Светлый является самым молодым городом Калининградской области и промышленным спутником Калининграда. Его история и настоящее неразрывно связаны с морским судоходным каналом, а ещё Светлый образован сразу из трёх населённых пунктов – восточно-прусских предшественников.
Первые два поселения косвенно упоминаются в грамоте от 19 августа 1305 года епископа Зигфрида фон Рейнштейна об основании другого города – Фишхаузена (совр. Приморск): «… горожане получили в собственность лес Пайзе, который простирается от Неплекена до Ляукского ручья».
Неплекен – поселение в лесу Пайзе, образованное для лесорубов и плотников, которые обеспечивали стройматериалами работников, возводивших замок Лохштедт и епископский город Фишхаузен. На сегодняшний момент Неплекен, как отдельный населённый пункт не существует, на его месте - садовые товарищества северо-западнее Светлого, расположившиеся в лесной зоне вдоль Калининградского отводного канала близ восточной части Приморской бухты.
Южнее лесного массива и Неплекена начинался большой песчаный полуостров близ залива Фришес Хафф (совр. Калининградский залив). Здесь расположилась рыбацкая деревня, получившая название Пайзорт – «местность у леса Пайз». Со временем от имени осталось только Пайзе (нем. Peyse). В 1306 году Самбийский епископ Бартоломеус передал эту землю некоему пруссу Войко, который должен был заниматься освоением новой местности.
Северо-восточнее Пайзе располагалась ещё одна деревушка под названием Циммербуде, которая, как и Неплекен, стояла в лесном массиве, но гораздо большем - Кобеллбуде. Предположительно поселение было основано в помощь лесорубам и плотникам Неплекена и для расчистки от леса Ляукского ручья в направлении Пайзе. Скорее всего название напрямую связано с основным видом деятельности местных крестьян: «zimmerer» - «плотник», «bude» - «лавка».
Есть и другая любопытная версия появления поселения, которое озвучил Оскар Шлихт в книге «Восточный Замланд». Давным-давно ландшафт этой местности выглядел иначе, чем мы привыкли видеть сейчас. В заливе находилось несколько островов. Самый большой, длиной в 2,5 километра находился напротив будущего Циммербуде. Ещё до легендарного самбийского блицкрига чешского короля Отакара II, купцы из немецкого Любека уже вынашивали планы по основанию города на важной для торговли реке и даже вступили с тевтонцами в переговоры. 31 декабря 1242 года в городе Торн (свор. Торунь, Польша) была заключена договорённость между Тевтонским орденом и магистратом Любека о том, что последние построят в устье Прегели большой вольный град. Однако, когда дело дошло до реализации проекта, тевтонский ландмейстер Пруссии Отто фон Остерн оказался её противником. И всё же в 1246 году Третейский суд постановил: «Любекам позволить закладку крепости».
Построили город или нет мы точно не знаем, тевтонцы умело скрывали сей факт. Но всё же в источниках середины XV века в этом месте упоминается крепость Церауве (нем. Cerauwe) на острове. Таким образом и название Циммербунде, и появление поселения может быть связано с любекскими колонистами, которые хотели контролировать Прегель и залив.
Больше никаких упоминаний об этой крепости не было, а сам остров позже был размыт всепоглощающими водами залива. И всё ж таки укрепление могло быть реальностью, просто тевтонцы всё сделали для того, чтобы не дать обосноваться на своей земле любекцам, построив Кёнигсберг. Поэтому возможно, что лежит где-то под водой замок, а единственным оставшимся напоминанием о любекских колонистах является прижившийся в Пруссии любекский марципан.
После роспуска Тевтонского ордена земли епископ Георг фон Поленц передал земли Циммербуде некоему Освальду фон Таубенхайму.
В 1669 году имение перешло к бывшему воспитателю (гувернёру) будущего короля Фридриха I, Эберхарду Христофу Бальтазару фон Данкельману, который являлся важным политическим деятелем в период правления своего воспитанника. В 1695 году Фридрих I назначил его обер-президентом государственного совета и первым министром. По его распоряжению учреждена Академия наук в Берлине и университет в Галле, проведены реформы в торговле и промышленности. Карьера Данкельмана рухнула в 1697 году. По некоторым данным он противился неразумным расходам на содержание двора. Его арестовали, без суда посадили в тюрьму и лишили всего имущества. Освобождён и вернулся ко двору лишь в эпоху правления Фридриха Вильгельма I, который также осуждал огромные неразумные траты своего отца и называл того не иначе как «король великий в делах малых и малый – в великих».
Долгое время жители Циммербуде Пайзе и Неплекена жили бедно и были отрезаны от остальных населённых пунктов государства сплошным лесом, абсолютно не имея перспектив к развитию. Жизнь в деревнях была сложной, моряки часто гибли в заливе, несколько раз в году случались наводнения. Прибыль приходила лишь зимой, когда по льду организовывались грузовые перевозки от Пиллау (совр. Балтийск) до Кёнигсберга (Калининград), в которых в основном были задействованы местные рыбаки. Проживали крестьяне в тесных и грязных жилищах с камышовыми крышами, поэтому дым из очагов оседал толстым слоем сажи на стенах кухонь.
До конца XIX века у трёх деревень не было собственной церкви, поселения относились к приходу Меденау (ныне пос. Логвино), куда можно было попасть лишь через одну дорогу в Неплекене, которую часто заливало. Поэтому кирху Меденау жители рыбацких деревень посещали всего несколько раз в жизни, в основном ради крещения детей и венчания.
По статистике 1820 года в деревнях проживало: Неплекен – 157 человек, Пайзе – 305 человек, Циммербуде – 460 человек.
В 1899 году в Циммербуде наконец появилась кирха, которая являлась филиалом храма Меденау. Это было простое фахверковое здание с ризницей и притвором. На юго-западе отдельно стояла колокольня. В Пайзе построили баптистскую капеллу.
Получается, что только Бог не оставил эти позабытые правительством деревни на берегу залива, а рыбаки молились, да настолько усердно, что вскоре их судьбу изменила … вражда между торговцами Кёнигсберга и Пиллау.
Продолжение следует …
© Дмитрий А. Галлис
P.S.: Подборка статей «История Светлого – Циммербуде, Пайзе»:
- Часть 1/2: Светлый - самый молодой город области, выросший из трёх восточно-прусских деревень.
- Часть 2/2: Кёнигсбергский морской канал, изменивший жизнь Циммербуде-Пайзе и история Светлого.