Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой!» Вместе с чемпионкой России Марией Бибиной продолжаем поход по тайным комнатам волейбола. Мы привыкли видеть игроков в матчах, но ведь они к ним как-то готовятся, чем-то занимаются между матчами, с кем-то общаются и дружат, чем-то за пределами площадки вдохновляются и расстраиваются.
В заключительной части интервью либеро, теперь уже казанского «Динамо-Ак Барс» - калейдоскоп, в котором волейбольные темы сменяются житейскими. Погнали!
Об отпуске и волейбольной дружбе
Сейчас в отпуске больше, чем раньше, уделяю внимания физической активности, чаще тренируюсь. Если возникнет долгая пауза в тренировках, организм это почувствует. Потом будет сложнее восстановить форму и подойти в оптимальном состоянии к сборам. Физически себя чувствую уже не как в 18-19 лет – внимания организму надо больше. Но стоит позаниматься, сходить на фитнес – и сразу чувствую заряд бодрости, добавляется энергии. Поэтому в отпуске теперь стараюсь почаще тренироваться.
В мае, сразу после завершения сезона, полетели с Ирой Фетисовой на Мальдивы – отдыхали там неделю. В аэропорту встретили двух девочек из другой команды – они тоже куда-то летели. С Ирой потом обсуждали совместный отдых: «А месяц после сезона смогли бы вместе отдыхать»? Сошлись на том, что смогли бы и месяц, но в одном месте столько времени было бы уже скучно.
Вообще, волейбол мне подарил много близких людей, в разных городах. Подруги есть и в Краснодаре, и в Самаре среди девочек, с которыми в спортивной школе занималась. Фамилий называть не буду – их очень много. Вдруг забуду кого-то – обидятся
О знакомствах и семейных планах
Вне волейбольного мира заговорить со мной с целью знакомства пытаются редко. Возможно, потому что сказывается привычка к виртуальному общению. Люди настолько часто по интернету – в соцсетях и меседжерах – переписываются, что в реальном общении некоторые теряются.
Кто-то даже заговорить стесняется, кто-то одарит комплиментом – и все, без продолжения. Но я это просто для себя отмечаю - на продолжение никогда не намекаю. В моей жизни есть человек, поэтому я не допускаю, чтобы возникли мысли со мной знакомиться для отношений. Чтоб зная это, проявлять инициативу, надо двойную смелость иметь.
Личные планы? Ранее я говорила о желании сначала полностью отдать себя волейболу – а потом уже думать о детях. Сейчас могу повторить – да, хочется сначала отыграть по максимуму. Пока силы, желание, умение, здоровье и все остальное есть, хочется играть. Но сколько еще продлится моя карьера – год, 3 года , 5 лет или 7 – жизнь покажет. Пока у меня только планы на ближайший сезон.
Об эмоциях на площадке и своей доброте
В финальной серии чемпионата эмоциональный накал был высок, возникали споры, но агрессии ни у одной из сторон я не замечала. Кто-то говорил, что некоторые игроки после матчей выглядели очень заведенными - из квадрата ничего подобного не чувствовалось. В моей карьере вообще не было таких матчей - с грубыми перепалками или даже стычками. Возможно, потому что либеро у сетки не бывает. Если там какие-то жесты и обзывательства случаются, это от меня далеко – я не слышу.
Да и в любом случае, агрессия мне чужда. Ругань тоже несвойственна. Какими бы важность и накал матча ни были – никогда ни в каких стычках не участвовала, даже в детстве. Тоже самой касается и неспортивной жизни. Для меня и физическая, и словесная агрессия неприемлемы. Если кто-то себя ведет грубо – я высказаться в ответ могу, даже обидным словом. Но вот повышать голос – это не мое. Кричать на людей я не умею. Чтобы вызвать у меня гнев, нужно очень постараться, хотя даже в гневе меня не боятся (смеется).
