Оказывается гнев и осуждение имеют прямую связь. Второе является подвидом первого. Обсуждать - значит кого-то ругать, порицать, злословить. То есть сказать о нем свершившийся факт, не более. К примеру, такой-то обманул, впал в блуд, сделал что-то недоброе. Другое же дело осуждать. То есть прямо сказать, что такой-то лгун, блудник, изменник. Этим мы раньше Бога выносим приговор над человеком, занимаем не свое место, а Бога. Мы говорим это с гневом, с превозношением. Грех осуждение тяжелее всякого другого греха.
Сам Христос сказал:
Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего.
Из слов важных понятно, что грех ближнего мы должны уподобить сучку, а осуждение — бревну. Так что Господь считал, что осуждение превосходит всякий грех.
Мытарь вышел оправдан, поскольку не сказал, «якоже сей мытарь». Он каялся, а фарисей превозносился словами «несмь якоже прочии человецы». Мытарь не искал себе оправданий, а фарисей осудил само лицо, его расположение души, кратко сказать всю жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждал об этом всех верующих людей:
Нужно во всём искать вину в себе. Ведь в каждом споре, мысли, ссоре мы не проявили должную любовь, мы не выслушали, мы не промолчали.
Осуждение всегда является несправедливостью. Осуждение является клеветой. У нас нет никакого основания думать о человеке дурно.
Нет ничего тяжелее, чем осуждение. Это даже хуже уничижения ближнего. …Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но презирает его, т. е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее.