 и 104 метра).
В апреле 1945 года деревня Пайзе могла быть навсегда стёрта с лица земли: комендант располагавшегося здесь минно-торпедного арсенала Пульманн получил приказ произвести подрыв при подходе войск Красной Армии, но он предпочёл сдаться в плен, тем самым сохранив не только сам Пайзе, но и жизни раненых солдат, лежавших в госпитале при арсенале.
Рано утром 17 апреля 1945 года войска 3-го Белорусского фронта атаковали караваны барж и судов, шедших по Кёнигсбергскому каналу в сторону Пиллау. Было затоплено 117 единиц плавсредств, утонуло несколько тысяч солдат вермахта. Только после этого войска, практически без сопротивления, вошли в Циммербуде, Пайзе и Неплекен.
В 1946 году деревня Неплакен была переименована в посёлок Харьковское, который, не имея развития, в 1960 году стал частью города Светлый. Пайзе переименовали в посёлок Комсомольский.
В 1947 году Циммербуде сменил название на Светлое, а в 1949 году преобразовали в рабочий посёлок Светлый. В этом же году в его состав вошёл посёлок Комсомольский. Наконец в 1955 году официально появился самый молодой город Калининградской области - Светлый.
Расположение Светлого на берегу судоходного канала и отсутствие серьёзных военных разрушений определило его будущую судьбу. Ключевыми стали рыболовство и рыбообработка, судоремонт, портовое обслуживание. В город из РСФСР были направлены специалисты этих сфер деятельности.
В 1946 году возобновила работу электростанция (ГРЭС-2, выведена из эксплуатации в 2015 году). В следующем году открыли Светловский рыбоконсервный комбинат (с 1951 года – Балтийский рыбоконсервный комбинат) и рыболовецкий колхоз «За Родину» (его рыбаки совершили первый выход в Северное море). Судоремонтная база в 1955 году стала Светловским судоремонтным заводом на котором происходило переоборудование судов.
Вводилось в строй новое жилье, улучшалась инфраструктура, открылись школы, детские сады, кинотеатр, один из крупнейших в области универмагом «Атлантик», на фасаде которого в 1968 году появилось мозаичное панно, в 2017 году признанное объектом культурного наследия народов Российской Федерации.
К концу 1970-ых город славился не только рыбаками, освоившими океанический промысел, и рыбоконсервным комбинатом, выпускавшим более 100 наименований продукции, но и … Светлый стал городом №1 в области по плотности телефонизации.
В смутное время после развала СССР государственные компании были приватизированы и продолжили своё существование с разным успехом, из кризиса удалось выйти не всем. На сегодняшний день градообразующими являются предприятия, связанные всё с теми же сферами деятельности, что и в первые послевоенные годы: добыча и переработка рыбы, ремонт судов и портовые услуги. Из новых предприятий в новейшей истории стоит отметить: «Лукойл» (нефтетерминал) и «Содружество-Соя» (переработка маслосодержащих культур).
В Светлом, большое количество религиозных объектов. В 1993 году освящён Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в 2007 году – Храм святой великомученицы Варвары, в дополнение к ним – Храм святого благоверного великого князя Александра Невского.
Даже есть римско-католический Храм святых апостолов Петра и Павла.
А вот историческая лютеранская фахверковая кирха конца XIX века, без последствий перенесшая Вторую мировую войну, была снесена в 1960-ых годах, на её месте построен Дом спорта.
В 2023 году была открыта новая «светлая набережная» со спортивной площадкой и арт-объектами. Работы по ней начались ещё в 2019 году на средства ЕС (по программе приграничного сотрудничества Россия-Польша), а вот заканчивать пришлось, полагаясь только на региональный бюджет.
Как бедные рыбацкие деревушки, с появление Кёнигсбергского канала, превращались с Золушек, а затем стали молодым российским городом, видел 300-летний дуб, который всё еще стоит в центре Светлого.
© Дмитрий А. Галлис
P.S.: Подборка статей «История Светлого – Циммербуде, Пайзе»:
- Часть 1/2: Светлый - самый молодой город области, выросший из трёх восточно-прусских деревень.
- Часть 2/2: Кёнигсбергский морской канал, изменивший жизнь Циммербуде-Пайзе и история Светлого.