27 февраля 1942 года два голландских крейсера и один эсминец были потоплены японскими крейсерами Haguro и Nachi. Причём каждому из них хватило по одной японской торпеде Тип 93, она же "Длинное копьё". Торпеда эта имела 490 кг взрывчатки в боевой части, к тому же попадания были очень удачными, эсминец сразу порвало пополам, у одного крейсера сдетонировал боезапас, а у другого сразу и окончательно вышло из строя электрооборудование, с водой и пожарами бороться было нечем.
Вот эти корабли - Крейсер De Ruyter, погибло 367 человек:
Крейсер Java, погибло 512 человек:
Эсминец Kortenaer, погибло 40 человек:
Они были обнаружены дайверами в 2002 и 2004 годах и объявлены воинскими захоронениями. Каков же был шок, когда во время экспедиции 2016 года, посвященной 75-летию битвы в Яванском море, водолазы, посланные вниз, чтобы прикрепить памятные доски обнаружили, что два корабля - De Ruyter и Java - полностью исчезли, а большие части третьего корабля, Kortenaer, пропали без вести.
Через некоторое время выяснилось, что это проделки китайского специализированного судна Chuan Hong 68:
Вот что пишут о нём в местной прессе: «Десять лет назад оно напоминало ветхую баржу. А сейчас оснащено высокотехнологичным оборудованием.
«Они работают с поверхности, судно оборудовано кранами с огромными металлическими когтями.
«Когти могут погрузиться на глубину более 200 метров. Они разрубают корабль и вытаскивают сотни тонн металла за один раз».
Судно также печально известно незаконным разграблением затонувших кораблей времен Второй мировой войны в водах Сингапура, Камбоджи и Вьетнама около 10 лет.
По словам источника, его экипаж состоял из высокооплачиваемых граждан Китая, непальцев, бангладешцев и малазийцев.
Корабли времен Второй мировой войны обычно изготавливаются из стали, меди и латуни с низким радиоактивным фоном. Они могут стоить миллионы, потому что металлы были изготовлены до ядерных испытаний.
[ Почему это очень важный момент - я описывал раньше в статье, ссылку на которую дам в конце]
Источник, знакомый с ходом расследования, сообщил New Straits Times , что зарегистрированное в Китае судно носило другое имя, когда оно незаконно разбирало затонувшие голландские корабли в индонезийских водах.
«Однако оно изменило свою регистрацию, когда в феврале вошло в малайзийские воды через Пасир Гуданг, Джохор.
Судно подало заявку на получение разрешения на подводные работы от Морского департамента. В нем говорилось, что оно планировало поднять китайский корабль, затонувший в водах Куантана, и его заявка была одобрена.
Судно, однако, сосредоточило свое внимание на затонувших британских военных кораблях, находившихся поблизости.
Вытащив останки двух британских военных кораблей, земснаряд направился к частной пристани в Танджунг-Белунг-коре, Джохор, чтобы разгрузить добычу. Источник сказал, что действия остались бы незамеченными, если бы оператор свалки не поделился видео в своем аккаунте TikTok.
«Малазийский оператор свалки загрузил видео, на котором земснаряд перевозит пушку с судна на пристань. Видео привлекло внимание властей». Однако к моменту прибытия правоохранителей подозреваемые скрылись с места происшествия. С тех пор мужчина удалил свой аккаунт в TikTok, и его разыскивает полиция.
Теперь о британских кораблях, грабёж которых всё-таки подвёл китайцев под цугундер.
10 декабря 1941 года корабли Королевского флота HMS Prince of Wales и HMS Repulse были атакованы и потоплены авиацией Императорского флота Японии, потеряв 842 человека, что стало одной из самых страшных катастроф в британской военно-морской истории.
Их затопление вызвало шок по всей Британии и произошло всего через несколько дней после Перл-Харбора. Уже после войны они были объявлены воинскими захоронениями. И вот теперь подверглись разграблению. И если бы только они:
А также австралийские, американские и японские.
Камбоджийские, китайские и малайзийские суда были замечены над местами кораблекрушений. В некоторых случаях их экипажи были арестованы. Технология несложная - к останкам спускаются водолазы, закладывают взрывчатку, а после взрыва обломки выгребаются грейферами.
Джеймс Хантер из Австралийского национального морского музея был одним из дайверов, обнаруживших, что крейсер Перт «исчез на 60–70 %».— С таким же успехом ты можешь просто пойти на военное кладбище и раскопать его. Для меня это ничем не отличается», — сказал Хантер, выходец из семьи военного. «Я был в полном ужасе».
Пикантность заключается в том, что множество доступных современных затонувших кораблей в этом районе не подвергались нападениям. «Если вы просто хотите переплавить сталь, идите за современным затонувшим кораблем… Я не понимаю, почему вы нацелились на корабль, которому 75 лет, и на нем повсюду морская растительность, а весь металл поражён коррозией».
Но теперь уже не секрет, почему предпочтение отдаётся старому металлу.
Данные и анализ, собранные военно-морскими историками и исследователями затонувших кораблей, которые исследовали эти места, показали, что по крайней мере 40 кораблей времен Второй мировой войны полностью или частично исчезли, а вместе с ними и останки до 4500 человек.
В порту Брондонг, Восточная Ява, газорезчики, когда разрезали искореженную сталь старых кораблей, которую им привозили, натыкались на человеческие останки.
«Я разрезал только металл. Я сосредоточился на работе, а не на том, есть ли проблемы с костями», — говорит 47-летний Суудин, делая глоток зернистого местного кофе и затягиваясь сигаретой. «Мы работали здесь все время, поэтому не обращали на них внимания, есть кости или нет костей, нам было все равно». Из полудюжины сварщиков все, кроме одного, сказали, что иногда или часто находили кости в старых кораблях. Сварщики оживляются только тогда, когда упоминают, насколько большими были кости — говорят, намного больше, чем индонезийские. В основном они говорят, что в инструкции было отдать кости боссу, после чего большинство не знает, что с ними произошло.
Информация о том, что кости, найденные в старых затонувших кораблях, были сброшены в братскую могилу на соседнем кладбище Суко, была впервые опубликована индонезийским веб-сайтом в 2018 году. Вот это кладбище:
Где-то тут была обнаружена яма с костями европейских моряков.
Будут ли они перезахоронены и каким образом, пока неизвестно.
А что же с Chuan Hong 68?
28 мая этого года Управление морского правопорядка Малайзии (MMEA) догнало баржу, когда она незаконно бросила якорь в 20,1 морских милях к востоку от Танджунг Сианг у побережья Джохора.
Баржа была обнаружена с металлами и вооружением, предположительно с затонувших британских кораблей, когда офицеры MMEA поднялись на борт судна
Директор MMEA Джохора первый адмирал Нурул Хизам Закария заявил, что проверки привели к обнаружению металлолома и артиллерийских снарядов, которые, по нашему мнению, связаны с обнаружением неразорвавшихся боеприпасов в Танджунг-Белунгкоре 19 мая».
Он сообщил, что капитан судна взят под стражу.
«Мы никогда не прекращали искать судно. Мы круглосуточно прочесывали наши воды, выслеживая их. Они исчезали с радаров, отключив свои системы GPS и WiFi». Но сколько верёвочке не виться...
Прекратится ли после всего этого грабёж? Меня терзают смутные сомнения...
А здесь о низкорадиоактивной стали со дна моря и сопутствующей ей истории голландского подводника:
Захватывающая история голландского подводника и низкорадиоактивная сталь
..............................................................................................................................................................