Найти тему
МИР (Море История Россия)

Особенности национального ценообразования или правильно ли их назвать "серией Лейтенант Пущин"? (часть 2)

С одной стороны, опыт создания черноморских "контрминоносцев" был не совсем удачным. Они не выдали ожидаемых 26 узлов (не говоря о 30 узлах в японском исполнении этой серии). Но, пока это мало беспокоило командование (турецкий миноносцы со скоростью хода в 28 узлов появились только в 1907-м году). С другой стороны, политическая обстановка диктовала свои условия. Турки «напряглись», и отказались в дальнейшем, пропускать миноносцы с Балтики (пусть даже без вооружения).

А, потому, завод «Наваль» получил новый контракт. 19 августа (1 сентября) 1903 года с Обществом судостроительных, механических и литейных заводов был заключён второй контракт на строительство трёх новых миноносцев серии (заложены 4 января следующего года под названиями «Задорный» (с 1907 года «Лейтенант Пущин»), «Звонкий» и «Зоркий» со сроком сдачи флоту 30 марта (12 апреля) 1905 года.

В ходе пересмотра чертежей уже построенных черноморских миноносцев «Завидный» и «Заветный», были внесены изменения (непринципиальные). Носовой торпедный аппарат был снят, количество мин Уайтхеда было сокращено до четырёх, взамен 381-мм торпедных аппаратов установлены более совершенные 450-миллиметровые. Кроме ходового мостика (над камбузом и штурманской рубкой) был установлен кормовой мостик без крыльев (чем он отличался от установленного на миноносцах типа «Грозный»). При установке на палубе пулемётных тумб были перемещены шлюпбалки.

Корпусные работы были завершены достаточно быстро. Спуск на воду «Зоркого» был произведён в октябре 1904 года, через месяц были спущены также миноносцы «Задорный» и «Звонкий». Затем, опять начались проблемы с изготовлением и установкой механизмов.

«Звонкий» вышел на мерную милю 19 октября 1905 года: при 90 % нагрузке машин произошло «вскипание воды» в котлах и при повторном выходе корабля 28 октября лопнула трубка правого водяного коллектора.

Во время Севастопольского вооружённого восстания стоявшие в Южной бухте Севастопольского порта миноносцы «Зоркий» и «Заветный», еще не вступившие в строй, присоединились к революционной эскадре под командованием П. П. Шмидта.

После смены экипажей, в декабре 1905 года миноносцы вышли на мерную милю. В связи с увеличенной осадкой (из-за перегруза), оба миноносца тоже не смогли преодолеть 24-узловый порог. После длительных обсуждений в Главном управлении кораблестроения и снабжений (ГУКиС) корабли были приняты флотом в 1906 году.

Следующая партия миноносцев («Жуткий», «Живой», «Жаркий» и «Живучий») строилась уже с механизмами изготовленными на Металлическом заводе.

Официальная история опять «грешит» на чертежи. «Несвоевременное поступление в Николаевский порт чертежей с Невского завода также сильно затормозило работы по строительству миноносцев этого типа. Спуск на воду «Живого» состоялся лишь 28 марта (10 апреля) 1903 года. Механизмы для «Живучего» были изготовлены в ноябре 1903 года, но корпус корабля был завершён только через девять месяцев (общее опоздание постройки этого корабля составило более двадцать одного месяца). Были сорваны и контрактные сроки испытаний «Жаркого» и «Жуткого», механизмы для этих кораблей изготовлял Металлический завод. Начало испытаний «Живого» пришлось на декабрь 1905 года, в феврале следующего года он был принят в казну. За ним вошли в состав Черноморского флота «Живучий», «Жаркий» и «Жуткий»».

Откровенно говоря, я эту ситуацию пока до конца не понял. Есть серия миноносцев. Головные миноносцы серии уже построены. В чем проблема?

Есть только один вариант: в каждом отдельном случае, ждали «высочайше утвержденных» чертежей на каждый из строившихся миноносцев (т.е. дело в бюрократии, а не технических решениях). Вариант второй: это "официальная версия" прикрывающая реальные проблемы.

И тут возникла проблема. Сначала у турок появились "французы" : «Самсун», «Ярхисар», «Ташоз», «Басра», водоизмещением почти 300 тонн. Вооружение: 1х65-мм, 6х47-мм орудий, 2х450-мм торпедных аппарата. Экипаж 67 человек. У них скорость была 28 узлов (поначалу, потом котлы Нормана начали "скисать", при турецком обслуживании). Эти корабли, вошедшие в строй в 1907, строились по заказу Турции во Франции; они были однотипны с французскими эсминцами серии «Дюрандаль».

Потом, в 1910 году появились "немцы" (но это произошло чуть позже.

В 1909—1913 годах все миноносцы типа «Лейтенант Пущин» прошли капитальный ремонт в Севастопольском порту. На кораблях были заменены водогрейные трубки в котлах, а на «Лейтенанте Пущине» заменили сами котлы, отремонтированы практически все главные и вспомогательные механизмы. Вместо пяти снятых 47-мм пушек Гочкиса на каждый эскадренный миноносец были добавлены одно кормовое 75-мм орудие и четыре 7,62-мм пулемёта.

Число торпед было сокращено до трёх, а число мин заграждения, которое мог принимать каждый корабль, было увеличено до восемнадцати. Увеличился запас топлива, а также водоизмещение (до 450 т). К началу Первой мировой войны эсминцы серии «Ж» были снабжены приданными им катерами. Судьба их была разной, но, как у всех кораблей Черноморского флота... непростой. (Даю официальную версию)

Миноносец "Жаркий" В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. В ночь на 3 апреля 1917 года, совместно с эсминцем "Живучий", уничтожил 2 больших турецких парусника.

