Гибель батискафа "Титан", в котором подводные туристы отправились к останкам затонувшего лайнера "Титаник", напомнила о забытой ныне трагедии советского теплохода "Армения". Историк флота Дмитрий Жаворонков об этой истории, которая не удостоилась внимания кинематографистов.
Творчество самоделкиных
Подводный аппарат "Титан", отправившийся к останкам "Титаника", похоронил в морских пучинах Атлантики пять человек. Проводившие спасательную операцию специалисты отметили, что аппарат буквально смяло давлением воды. Вместе с тем специалисты и общественность не перестают обсуждать техническую сторону производства "Титана". Фактически батискаф был собран кустарным способом. Особенно часто сейчас говорится о том, что аппарат управлялся обычным игровым джойстиком за 30 долларов, который можно купить в любом магазине компьютерных товаров. В интервью Царьграду Дмитрий Жаворонков отмечает, что подобные батискафы, даже если они и построены самыми талантливыми конструкторами, должны проходить обязательные испытания.
Всегда необходимы определённые тесты, определённые испытания. И они, конечно, их провели. Но сделали это по некоей своей методике. Поскольку единого какого-то шаблона, единой системы таких испытаний для аппаратов частных контор не существует,
- отметил Дмитрий Жаворонков.
Вместе с тем использование джойстика за 30 долларов в глубоководном аппарате - не самое страшное в этой истории. Историк флота поднял ещё один важный вопрос - морально-этическую сторону подобных туристических погружений.
На "Титанике" погибли люди, это место стало большой могилой, большим мемориалом. Когда некий человек собирается продавать билеты на место, где кто-то упокоился, пускай их тела и съели всякие морские твари, а кости растворила океанская вода, возникает вопрос морально-этического характера. А нужно ли вообще это делать? Ну, и очень символично и грустно, что обломки батискафа упали на "Титаник", физически потревожив покой тех, кто там погиб,
- отметил Дмитрий Жаворонков.
Также эксперт отметил параллель в гибели шикарного лайнера "Титаник" и батискафа "Титан". Дело в том, что владельца подводного аппарата не раз предупреждали, что к конструкции есть вопросы и что не стоит спускаться к "Титанику" в подобном батискафе. Но он пренебрёг всеми предостережениями. В 1912 году капитан "Титаника" также не стал следовать элементарным правилам безопасности и не снизил скорость движения гигантского судна в сложных и опасных условиях. Получается, что оба они приняли неверные решения, которые стоили жизней пассажирам.
История "Армении"
История гибели "Титаника" и тяга богатых туристов к месту его гибели невольно напомнили о гибели советского теплохода "Армения". Он погиб в результате нацистской бомбардировки в районе Ялты 7 ноября 1941 года. Судно было гражданским, оно перевозило персонал нескольких военных госпиталей. По разным данным, в результате обстрела "Армении" погибло от 5 до 10 тысяч человек.
Мы про "Армению" не вспоминаем, а она ушла под воду после бомбардировки за четыре минуты. "Титаник" тонул часа два-три. И никто почему-то про это не вспоминает. Нет художественных фильмов про гибель этого теплохода. А там были раненые, были медики Черноморского флота, военные, моряки, члены экипажа, очень много гражданских, эвакуированных из Крыма. И вот представьте степень жути на "Титанике", когда прекрасный лайнер тонет два часа. Ужасно, трагедия, чудовищно. А теперь представьте гибель теплохода "Армения" с нашими родными людьми - русскими, татарами, евреями, кем угодно. Он ушёл под воду за четыре минуты. У многих людей не было даже возможности выбраться с нижних палуб. На мой взгляд, не принижая трагедию "Титаника", для нас важнее заниматься своей историей,
- отметил Дмитрий Жаворонков.
Рассказывая о трагедии "Армении", историк флота также отметил этическую сторону вопроса подводного туризма. По его словам, важно сохранить покой погибших на борту теплохода людей и не пускать к останкам корабля различных бизнесменов.
На данный момент военно-морские специалисты продолжают писать историю трагической гибели советского теплохода. С корабля уже удалось достать корабельный колокол - рынду. Он оправится в исторический музей. Сейчас стоит задача найти в чреве затонувшего теплохода списки пассажиров. На берегу их не оказалось.