Найти тему

Сургутский ветеран рассказал, как семья выжила в концлагере и что такое настоящее зло

Оглавление
   Сургутский ветеран рассказал, как семья выжила в концлагере и что такое настоящее зло
Сургутский ветеран рассказал, как семья выжила в концлагере и что такое настоящее зло

80-летний Николай Федорович Давиденко – несовершеннолетний узник концлагеря, но он абсолютно не выглядит на свой возраст. Мужчина родился в годы Великой Отечественной войны, когда его родители находились в плену на территории Австрии. Сам он сегодня об этом рассказывает совершенно спокойно, без надрыва – такому отношению его научили родители. Поясняет, что ни от кого не скрывает историю своей жизни, но, честно говоря, сам не так много знает о своем детстве в плену, ведь был совсем младенцем. На фотографиях ветеран с медалями не потому, что хочет похвастаться. Это дань уважения и памяти людям, приближавшим наш мир, среди которых были его родители и в каком-то смысле даже он сам.

«Шустрый»

Николай Федорович родился в плену, когда его мама находилась в концлагере «Маутхаузен» на территории Австрии – она тогда входила в состав нацистской Германии. Это одно из самых суровых мест, в котором содержались заключенные не только Советского Союза, но и других оккупированных фашистами территорий. Мать Николая Федоровича немцы угнали в концлагерь, когда оккупировали территории Чернигова. Там и родился у нее сын, будущий сургутянин. Вместе с матерью он провел в концлагере полтора года.

Отец ветерана тоже провел несколько лет в концлагере. Он был шофером на Украине, когда его часть подверглась нападению фашистов. Враги окружили. Мужчину ранили в обе ноги. Его, подбитого, и забрали в плен. Но в концлагере, когда ноги более-менее отошли, солдат дважды предпринимал попытки к бегству. Оба раза его ловили и жестоко избивали. Тем не менее отец ветерана выжил. Не зря, говорит, там его все называли «Шустрый» – таким он и оставался всю жизнь. В плену отец Николая Федоровича провел с 1943 по 1945-е годы, к мужчинам там относились с особенной жестокостью. Эти испытания наложили на здоровье мужчины серьезный отпечаток: он рано ушел из жизни – всего в 40 лет.

– Когда война закончилась, нас освободили не сразу, сначала отправили в фильтрационный лагерь в Молдавию. В Кишиневе мы с мамой провели целый месяц, пока шла какая-то проверка. У нас, конечно же, не было никаких документов, у меня и сейчас оригинала свидетельства о рождении нет, – рассказывает Николай Федорович. – А моего отца сразу же забрали в армию дослуживать. Что хорошо, мать моя была здоровой крепкой деревенской женщиной, поэтому, наверное, после таких испытаний дожила до 80-ти лет. Но она все время мучалась головными болями. Рассказывала, что в плену чуть что – сразу били прикладами по голове.

Тяжелая тема

Из плена они вернулись в Чернигов – это в 150-ти километрах от Киева. Там жила его бабушка, которая, как вспоминает пожилой мужчина, умела лечить людей. Таких, говорит, в народе называли по-простому – знахарка. Она лечила всех детей, которых к ней привозили даже издалека. Бабушка смогла помочь и родному внуку, буквально выходила его, тощего, после концлагеря. И ветеран до сих пор не жалуется на свое здоровье.

Он вообще ни на что не жалуется, выглядит бодрым и жизнерадостным, потому что, по его словам, живя в таких условиях, причин для уныния попросту быть не может. В сравнении с концлагерем все, что угодно, будет за праздник. Ну или не самой страшной бедой. Хотя сам-то он, конечно, своего плена не помнит, все, что знает, – по рассказам родителей. Говорили они об этом мало, старались не вспоминать подробностей, видимо, считали слишком тяжелой темой для детской психики. Да и чему могли бы научить разговоры о жестокости и обидах, которые пришлось пережить? Меньше всего родители хотели, чтобы в их сыне зародилось желание мести, может, поэтому вырастили его таким миролюбивым м жизнерадостным.

– Они начали что-то рассказывать мне про войну, когда я уже учился в девятом классе, и то по чуть-чуть! Оберегали. Но я помню все их слова. Я считаю, что это надо помнить, потому что пострадали 27 млн человек – практически каждая семья. И это горе объединяет всех нас, не только жителей России, но и других стран. Все, что я узнал, передал своим внукам и правнукам, я ни от кого ничего не скрываю. Потому что для них это тоже своего рода гордость, что их предки пережили тяжелые испытания и не утонули в ненависти к врагам, не озлобились, а смогли найти в себе силы на любовь, чтобы создать семью, растить детей, обнимать внуков…

Силы нашлись

Свою любовь Николай Федорович встретил уже в Крыму, там он учился в школе. В Троицк, что в Челябинской области, он переехал уже вместе с женой. Там ветеран работал энергетиком на ГРЭС.

– Проработал 23 года. Потом узнал, что в Сургуте ввели новые энергоблоки, и написал сюда руководству. Вскоре мне пришел вызов, и я сразу приехал. С 1988 года – 35 лет, как живу на Севере. А ведь ехал-то сюда не за туманами, как поется в одной известной песне. Думал, заработаю на пенсию хорошую и через лет десять вернусь – ан нет! Мне тут и квартиру дали сразу, да и работа хорошая была, на станции все меня уважали, чего ж уезжать-то буду? Вот у меня и орден Трудовой славы имеется.

Николай Федорович смеется: хочешь – не хочешь, а за столько-то лет жизни полюбишь этот чудной Север поневоле. Конечно, сейчас-то уж он точно отсюда никуда уезжать не собирается. В Сургуте у него живет и сын с детьми. И, кстати, правнучке на днях исполнится восемь лет.

– Родным надо уделять много внимания, я так считаю, – говорит Николай Федорович. – В последнее время я своим детям, внукам и правнукам особенно много уделяю внимания и благодарен им за любовь. И сыну благодарен, что он живет в Сургуте, да и вообще за все.

Он чувствует единение с другими людьми не только благодаря общему горю, но и общей радости от Победы. Для него та Победа в Великую Отечественную войну – это окончание обоюдной ненависти, которая прежде всего разрушает сердца изнутри. В отказе от зла в любом его проявлении, по мнению ветерана, и проявляется истинная сила духа. Этому своим примером его научила мама, которая выжила в фашистском концлагере.

Ссылка на статью: https://stribuna.ru/articles/video-report/surgutskiy_veteran_rasskazal_kak_semya_vyzhila_v_kontslagere_i_chto_takoe_nastoyashchee_zlo/