Найти тему
Советское Кино и не только

А самолёты не летают... и притча тоже не получилась

Такой фильм мог появиться только в начале Перестройки - ни раньше, ни позже. Помните такую штуку, которая называется "эзопов язык"? В сатирических фильмах советского времени его использовали довольно часто.

Встречающий (Сергей Арцибашев), кадр из фильма "Время летать" (1987)
Встречающий (Сергей Арцибашев), кадр из фильма "Время летать" (1987)

Собственно, не только в фильмах, им не брезговали и драматурги, юмористы, и авторы песен (не тех, что для эстрады, конечно). За произносимым текстом в этих случаях имелось ввиду нечто бОльшее, намёки на то, о чём нежелательно говорить во всеуслышание.

Ну а зрители и слушатели радовались как дети, угадав намёк. И потом долго с друзьями обсуждали, разыскивали дополнительные намёки...

Словом, было гораздо интереснее, нежели всё в лоб.

Так вот, фильм "Время летать" 1987 года именно на таких намёках, параллелях, аллюзиях и построен.

Диспетчерская, кадр из фильма "Время летать" (1987)
Диспетчерская, кадр из фильма "Время летать" (1987)

Есть некий аэропорт. Зима, снег, "мороз и солнце - день чудесный", ни ветринки, ни снежинки, а самолёты не принимает по причине погодных условиях. И поначалу зритель, как и пассажиры в зале, недоумевает - как так-то? Что за ерунда здесь творится?

Но постепенно мы понимаем - в аэропорту такая политика: не летать и не сажать самолёты. Потому что горючее экономится, безопасность полётов стопроцентная и вообще никаких тебе волнений. Ну а в данный конкретный момент и вообще никаких телодвижений лучше не делать, так старого начальника "ушли", а нового еще не назначили.

Саксофонист, пассажир (Валентин Гафт), кадр из фильма "Время летать" (1987)
Саксофонист, пассажир (Валентин Гафт), кадр из фильма "Время летать" (1987)

Кандидатуры две - старый консерватор и молодой новатор. Отсылка, разумеется понятна абсолютно, проблема лишь в том, что всё вместе не стыкуется на логическом уровне.

Да, это фарс, да, определённый сюр, но и в рамках этого должна быть внутренняя логика.

Если самолёты не летают, примерно, никогда, то почему для пассажиров это является новостью? Они не с Луны сюда попали, они живут рядом, они обсуждают нелетание самолётов и одновременно берут билеты и ждут посадки. Или кого-то встречают.

Певица, пассажир (Елена Соловей), кадр из фильма "Время летать" (1987)
Певица, пассажир (Елена Соловей), кадр из фильма "Время летать" (1987)

Из-за этого весь сюжет рассыпается - просто потому, что невольно начинаешь искать еще и третий уровень смыслов, а их - нет. Собственно, даже и второй появляется только местами...

Что интересно - даже и в те времена зрители воспринимали, примерно, так же. В 1988 году в газете "Известия" была опубликована статья о фильме и о просмотре его представителями гражданской авиации.

Потому что - вроде как про работу аэропорта. Ну, на поверхности - про это. И автор статьи, В. Малухин, отметил ровно то же, что и я - второй слой существует только местами. Создать притчу - не удалось. И даже самый простецкий фарс не получился.

Дежурная (Елена Яковлева) и стюардесса (Анастасия Немоляева), кадр из фильма "Время летать" (1987)
Дежурная (Елена Яковлева) и стюардесса (Анастасия Немоляева), кадр из фильма "Время летать" (1987)

Я не могу рекомендовать фильм "Время летать" к просмотру - просто потому, что интересен он, на мой взгляд, исключительно с архивной точки зрения: атмосфера, некоторые реплики, одежда и тому подобное.

Ну и актёров собрали отличных: Сергей Арцибашев, Валентин Гафт, Сергей Газаров, Владимир Ильин, Анастасия Немоляева, Елизавета Никищихина, Елена Соловей, Андрей Толубеев, Бруно Фрейндлих, Елена Яковлева и другие.

Режиссёр - Алексей Сахаров, сценарий Александра Житинского, композитор Давид Тухманов.