Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Тысяча сынов»: что скатило в Ересь Алого Короля?

А вот сел я на досуге перечитывать «Тысячу Сынов» Макнилла. Творчество Макнилла люблю, книга хорошая в целом… но без немного очень личного мнения по ней никак не обойтись. Ибо интересная матрешка получается.

Каждому легиону в Ереси — ну, почти, — выдан отдельный большой роман. Тысячники получили «Тысячу Сынов» (неожиданно, да?) от одного из корифеев БЛ. Повезло ли им? С одной стороны, «ТС» изначально собирался писать еще более «корифеистый» Абнетт, а Макниллу поручили «Сожжение Просперо». Но писатели взяли и поменялись — на слабó. Ну… если не сочиняют в своих интервью и послесловиях, конечно. С другой стороны, о Магнусе написал автор, который искренне любит этого примарха и его легион.

Вероятно, именно симпатии Макнилла делают свидетельства в романе особо ценными.

Сюжет романа — деятельность Тысячи Сынов и причины, которые привели к сожжению Просперо и переходу на сторону Хоруса. По композиции он выстроен линейно. Магнус во главе легиона направляется, чтобы принять участие в большой военной кампании, где, кроме него, должны быть задействованы Несущие Слово и Космические Волки. Однако застревает на планете, где обнаруживает интересные находки… Именно в этой книге нам подробно опишут Никейский собор и сожжение Просперо (в «Сожжении Просперо», вопреки названию, об этом немного).

Многое показано глазами летописцев: Лемюэля Гамона, Каллисты и Камиллы, — некоторых из них мы потом еще встретим в других книгах.

Гордость Магнуса. Худ. Brunoblante
Гордость Магнуса. Худ. Brunoblante

С первых же абзацев я словила отчетливые вайбы пабликов по альтернативной истории. Гора слишком большая? — ну, точно ее создали искусственно, благо знаний по геологии у местных жителей нет. Ах, следов искусственного создания нет? — ну, точно ее создали сверхъестественные силы… Правда, это Вархаммер. Тут есть кому создавать горы, и силы варпа тоже в наличии. Именно ради этой горы Магнус задерживается на планете, пренебрегая долгом. Хотя, к слову, планета приведена к Согласию, и ничто не мешало ему вернуться сюда позже. Надо признать, часть с исследованиями на ней показалась мне довольно затянутой. Но это не повредило книге: она увлекательна, динамична, изобилует яркими характерами, и — особенность Макнилла — представляет собой визуальное пиршество. Просто удивительно, почему до сих пор нет иллюстраций к каждому абзацу!

При повторном прочтении бросается в глаза очень многое, что сперва проходит незамеченным. Так, Тысяча Сынов внешне имеют ярко выраженный древнеегипетский колорит. Имена, названия (например, Песеджет), декор доспехов. Но с древнеегипетскими мифами они на поверку связаны слабо. «Исчисления», похоже, навеяны Каббалой. Прозвище Магнуса — Алый Король — в англоязычной традиции было иносказанием дьявола. Одноглазость — это тоже чисто европейская традиция; у скандинавов одноглазым был сам Один, а у христиан опять-таки отсылка к черту. Еще одна любопытная отсылка — Айзек Ариман. Его брат-близнец Ормузд погиб от изменения плоти. В мифах древней Персии Ормузд — добрый, благой бог, а Ариман — божество зла. Итак, нас все подталкивает к тому, что Тысяча Сынов это какое-то зло во плоти. Однако у Макнилла все начинается вполне прилично: мирные исследователи, культурные, интеллигентные люди…

Вот только перерождение. Очень символичное.

Существенное внимание уделено взаимодействию с Волками. Я знаю людей, которые после этой книги Волков прямо-таки возненавидели. Но если почитать внимательно, то откроются интересные вещи. Волки в основном даны глазами Аримана, который явно предубежден против них. Вот Амлоди Скарссен Скарссенсен прибывает к Магнусу и целеустремленно топает ему навстречу. Воплощение агрессии? Но он еще ничего не сделал и не сказал, а культурные Тысяча Сынов ощетиниваются и еле сдерживаются, чтобы не напасть! И разве его требования от имени Русса не справедливы: другие легионы сражаются и несут потери, а Магнус уклоняется от участия в кампании? Меж тем Волки храбро дерутся вместе с Тысячниками, а Охтхере Судьбостроитель спасает Аримана от сущности из варпа.

Любопытно, как Охтхере пытается достучаться до Аримана, объяснить ему, насколько опасны эти сущности. Но Ариман слишком опьянен познанием.

Эпизод на Сорокопуте, где Леман Русс внезапно скосплеил Довакина, тоже выглядит — с точки зрения Аримана — как акт агрессии. А если подумать? Кто атаковал первым? И кто проявил мудрость и взвешенность? (открою секрет: не Русс и не Магнус).

Бой Космических Волков и Тысячи Сынов. Худ. *NickHerbert
Бой Космических Волков и Тысячи Сынов. Худ. *NickHerbert

В какой-то момент я перестала сочувствовать Магнусу в его стараниях сберечь знания. Его конфликты с братьями — Пертурабо, Керзом, Руссом — из-за разрушения библиотек описаны неоднократно. Но какие знания он старался сберечь? По геологии? По медицине? Может быть, по математике или физике? Нет — его интересовало исключительно изучение варпа. Взаимодействие с его «населением». А что такое жители варпа, мы знаем: они обольщают, предают, уничтожают и пожирают, но никогда не создают.

Макнилл постарался подчеркнуть положительные качества Магнуса — стремление к познанию, эрудицию. Но не скрыл то, что привело его к падению: непомерную самонадеянность и самовлюбленность. Кто сказал «я — совершенство»? Фулгрим? Нет. Это был Магнус. Кто был абсолютно уверен в своей силе, своем могуществе, знаниях, а главное — непогрешимости? Да, это тоже был Магнус. Сынки ему под стать. Их боевые действия на Сорокопуте оставляют ощущение какого-то читерства, нечестной игры. А их заносчивость, соперничество между собой и самоуверенность и вовсе отталкивают.

Вообще тема злонамеренного ученого, который за счет своих изобретений пытается добиться абсолютной власти, популярна в англоязычной литературе. Возможно, из-за гонки вооружений, но я предполагаю, что начало традиции положили Гете с «Фаустом» и Мэри Шелли с «Франкенштейном». У нас-то тоже была гонка вооружений, а в художке — сплошные Краюхины с Юрковскими да профессор Селезнев; русскоязычные ужасы апеллировали к другим страхам. Магнус поначалу был вполне благонамеренным и мечтал о раскрытии потенциала человечества. И все же попался на удочку Хаоса.

И я понимаю — почему. Был ли он действительно хорошим? Были ли воины Тысячи Сынов действительно порядочными людьми? Достаточно посмотреть, как они поступили с Каллистой. Достаточно вспомнить, сколько человек Магнус принес в жертву, чтобы связаться с Императором. Ведь это были не добровольцы. Как и в случае с Хорусом, зло коренилось не во влиянии варпа, а в самом примархе и его сыновьях. Поэтому Хаос не достучался до Сангвиния, до Русса, до Хана и Вулкана — но достучался до Магнуса и Мортариона.

Портрет Магнуса. Худ. Koowanchee
Портрет Магнуса. Худ. Koowanchee

Вероятно, весь роман — предупреждение. Это печальная история о том, как умный человек, не имея четких моральных ориентиров, попадает из-за чрезмерной самонадеянности в западню и тащит за собой множество других людей.