Кроме агрессии, для меня неприемлема необязательность. Пообещать - и не сделать. Договориться – и не выполнить. Как это? Я так не могу!
Наивность? Да, называла себя наивной. Потому что во многих ситуациях верю в лучшее. Даже когда факты показывают обратное. Например, кажется, что между людьми дружба, или веришь, что у пары все хорошо сложится. Потом жизнь показывает, что все по-другому. Если разговор об этом заходит, меня спрашивают: «Неужели ты сама не видела?». Видела - но надеялась, что вопреки всему сложится все удачно. В этом и есть моя наивность.
О красоте волейбола и тренерских ругательствах
Волейболист, как и любой другой спортсмен, у меня ассоциируется в первую очередь с трудолюбием. Это основополагающее качество для спортсмена. А прелесть волейбола в том, что он красивый и грациозный. И конечно же, интеллектуальный.
Как это сочетается с резкими фразами тренеров? Меня грубые слова как-то обходят стороной, да я и не обращаю на них особого внимания. За 10 лет в Суперлиге запомнился лишь один момент – когда у Станислава Саликова крепкое слово в мой адрес вылетело. Я сначала обиделась, потом успокоилась, подумала: «ничего страшного».
К тому же я к резким выражениям устойчива, закаленная. В детстве у меня был очень строгий тренер - Наталья Васильевна Хлопкова. Несмотря на то, что мы были детьми, она жестко с нас спрашивала, могла и накричать. Поэтому я привычна.
Мне это все пошло на пользу, я Наталье Васильевне очень за ее строгость благодарна. Жаль, ее уже не с нами, царство ей небесное. Мы с ней никогда не прерывали контакты – общались постоянно, у нее фотографии со мной хранились, я футболки ей передавала.
О жизни в Москве и любимых городах
Когда переходила в московское «Динамо», говорила, что мне еще только предстоит познакомиться с московским ритмом, понять, по душе ли мне это. Спустя 3 года поняла и могу ответить – в Москве меня держал только волейбол. Постоянно там жить не хотелось бы. Самара – да, Краснодар – да. Москва – не мое. Теперь предстоит подробное знакомство с Казанью. Столица Татарстана мне всегда симпатизировала – я с детства часто туда ездила. Но долго там никогда не жила. Теперь узнаю, что такое жить в Казани постоянно. Думаю, мне придется по душе.
Об игровой зрелости, вызове в сборную и Олимпиаде
Я согласна с мнением, что либеро может на высоком уровне выступать очень долго – с годами чувствуешь себя все уверенней. Нам не нужно прыгать, как нападающим и связующим, поэтому на колени нагрузка намного ниже. Зато с возрастом приходит опыт – это дает лучшее понимание игры. Лучше оцениваешь ситуацию, экономней распределяешь силы.
Мне и Константин Ушаков говорит, что по сравнению с началом карьеры моя игра сильно изменилась. Раньше было больше эмоций, много лишних движений, перемещений – сейчас же пришел опыт.
Когда прошлым летом, впервые в карьере, меня вызвали в сборную России, это дало эмоциональный подъем! Вызов в сборную, тренировки в ней и матчи за нее очень меня воодушевили! Хоть и были те матчи товарищескими, хоть и говорили, что при отсутствии международных матчей сборной нет смысла с кем-то играть, проникнуться этой атмосферной было очень приятно. С мотивацией у меня и так никогда проблем не было, но теперь буду держать в уме и выступления за сборную. У нее отличные перспективы – молодое поколение выросло очень сильное. Только вот вернуться бы нам!
Можно держать в уме и следующую Олимпиаду, в Лос-Анджелесе. 2028 год - это плюс 5 - значит, мне 34… Константин Ушаков на этот счет меня успокаивал: «На Олимпиаду и в 40 лет ездят». Буду помнить его слова.
Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если намерены изучать волейбол вместе с нами, Вы однозначно подписались!