Найти тему
МИР. Не серые будни

Жизнь заканчивается там, где она теряет веру в себя

Состоялась премьера картины режиссёра Ильшата Рахимбая «Микулай». Авторы фильма называют его «этно-триллером». Главные роли исполнили Виктор Сухоруков, Иван Добронравов и Екатерина Агеева.

Жанр - этно, потому что все действия происходят в кряшенской деревне в Татарстане. Народ кряшен — это крещёные татары, исповедующие православное христианство. Их не так много в мире, всего около 55 тысяч человек по статистике 2010 года. Проживают, в основном, в России и Казахстане. В России живут в Татарстане, а также в Удмуртии, Башкортостане и Челябинской области. И в других соседних регионах понемногу.

Официально кряшены считаются обычными татарами, и говорят они на татарском языке. Основное их отличие состоит только в том, что они исповедуют христианство, а не привычный для татар ислам. Тем более, что давно доказано: принадлежность человека к какой-либо религии вовсе не относит его априори к конкретному народу.

Сюжет фильма основан на пьесе татарского драматурга - Мансура Гилязова. Ильшат Рахимбай вместе с Тимуром Бекмамбетовым внесли изменения в сценарий, последний посоветовал сделать из картины триллер. Действие фильма происходит в исчезающей деревне Сарсаз-Кюл.

Микулай (Сухоруков), авторитет в деревне. Женат на молодой девушке, и они ждут ребёнка. Каждую ночь он с жителями зажигает свечу, в виде огромной башни, как маяк для пролетающих самолётов. Это важный ритуал для Микулая.
В последнюю ночь , что-то пошло не так. Никто не смог объяснить, почему её не зажгли. Куда делось топливо. Тогда утром он идёт на поиски бензина и встречает новое событие. Неожиданно появляется незнакомец по имени Степан (Иван Добронравов) и называет себя сыном Микулая, о котором тот и не ведал. На радостной ноте новоиспеченный отец вводит отрока в свой дом, знакомит с молодой супругой, которая не в восторге от чужака. Представляет родителям преклонного возраста, с гордостью знакомит с жителями всей малочисленной деревушки. Рассказывает о его матери. О жизни в этом месте. Как все счастливы и довольны здесь. И всё казалось бы соединяется в жизни отца и сына, ибо тут родина его матери. Если бы не видения. Откуда взялись куклы, что здесь происходит? Есть ли жизнь вообще в этой деревне. На эти вопросы ответ даёт сам режиссёр словами Микулая в конце картины. "Жизни нет в этой деревни".
То что это психологический триллер становится явным уже в начале. Наблюдается потеря реальности нормального стандартного мышления. Всякая логика летит в тартарары, когда мы видим ситуацию с позиции Степана.
После просмотра возникает огромное количество вопросов, на которые трудно ответить без дополнительной информации и разъяснения самого автора.

Да, фильм тяжёлый. И особенно это считывается в наше время. Хочется лёгкости и забвения, но без психологических трюков.
Авторы хотели показать этнокультуру одного из народов татарстана , кряшен. Воссоздать быт и культуру этого народа. Передать нам частицу этого мира. Однако хотелось бы увидеть более позитивную картину.

Отмечу, что приятно слушать татарский ансамбль как звуковое решение; окунуться в колорит самобытности народа, наблюдая домики, раскрашенные узорами, старообрядческие наряды; увидеть почитание старших и любовь к своим соседям. Это создаёт тёплую и располагающую атмосферу. Однако при этом зашкаливает чрезмерная доброта и слащавость в обращении к каждому. Это наводит на мысль, где же здесь подводный камень.

Спираль сюжета, закрученная вокруг сына и отца, показывает мир с разных точек зрения. Почему для одного счастье и уютная жизнь, а для другого призрачный мрак?
У кого-то просто съехала крыша. И в развязке оказалось примерно то, что уже намечалось примерно с середины киноленты.

Вернемся к началу фильма. Вспоминаем с чего началось и понимаем , что послужило триггером на возвращение Микулая в реальность. Это свеча. Когда всё не пошло своим привычным чередом, когда одно звено выскочило из цепочки ежедневных событий, тогда мозг начал замыкаться и пустил ценную реакцию переплетенных событий, как реальных, так и возбудимых больным сознанием.

Это всё происходит на наших глазах. Этот фильм заставляет задуматься о жизни , вернее вымирании народов, которые небольшими поселениями живут в богом забытых деревнях; об исчезновении таких целых деревень, с их укладом жизни и обычаями.

А ещё страшнее мысль, когда осознаешь , что этот фильм о принятии и отпущении своей вины, потери своих близких, всего , что окружало привычным образом на жизненном пути.

Насколько вина может поразитировать сознание, искажая реальность и переводя в мир иллюзий. И человек неосознанно воссоздает потерянные моменты, восполняя их воспоминаниями, которые давно пора отпустить, принять все потери, пройти сквозь мнимую свою вину и принять себя и всю окружающую реальность. Это одиночество, может быть. Но сохранение здравого смысла, которое отсутствует у героя. И мы невольно всасываемся в это месиво из абсурда и брезгливости. Есть такое.

Если целью автора было погрузиться в тему этнического происхождения, освятить в культуру исчезающие народы вместе с их историей, то не обязательно было рассказывать о истории в рамках тяжести и абсурда. Это ещё усугубляет атмосферу тления, пахнущего прахом вековых культур. Возможно автор специально преподнёс через призму негатива и с такой тяжестью, чтобы больше погрузить в проблему исчезновения народа, чтобы с большей эмоциональностью воздействовать на зрителя

Не тот фильм, не для этого времени. Кроме песен ансамбля ничего полезного и приятного от картины не заходит.