Найти тему
Журнал не о платьях

"В ше­ст­на­д­цать лет он от­пра­вил Фрей­ду своё эс­се, по­свя­щён­ное те­о­рии се­к­су­аль­но­сти". Психоаналитик Ви­к­тор Франкл

Оглавление

Источник фото: knife.media
Источник фото: knife.media
Ни­ко­му не уда­ет­ся про­жить жизнь без то­го, что­бы хоть не­сколь­ко раз не об­ра­тить­ся к Не­бе­сам или в про­стран­с­т­во с гнев­ным во­п­ро­сом: "Ну за что мне та­кое го­ре? По­че­му я так стра­даю?"

Как пра­ви­ло, от­ве­та мы не по­лу­ча­ем. Рань­ше за по­мо­щью об­ра­ща­лись к свя­щен­ни­ку. Ев­ро­пей­ская ци­ви­ли­за­ция ХХ, а те­перь уже и XXI ве­ка от­вер­ну­лась от свя­щен­ни­ка и с на­де­ж­дой гля­дит в сто­ро­ну вра­ча-пси­хо­те­ра­пев­та, тре­буя, что­бы он объ­я­с­нил, по­че­му нам так пло­хо и сто­ит ли жить даль­ше.

Вен­ский пси­хо­ана­ли­тик Ви­к­тор Франкл по­те­рял во Вто­рой ми­ро­вой вой­не же­ну, ро­ди­те­лей и бра­та, а сам три го­да про­вел в конц­ла­ге­рях. Че­ло­век, ко­то­рый все это вы­дер­жал, за­слу­жи­ва­ет, что­бы его вни­ма­тель­но вы­слу­ша­ли. Уж он-то зна­ет, за­чем и как жить. На ос­но­ве сво­его опы­та он со­з­дал соб­ст­вен­ное уче­ние о смы­с­ле жиз­ни – "Ло­го­те­ра­пию".

Все­го лишь про­цесс оки­с­ле­ния?

Ви­к­тор Франкл ро­дил­ся в Ве­не, вто­рым ре­бен­ком в бла­го­по­лу­ч­ной ин­тел­ли­гент­ной се­мье. Его отец, Га­б­ри­эль Франкл, ру­ко­во­дил ми­ни­стер­ст­вом со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния. Ма­ма c не­ж­но­стью и лю­бо­вью вос­пи­ты­ва­ла тро­их де­тей. Ни­ка­ких хло­пот ни ро­ди­те­лям, ни учи­те­лям юный Ви­к­тор не до­с­та­в­лял, и к пси­хо­ло­гии его под­ве­ли не ли­ч­ные ком­п­ле­к­сы и про­б­ле­мы, а ис­крен­нее вос­хи­ще­ние чу­дом жиз­ни – как не­ко­то­рых об­ра­ща­ет на служ­бу Бо­гу вос­хи­ще­ние кра­со­той все­го су­ще­го.

Од­на­ж­ды на уро­ке ес­те­ст­во­зна­ния он ужа­с­но оби­дел­ся на учи­те­ля за все че­ло­ве­че­ст­во – тот, ус­тав­ший от уче­ни­ков, за­ме­тил, что че­ло­ве­че­с­кая жизнь – "все­го лишь про­цесс оки­с­ле­ния". Три­на­д­ца­ти­лет­ний Ви­к­тор не вы­дер­жал та­ко­го ци­низ­ма, вско­чил с ме­с­та и за­паль­чи­во вос­кли­к­нул: "А как же то­г­да быть со смы­с­лом жиз­ни?!"

