Найти тему
Катехизис и Катарсис

КСИР в системе образования Ирана

Оглавление

«Новые стратегические ориентиры КСИР изменены директивами Вождя революции. Основная миссия КСИР отныне состоит в том, чтобы справиться с угрозами со стороны внутренних врагов. Приоритетом №2 для корпуса является помощь военным в случае иностранной угрозы»,
Мохаммад Али Джафари, командующий КСИР с 2007 по 2019 гг.

Одним из важнейших результатов данного поворота к борьбе с внутренним инакомыслием стало усиленное внимание Корпуса к идеологической обработке, обучению и образованию в Иране. Этому фокусу и посвящена эта краткая статья.

Пункт 1. Идеологическая активность КСИР

Сама по себе информационно-пропагандистская функция КСИР не оригинальна, ведь изначально одна из важнейших обязанностей Корпуса заключалась в воспитании и обучении новых пасдаранов моральным, идеологическим и военно-политическим аспектам молодой Исламской республики Иран. Те, кто желал стать частью организации, должны были непременно посещать занятия в офисе КСИР, где читали лекции профессора Тегеранского университета, среди которых явно выделялись Ахмад Фардид (1909-1994) и Реза Давари Ардакани (1933) - выдающиеся философы и идеологи исламского правительства. Последний до сих пор является президентом иранской Академии наук. Разумеется, всех их обвиняли и обвиняют (на Западе) в антигуманизме, антитехнологичности и иногда в национализме, представляя «врагами свободы и поборниками насилия» (К. Р. Поппер). Но хотя принципы ранних философов и идеологов исламской государственности очевидно сыграли свою роль во вдохновении первоначальных рвений КСИР, на данный момент сомнительно, что они доминируют в мировоззрении нынешних стражей, которые наоборот гордятся своими технократическими взглядами и идеей о том, что именно Корпус является подходящей силой для модернизации государства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что идеологическое мировоззрение этой организации не является чем-то статичным и монолитным. Оставаясь в целом верным революционным идеалам, КСИР вполне способен развиваться в разнообразных и иногда даже неожиданных формах.

Самая первая задача идеологического толка государственного уровня была возложена на КСИР еще аятоллой Хомейни. Корпусу доверили пропаганду теории (ставшей затем доктриной) Вилаят-аль факих, согласно которой руководство над шиитами переходило в руки, собственно, факихов и муджтахидов (богословов). Посредством данной миссии, КСИР принялся укреплять боевой дух регулярной армии того времени, развернув сеть из примерно 18000 священнослужителей, внушавших солдатам верность идеи исламской государственности и ценность мученичества. Из этого первоначального ядра уже позже начали произрастать культурные мероприятия, институты и аналитические центры, лагеря для молодежи, подконтрольные КСИР. Часто всё это проводится и организовывается в тандеме с госкомпаниями и органами, навроде IRIB (монополистская телерадиокомпания «Голос Исламской республики Иран»), Министерства культуры и исламской ориентации, Организации исламской пропаганды (да, и такая есть). При этом, как отмечалось в предыдущих статьях, все конторы и министерства возглавляются или укомплектовываются зачастую бывшими пасдаранами, отчего даже учебные заведения, формально не привязанные к КСИР, могут на уровне руководства симпатизировать и продвигать институциональные интересы Корпуса.

Летние лагеря, по-видимому, являются ключевым средством распространения ценностей КСИР среди молодежи школьного возраста. Здесь им прививают консервативные ценности и пытаются укреплять мысль о негативном влиянии на Иран чужеродных культур посредством интернета и спутникового ТВ. Конечно, лагеря не являются строго идеологизированными; они предполагают, прежде всего, среду для социализации, занятий спортом, отдыха и приобретения различных навыков. По словам полковника Сехаватманда Давуди, начальника КСИР по Гиляну, «программа летних лагерей включает в себя изучение Корана, отдых и оздоровление, чтение книг, спорт и кемпинг». Также, в зависимости от лагеря, здесь могут проходить курсы по иностранным языкам (в основном арабский или английский), физике, химии, математике. На летнюю программу может быть записан любой желающий ребенок.

-2

Пункт 2. Присутствие КСИР в системе образования Ирана

Помимо ведения собственной культурной деятельности и идеологической обработки кандидатов в пасдараны, КСИР глубоко укоренился в иранской системе образования - как на уровне университетов, так и на уровне средней школы. Его присутствие в этой сфере выполняет двоякую функцию. Во-первых, оно способствует навязыванию той же идеологической близости, которую Корпус пытается привить через собственную учебную деятельность в своих подразделениях. Во-вторых, так организуется по сути резерв в новых поколениях, который позже заменит старое и при этом будет весомой силой против ориентированных на реформы студентов-активистов.

Во многом этой активности КСИР в академических кругах, по-видимому, способствовало вмешательство Корпуса в практику найма и администрирования университетов. Все это началось с университетских чисток 1980-х годов, когда многие профессора и администраторы были сняты со своих должностей и заменены должностными лицами КСИР. После избрания президентом Махмуда Ахмадинежада и за последние несколько лет, «досрочно вышли на пенсию» многие преподаватели Тегеранского университета, Университета им. Алламе Табатабаи и Педагогического университета. После этого часто следовали аресты бывших работников. Чтобы не быть голословным, вот слова руководителя Верховного совета Культурной революции, Ходжата Мохаммадиана:

«В настоящее время у нас действует порядка 11000 лекторов КСИР в университетах страны, тогда как двадцать лет назад благочестивых и религиозных было всего несколько <…> На сегодняшний день наличие большого количества таких лекторов - это успех для нашей Исламской революции».

