Найти тему

«Поклонение волхвов» Иеронима Босха .

Сравнения образа персонажа из хлева с триптиха со словесными образами Израиля из трактата Иеронима Стридонского «Толкования на книгу пророка Исаии ''.

рис 1.
рис 1.

На одежде волхва средних лет два сюжета. Снизу изображено как старик и женщина с ангелом приносят «всесожжение козленка» (рис.2). Легко установить источник образа. Книга Судей главы 13. Отец и мать Самсона приносят жертву по указанию ангела.«И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;

итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;

ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.

...

И взял Маной козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он чудо, которое видели Маной и жена его.»

Какое отношения этот ветхозаветный сюжет имеет к рождению Христа , легко установить по аналогиям .Самсон Назорей, Христа назовёт Назаретянином, Самсон рожден для спасения Израиля, Христос назван спасителем.

Рис.2.
Рис.2.

На следующем образе на одежде волхва видим сюжет «царица Савская приносит дары Соломон» (рис.2). Образ из книги блаженного Иеронима «толкования на книгу Исаии» означающий, что как царица Савская пришла поклонится Соломону так придут и волхвы поклониться Иисусу Христу, что будет означать признания Христа языческими народами.

Из за этого образа я предположил , если волхвы — это образ языческих народов, которые приняли Иисуса Христа, то почему художнику не изобразить на картине народ, который Христа не примет, иудеев? Почему персонаж в хлеву обязательно должен быть персонифицирован как предполагали искусствоведы ранее царем Иродом, прорицателем Валаамом, пророком Давидом. Если волхвы — это обобщенный образ языческих народов, то почему персонаж в хлеву (рис.3) (хлев устойчивый символ синагоги) не может быть обобщенным образом народа израильского.

рис.3
рис.3

Я стал искать в самом загадочном художественном образе этой картины подтверждения своей догадки в этой же книги «Толкования на книгу Исаии».

Второе и третье подтверждения нашел во второй главе книги.

Терние (у персонажа на шлеме) выросли у Израиля вместо винограда.

Цитата из трактата: «И ожидал Я, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие виноградные ягоды. Вместо переведенных нами диких виноградных ягод в еврейском написано: busim, что́ Акила перевел σαπρίας, то есть плоды самые негодные, Симмах – ἀτελῆ, то есть несовершенные, LXX и Феодотион – терния, которыми Иудеи венчали Господа. Ибо когда Он ожидал, что, во время собирания винограда, они принесут добрые грозды к точилам, по которым восьмой и восемьдесят третий псалмы имеют над писания, они, погрузившись в заботы и пороки века сего, что в Евангелии (Мк. 4:12, 19) означает терние, принесли колючки богохульств.»

Второй образ, совпадающий на картине с образом из трактата Иеронима Стридонского описывающего Израиля, выглядит гораздо убедительнее. Веревка (вервия) для скота привязанное к оковам означающие привязанность Израиля к материальному миру роскоши (рис.4)

Цитата «Ст. 18–19. Горе вам, влекущим беззаконие вервями суеты, и грех, как ужами колесницы; говорящим: пусть Он поспешит и пусть скоро придет дело Его, чтобы мы видели, и пусть приблизится и наступит совет Святого Израилева, и мы знаем оный. Вместо ремня колесницы, LXX перевели: ремень ярма юничнаго, или коровья го. Но мы чаще читаем, что грехи называются узами. Из таких мест есть оное: пленницами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). И Господь, обличая преступный народ, который прилагал грехи ко грехам, сделал бич их вервий, показывая им, как они дом Божий сделали вертепом разбойников, и дом молитвы обратили в дом торговли (Мф. 21:12, 13. Ин. 2:15, 16)»

Рис. 4
Рис. 4

Как видим на картине у Босха персонаж в хлеву имеет и оковы (узы), и вервие для скота (веревку).

Четвертое нашел в третьей главе - язвочка проказы на ноге и колокольчик. (рис.5 и рис.6).

Рис. 5
Рис. 5

Колокольчики в средние века были обязаны носить больные проказой , чтобы предупреждать о своем приближение.

