Найти в Дзене

Гонения, которые привели в Рим апостола Павла

Оглавление

Вернувшись в Иерусалим из 3-го миссионерского путешествия, Павел был арестован римскими властями. И это спасло ему жизнь: звание римского гражданина не позволило допустить самосуд иудейских фанатиков, потому что Павел имел право требовать суда перед кесарем.

Иерусалимские иудеи не знали Павла и не были столь враждебны как малоазийские иудеи. Вот они горели негодованием и могли настоять на повторном созыве Синедриона для суда над апостолом. Тогда его исход предсказать было бы трудно.

Желая помочь Павлу, христиане убедили Клавдия Лисия в том, что в Иерусалиме на жизнь пленника могут покушаться иудеи, поэтому его следует отправить в более безопасное место. Так Павел был отправлен в Кесарию к римскому прокуратору Феликсу. Тот решил отложить дело на неопределенное время, оставив апостола под домашним арестом у себя в Кесарии. Два года Павел был тюрьме, а после этого под конвоем его отправили по морю в Рим.

Маршрут путешествия Апостола Павла в Рим
Маршрут путешествия Апостола Павла в Рим

Но не сразу. Феликса сменил новый римский прокуратор в Иудее Порций Фест (59-62 гг.). Павел продолжал настаивать на римском суде. Визит вежливости иудейского царя Агриппы II в Кесарию укрепил Феста во мнении, что Павла следует отправить Рим.

Корабль отплыл в конце лета, когда плавание по Средиземному морю было рискованным. Путешествие неожиданно закончилось кораблекрушением у берегов Италии на острове Мальта. Вместе с Павлом на корабль сел его друг и помощник – Лука, кому мы и обязаны подробным описанием этого путешествия. В конце концов Павел достиг Рима.

Он был закован в кандалы за надежду Израиля

Древнейшие изображения Апостола Павла (3-4 вв.)
Древнейшие изображения Апостола Павла (3-4 вв.)

Даже в Риме Павел все еще считал себя принадлежащим ко всемирной иудейской общине. Лука описывает встречи апостола с местными иудеями, но те реагируют осторожно и холодно. Они не знали Павла, но знали об учении Христа.

Две встречи провел с ними апостол. Некоторые убеждались, но большинство из них вставали и уходили, услышав про язычников. Римские иудеи ненавидели язычников не меньше своих иерусалимских и малоазийских собратьев.

«И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему», - сказано в конце Деяний и больше ничего. Может быть Лука хотел, чтобы мы помнили Павла как миссионера, а не мученика? Более вероятно, на момент окончания книги Деяний Лука просто не знал об исходе судебного процесса над Павлом.

Стоял ли Павел перед кесарем?

-4

Мы этого не знаем, но это было обещано апостолу в видении. Павел не был ни оправдан, ни осужден, а просто был отпущен за истечением срока ожидания. Скорее всего, иерусалимские иудеи не стали жаловаться на Павла, потому что дела Иудеи тогда находились в крайнем упадке, а духовенство и знать были заняты внутренними разборками.

«Следует сказать, что поначалу, когда власть Нерона еще не утвердилась, а его порок еще не проявился до такой степени, как это описывается в истории, Нерон отпустил Павла, и Евангелие Христа могло проповедоваться на Западе», - сообщает блаженный Иероним о судьбе апостола.

По версии Климента Римского, после двух лет домашнего ареста апостол был освобожден и побывал в Испании, где проповедовал язычникам. Скорее всего, это желание апостола осталось неисполненным.

Надгробная плита и узы Апостола Павла. Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме
Надгробная плита и узы Апостола Павла. Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме

По другой версии, после освобождения и написания Послания к Филиппийцам Павел направился в Филиппы. Oн мог также посетить Филимона в Колоссах, посетить Эфес и проследовать в Македонию (1Тимофею 1:3). Потом Павел посетил Крит, где после себя оставил Тита (Титу 1:5), а затем Милет и Коринф (2Тимофею 4:20). Оттуда Павел мог вернуться в Эфес (1Тимофею 3:14–15) и проследовать в Троаду (2Тимофею 4:13). Наконец, Павел прибыл в Никополь, где провел зиму и откуда написал Послание к Титу (Титу 3:12).

Это лишь одна из гипотез, позволяющая восстановить траекторию передвижения Павла после его освобождения из первого римского заключения.

В какой-то момент Павел был снова арестован, после чего, по преданию, последовала его мученическая кончина. 2 Послание к Тимофею проникнуто ожиданием конца (4:6–8): Павел знает, что «время его отшествия настало».

Мамертинcкая тюрьма (лат. Carcer Mamertinum, или Tullianum),где находился в заточении апостол Павел
Мамертинcкая тюрьма (лат. Carcer Mamertinum, или Tullianum),где находился в заточении апостол Павел

Местом последнего заключения Павла принято считать Мамертинcкую тюрьму (лат. Carcer Mamertinum, или Tullianum), которая была расположена на северо-восточном склоне Капитолийского холма неподалеку от Форума. По преданию, здесь в тяжелых условиях провели последние дни апостолы Петр и Павел.

-7

Древнее предание утверждает, что одновременно с Павлом был умучен Петр. Память двух «первоверховных Апостолов» Церковь совершает в один день: 29 июня. По приказу Нерона Павел был обезглавлен, а Петра распяли вниз головой. Вероятнее всего, это произошло между 64 и 67 гг. Церковное Предание свидетельствует о том, что Петр и Павел были казнены одновременно. Говоря об этом, Евсевий Кесарийский ссылается на свидетельство Коринфского епископа Дионисия, жившего во II веке.

История смерти и погребения Павла описаны в раннехристианской апокрифической литературе. Самый древний из них – это «Деяния Павла», датируемые II веком.

Приглашаю стать частью нашей большой семьи!

Уже 5 лет мы изучаем Слово Божие в «Библейском Движении». За это время 20.000 человек приняли участие в исследовании Слова Божиего. Подписаться и помочь проекту - https://t.me/tribute/app?startapp=shS