Никому не удается прожить жизнь без того, чтобы хоть несколько раз не обратиться к Небесам или в пространство с гневным вопросом: "Ну за что мне такое горе? Почему я так страдаю?"
Как правило, ответа мы не получаем. Раньше за помощью обращались к священнику. Европейская цивилизация ХХ, а теперь уже и XXI века отвернулась от священника и с надеждой глядит в сторону врача-психотерапевта, требуя, чтобы он объяснил, почему нам так плохо и стоит ли жить дальше.
Венский психоаналитик Виктор Франкл потерял во Второй мировой войне жену, родителей и брата, а сам три года провел в концлагерях. Человек, который все это выдержал, заслуживает, чтобы его внимательно выслушали. Уж он-то знает, зачем и как жить. На основе своего опыта он создал собственное учение о смысле жизни – "Логотерапию".
Всего лишь процесс окисления?
Виктор Франкл родился в Вене, вторым ребенком в благополучной интеллигентной семье. Его отец, Габриэль Франкл, руководил министерством социального обеспечения. Мама c нежностью и любовью воспитывала троих детей. Никаких хлопот ни родителям, ни учителям юный Виктор не доставлял, и к психологии его подвели не личные комплексы и проблемы, а искреннее восхищение чудом жизни – как некоторых обращает на службу Богу восхищение красотой всего сущего.
Однажды на уроке естествознания он ужасно обиделся на учителя за все человечество – тот, уставший от учеников, заметил, что человеческая жизнь – "всего лишь процесс окисления". Тринадцатилетний Виктор не выдержал такого цинизма, вскочил с места и запальчиво воскликнул: "А как же тогда быть со смыслом жизни?!"
В шестнадцать лет он отправил Фрейду свое эссе, посвященное теории сексуальности. Всегда вежливый и внимательный Фрейд назвал в ответном письме юношу "доктором", нашел его эссе не только интересным, но и достойным публикации в психоаналитическом журнале и вдобавок выслал несколько собственных научных работ. Понятно, что после этого Франкл утвердился в своем решении изучать психиатрию и поступил на медицинский факультет.
Жизнь его была счастлива и безмятежна, и как всякая безмятежная жизнь – бедна событиями и скучна для постороннего взгляда. В 1924 году он лично познакомился с Фрейдом и подружился с Адлером. Ни в каких психоаналитических дрязгах и разборках не участвовал в силу уравновешенного характера. Начал работать над книгой по логотерапии, чтобы доказать, что человек – нечто большее, чем продукт наследственности или жертва инстинктов и воспитания.
Как стать великим
В 1937 году Франкл открыл частную практику. Проявления фашизма в Германии воспринимал как некую неприятную детскую болезнь немецкой нации и все надеялся, что она не зайдет далеко и не окажется слишком заразна.
Он ошибался – в 1938-м Вену заняли немцы. Франкл продолжал работать и не отказывал в лечении никому – ни преследуемым жертвам, ни фашистским бонзам. Бывший пациент, гестаповский офицер, долго уговаривал его эмигрировать из Вены, обещал на максимально возможное время отодвинуть арест, и даже помог оформить визу на въезд в США. Но только на одного человека -- самого Франкла. Его горячо любимые родители оставались в Вене на произвол судьбы. Если великого Фрейда с женой и дочкой выкупали через посредничество высших дипломатических чинов и королевских особ, то кто бы стал выкладывать сумасшедшие деньги и суетиться ради мамы и папы рядового хорошего доктора?
Франкл мог уехать один. Уехала же в Австралию его сестра. Но он предпочел разделить судьбу отца и матери. Он надеялся, что послужит для них хоть какой-то защитой, и принял главное решение своей жизни, решение, которое сделало его великим -- будь что будет, а он остается в Вене.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Галина Зайцева (с) "Лилит"