29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года ушел из Севастополя в Новороссийск, но 19 июня 1918 года вернулся обратно в Севастополь, где был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами и вскоре передан в распоряжение белогвардейского командования. 3 апреля 1919 года ушел из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года включен в состав морских сил Юга России.

14 ноября 1920 года на буксире у транспорта-мастерской "Кронштадт" уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту (Тунис), где 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями.

29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" Франции как металлолом.

Миноносец "Живой" Тоже участвовал в Первой мировой. 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. 29 апреля 1918 года прибыл в Севастополь из Новороссийска и был захвачен германскими войсками, укомплектован немецкой командой и 22 октября 1918 года, под литерой "R 12", введен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими интервентами и вскоре передан в распоряжение белогвардейского командования. 31 марта 1919 года был исключен из состава белогвардейского флота. 3 апреля 1919 года ушел из Севастополя в Новороссийск и 3 мая 1919 года вторично зачислен в состав морских сил Юга России. 15 ноября 1920 года затонул во время шторма в Черном море, при эвакуации врангелевцев из Севастополя в Стамбул. Правда, злые языки утверждают, что миноносцы "Живой" и "Жуткий" были подарены кемалистской Турции (но мы вернемся к этому вопросу).

Миноносец "Живучий" название свое не оправдал. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные группы, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Совместно с другими кораблями уничтожил в море и около берега 46 турецких парусников. 25 апреля 1916 года, во время эскортирования линейного корабля "Императрица Мария", на выходе из Севастополя на траверзе бухты Камышовая, подорвался на минах, выставленных германской подводной лодкой "UC 15", переломился пополам и затонул.

Миноносец "Жуткий" участвовал в Первой Мировой 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В марте 1918 года поставлен на капитальный ремонт в мастерские Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и в июля 1918 года, под литерой "R 11", включен в состав ВМС Германии на Черном море, но в строй не вводился. 24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими интервентами, и в период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, был полностью выведен из строя.29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта и 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ. (Версию с подарком Кемалю я уже озвучивал)

-2

Миноносец "Заветный"29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении. 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими интервентами. В конце апреля 1919 года был затоплен экипажем в Севастопольской бухте, во избежании угона в Средиземное море. 12 августа 1921 года поднят "Госсудоподъемом". 29 августа 1921 года принят Севастопольским военным портом на хранение и 15 октября 1921 года зачислен в списки Морских сил Черного моря, однако в строй не вводился и 13 декабря 1923 года исключен из состава РККФ с передачей "Комгосфондов" для реализации.

Миноносец "Завидный" Все почти точно так же: 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В марте 1918 года участвовал в обороне Одессы. 1 мая 1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками и вскоре, под литерой "R 13", включен в состав ВМС Германии на Черном море, но в строй не вводился. 24 ноября 1918 года захвачен в Севастополе англо-французскими интервентами и в период с 22 по 24 апреля 1919 года, по приказу английского командования, был полностью выведен из строя. 29 апреля 1919 года освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. Выведен из строя. После освобождения Севастополя частями РККА в строй не вводился. В 1923 году сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Миноносец "Звонкий" 29 декабря 1917 года вошел в состав Красного Черноморского флота. В начале 1918 года поставлен на капитальный ремонт в мастерские Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и в июле 1918 года, под литерой "R 11", включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими интервентами, передан ВМС Греции и переименован в "Докса". В апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. 12 сентября 1919 года возвращен греческим командованием белогвардейцам и 21 сентября 1919 года зачислен в состав морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран во Франции на металл.

Миноносец "Зоркий" в начале 1918 года поставлен на капитальный ремонт в мастерские Севастопольского военного порта, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими войсками и в июле 1918 года, под литерой "R 10", включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 года был захвачен англо-французскими интервентами и в апреле 1919 года уведен в порт Измир на Мраморном море. С октября 1920 года входил в состав белогвардейских морских сил Юга России. 14 ноября 1920 года уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями. 29 октября 1924 года признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за сложности международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг. продан "Рудметаллторгом" частной фирме на слом и в начале 30-х гг. разобран во Франции на металл.

-3

В этом списке нет миноносца "Лейтенант Пущин". Где он?

16 (29 ) октября 1914 г., находясь в составе дозорного дивизиона ("Живучий" и "Жаркий"), получил серьезные повреждения (разрушены носовая оконечность корпуса и мостик), при попытке атаковать торпедами германо-турецкий линейный крейсер "Гебен". Ремонт занял 20 суток. В период первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам войск Кавказского фронта, обеспечивал и прикрывал действия других сил флота. 25 февраля 1916 года при следовании на разведку в районе Варны (мыс Иланджик), подорвался на болгарской мине заграждения, переломился пополам и затонул.

Эсминец "Лейтенант Пущин" пролежал на дне Черного моря почти 100 лет. Все это время никто не знал места гибели легендарного корабля и практически всего его экипажа (75 человек).
В 2014 г. в районе Варны, в 12-ти милях от берега были обнаружены обломки "Лейтенанта Пущина". Корабль лежит на дне Чёрного моря, на глубине 37 м, корпус его буквально разломан на две части, а обломки разбросаны по дну моря на расстоянии одного километра. Российские и болгарские власти решили не поднимать их на поверхность, а прямо в воде установить погибшим морякам памятник. Российская сторона специально организовала акцию "Поклон кораблям Великой Победы". Водолазы, которые участвовали в ней, спустились на дно Черного моря и на затонувшем эсминце установили памятную табличку с именами всех погибших моряков.