В ше­ст­на­д­цать лет он от­пра­вил Фрей­ду свое эс­се, по­свя­щен­ное те­о­рии се­к­су­аль­но­сти. Все­гда веж­ли­вый и вни­ма­тель­ный Фрейд на­звал в от­вет­ном пись­ме юно­шу "до­к­то­ром", на­шел его эс­се не толь­ко ин­те­ре­с­ным, но и до­с­той­ным пуб­ли­ка­ции в пси­хо­ана­ли­ти­че­с­ком жур­на­ле и вдо­ба­вок вы­слал не­сколь­ко соб­ст­вен­ных на­уч­ных ра­бот. По­нят­но, что по­с­ле это­го Франкл ут­вер­дил­ся в сво­ем ре­ше­нии изу­чать пси­хи­а­т­рию и по­сту­пил на ме­ди­цин­ский фа­куль­тет.

Жизнь его бы­ла сча­ст­ли­ва и без­мя­те­ж­на, и как вся­кая без­мя­те­ж­ная жизнь – бед­на со­бы­ти­я­ми и ску­ч­на для по­сто­рон­не­го взгля­да. В 1924 го­ду он ли­ч­но по­з­на­ко­мил­ся с Фрей­дом и под­ру­жил­ся с Ад­ле­ром. Ни в ка­ких пси­хо­ана­ли­ти­че­с­ких дряз­гах и раз­бор­ках не уча­ст­во­вал в си­лу урав­но­ве­шен­но­го ха­ра­к­те­ра. На­чал ра­бо­тать над кни­гой по ло­го­те­ра­пии, что­бы до­ка­зать, что че­ло­век – не­что боль­шее, чем про­дукт на­след­ст­вен­но­сти или жер­т­ва ин­стин­к­тов и вос­пи­та­ния.

Как стать ве­ли­ким

В 1937 го­ду Франкл от­крыл ча­ст­ную пра­к­ти­ку. Про­яв­ле­ния фа­шиз­ма в Гер­ма­нии вос­при­ни­мал как не­кую не­при­ят­ную дет­скую бо­лезнь не­мец­кой на­ции и все на­де­ял­ся, что она не зай­дет да­ле­ко и не ока­жет­ся слиш­ком за­раз­на.

Он оши­бал­ся – в 1938-м Ве­ну за­ня­ли нем­цы. Франкл про­дол­жал ра­бо­тать и не от­ка­зы­вал в ле­че­нии ни­ко­му – ни пре­сле­ду­е­мым жер­т­вам, ни фа­ши­ст­ским бон­зам. Быв­ший па­ци­ент, ге­с­та­пов­ский офи­цер, дол­го уго­ва­ри­вал его эми­г­ри­ро­вать из Ве­ны, обе­щал на ма­к­си­маль­но воз­мо­ж­ное вре­мя ото­дви­нуть арест, и да­же по­мог офор­мить ви­зу на въезд в США. Но толь­ко на од­но­го че­ло­ве­ка -- са­мо­го Фран­к­ла. Его го­ря­чо лю­би­мые ро­ди­те­ли ос­та­ва­лись в Ве­не на про­из­вол судь­бы. Ес­ли ве­ли­ко­го Фрей­да с же­ной и до­ч­кой вы­ку­па­ли че­рез по­сред­ни­че­ст­во вы­с­ших ди­п­ло­ма­ти­че­с­ких чи­нов и ко­ро­лев­ских особ, то кто бы стал вы­кла­ды­вать су­ма­сшед­шие день­ги и су­е­тить­ся ра­ди ма­мы и па­пы ря­до­во­го хо­ро­ше­го до­к­то­ра?

Франкл мог уе­хать один. Уе­ха­ла же в Ав­ст­ра­лию его се­ст­ра. Но он пред­по­чел раз­де­лить судь­бу от­ца и ма­те­ри. Он на­де­ял­ся, что по­слу­жит для них хоть ка­кой-то за­щи­той, и при­нял глав­ное ре­ше­ние сво­ей жиз­ни, ре­ше­ние, ко­то­рое сде­ла­ло его ве­ли­ким -- будь что бу­дет, а он ос­та­ет­ся в Ве­не.

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай:

Га­ли­на Зай­це­ва (с) "Лилит"