На данный момент в составе КСИР существует отдельная Организация лекторов Басидж (ОЛБ), которая, по собственным данным, насчитывает 15000 членов и 25% университетских преподавателей состоят именно в ОЛБ. Исходя из этого, КСИР может спокойно и легально формировать учебные программы, где особое внимание уделяется религиозным курсам и исламской культуре. В то время как ОЛБ нацелена больше на поддержание морали и повышение институционального авторитета КСИР в преподавательских эшелонах университетской жизни, Студенческая организация Басидж (СОБ) является инструментом влияния, соответственно, на студенческую среду, где, согласно статистике Министерства образования, в последнее время наблюдается снижение числа религиозно убежденных. Членами СОБ являются порядка 650000 студентов по всему Ирану, а об их уникальном положении заявлял сам Хоменеи:

«Спецификация этой студенческой организации заключается в том, что, с одной стороны, она связана со студенческой средой. С другой, она зависит от КСИР, который является символом мужества и Исламской революции. Эта связь и зависимость, однако, не означает военизированный характер студентов; напротив, им открывается путь к сокровищнице экспериментальных, военных и дисциплинарных достижений КСИР. Это идет на пользу всем студентам».
-3

Роль СОБ как консервативного университетского авангарда принимает две формы. Во-первых, организация противостоит активистам-реформистам. В качестве иллюстрации молодой член СОБ из Тегеранского университета в 1998 году объяснял это так:

Сначала мы предупреждаем посредством зрительного контакта, сообщая этим правонарушителям о том, что они делают что-то не так. Если они понимают, все в порядке. Если они не меняются, мы даем устное предупреждение. Если и это не срабатывает, то мы приступаем к делу… Бьем их, чтобы эффект был доходчив, но бьем их так, чтобы не было видно физических следов на теле».
(Thomas Omestad, “Iran’s Culture War,” U.S. News and World Report, July 27, 1998, pp. 33–51. The interviewee explained that beatings are conducted with “an open hand.”)

Во-вторых, члены СОБ часто смещают свой приоритет в сторону самой администрации университета, в частности, по социальным, моральным и политическим вопросам, в которых мировоззрение сотрудников может противоречить их институциональному видению и видению КСИР.

Время от времени СОБ выходит за пределы университетской среды на уровень мягкой критики режима и его бюрократии. Например, Мохаммад Мехди Захеди, глава СОБ в Университете науки и промышленности, подвергал критике Министерство образования, утверждая, что студенческой организации должно быть предоставлено больше полномочий для принятия решений в администрации университета. В Университете им. имама Садека СОБ выступила с заявлением, в котором раскритиковала растущий уровень экономической коррупции среди государственных чиновников и отсутствие ответных мер со стороны администрации. А в далеком марте 2007 года члены СОБ из 162 университетов выпустили совместное заявление, настаивая на том, чтобы Иран разорвал отношения с МАГАТЭ.

Несмотря на кажущееся всевластие Студенческой организации Басидж, некоторый спектр студенческих групп продолжает соперничать с СОБ, демонстрируя, что определенные секторы иранской интеллектуальной и общественной жизни остаются спорной ареной, несмотря на широкий охват КСИР по идеологической обработке студенческой среды. И здесь стоит сказать о трех других крупных студенческих объединениях, присутствующих в стране.

1. Исламская ассоциация студентов. Грубо говоря - радикалы.
2. Управление по укреплению единства. Ведущая продемократическая студенческая группа Ирана.
3. Управление по консолидации демократии. «Новые левые», стремящиеся продвигать гражданское общество в Иране.

Пункт 3. КСИР и парамилитарная подготовка молодежи

-4

Важнейшими целями выше описанной и ориентированной на молодежь работы КСИР является развитие социальных связей, единого корпоративного духа и почтения к государству, что в конечном итоге вынуждает участников СОБ участвовать и в обязательной военной подготовке - либо в рамках Басидж, либо через профессиональную подготовку в самом Корпусе. И все это является вполне престижным по иранским меркам, ведь таким образом организовывается довольно мобильный социальный лифт, подразумевающий дальнейшую офицерскую службу в рядах пасдаранов. Такая перспектива кажется оправданной для многих студентов, а ценность ее заключается еще и в возможностях для сельской периферии: в отличие от состава ВС некоторых арабских государств, демографический состав КСИР географически очень разнообразен и включает в себя почти все иранские провинции.

На сегодняшний день в рамках КСИР проводятся регулярные военизированные учения по всему Ирану как для активных, так и для потенциальных членов Корпуса. К этим мероприятиям привлекается широкий спектр иранского общества, начиная от сельских классов и молодежи из провинциальных племен, заканчивая городскими студентами и юными фабричными рабочими. Около 600 000 из 3 миллионов активных членов Басидж входят в состав вооруженных военизированных формирований, которые регулярно принимают участие в этих парамилитарных учениях. На данный момент самыми известными молодежными батальонами являются мужские подразделения «Ашура», «Кербела» и «Зульфикар», а женским - «Аль-Захра».

Во всем этом КСИР преследует четыре цели:

  1. Оснащение вооружением членов Басидж для участия в стратегии режима по защите родины;
  2. Обучение их для помощи в оперативных ликвидациях последствий стихийных бедствий;
  3. Подготовка к защите режима от т.н. «мягкого переворота», т.е. попыток подорвать революционные ценности через продвижение гражданского общества и поощрения этнического инакомыслия;
  4. Возможность иметь лишний плацдарм для внедрения членов КСИР в народные массы.

Автор - Тимофей Кранин