Рис. 6
Рис. 6

Какая связь может быть между проказой и рождением Христа? А это прямая цитата образа из трактата ,,Толкования на книгу Исаии " Толкования сюжета перед стихом рассказывающим о рождение Еммануила от Девы ,что Иероним объясняет как рождения Христа . 3 книга цитата ,,Священная история повествует, что Озия, за присвоение себе недозволенного ему священства, был поражен проказою (2Пар. 26:16–21); после его смерти, в храме, им оскверненном, созерцается Господь.Из этого усматриваем, что, пока царствует в нас прокаженный царь, мы не можем видеть царствующего в Своем величии Господа и знать таинства святой Троицы. .....Кто же сей видимый Господь, – это мы полнее узнаем у Евангелиста Иоанна и в Деяниях Апостольских, из которых Иоанн говорит: сия рече Исаия, егда виде славу Его, и глагола о Нем (Ин. 12:41), разумея, без сомнения, Христа." Из этого образа можно понять ,что Израиль не смог увидеть в Христе Господа.

По поводу изображения на ленте с колокольчиком. Во всех описаниях сказано , что на ленте изображен младенец держащий шар(рис.7).

Присмотритесь внимательно я обвел зеленым контуры. Разве это шар ? Это яблоко с двумя листочками и плодоношкой. (рис.8 ) Не хочет Израиль очистится от первородного греха.

Младенец и яблоко. Яблоко к 15 веку устойчивый символ плода, сорванного Адамом и Евой. Новорожденный усиливает символичность. Грех, передаваемый по рождению. Греховная природы человека полученная человечеством после совершения грехопадения Адамом и Евой. Бог воплотился в человека, чтобы очистить человечество от первородного греха. Для очищения требуется принять его жертву. Как знаем из библейского повествования Израиль очищение не принял.

Рис . 7
Рис . 7
Рис 8.
Рис 8.

Склянка и цветок

Этот образ тоже есть в трактате Иеронима Стридонского . В 4 книги стклянка которая должна быть разбита растолковыватся как страдания Христа , а цветок который вырастет от корня Иессеева ( корень Иесссев аллегория родословной Иисуса Христа ) сам Иисус Христос. Рис. 9.

Рис. 9.
Рис. 9.

Самый сложный символ образа .Монстрация и кровоточащая гостия (евхаристический хлеб, плоть Христа ). Рис. 10.

Рис 10
Рис 10

На триптихи с сюжетом ,,се человек " ( рис.11.)Иеронима Босха есть персонаж со странной белой раной на голове вокруг которой следы крови ( Рис. 12).

Рис . 11.
Рис . 11.
Рис 12.
Рис 12.

Первое ,что приходит на ум - это проказа . Но нет . У пузырей проказы кровь и гной вытекает когда они лопаются . Рис. 13.

Рис 13.
Рис 13.

Тут видно , что этот предмет целый и он очень похож на гостию ( евхаристический хлеб , плоть Иисуса Христа ) .Рис. 14.

Рис 14 .
Рис 14 .

Сразу возникает ассоциация кровь от плоти Иисуса Христа пала на этого персонажа .Вероятно это иерографический знак фразы иудеев которую они кричали на суде ,,И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших" .

Похоже Босх таким символическим образом обозначил весь диалог Пилата и иудейского народа .

Сюжет от того как Пилат показывает пальцем и говорит ,,се человек " , и до ,,кровь Его на нас и на детях наших "

Символ проклятие за убийство Бога который воплотился в человеческой плоти ( гостия). В книге Исаии такое пророчество тоже есть и повторяется многократно . А теперь давайте посмотрим поближе на корону которую держит в руках Израиль ( рис.15).

Рис 15.
Рис 15.

Пеликана положили , потом Пеликану сломали шею , потом слили кровь - кровь в чаше у персонажа ( персонажа в конусной шапке , в таких часто рисовали евреев ) . Кровь на ноге в монстрации с гостией ( кровь из плоти Христа ) . Теперь она на Израиле . Не выглядит теперь улыбочка персонефецированого Израиля глупой? Жутко выглядит?

Еще один образ раннее убедительно не расшифрованный. Что за ягоды в клювах птиц. (рис.16, рис.17). Элемент этот важен для понимания того , что это за птицы. На первый взгляд это пеликаны, но у пеликанов в клювах должна быть кровь .

Рис 16
Рис 16
Рис 17.
Рис 17.

Посмотрим на чернокожего волхва. На листы, которые украшают его одежду (рис.18 ).

Рис 18
Рис 18

На одежде у него листы остролиста. А теперь посмотрим, как выглядят ягоды остролиста(рис.19 ).

Рис.19.
Рис.19.

У христиан средних веков листья остролиста олицетворяли терновый венец, а ягоды – капли крови Спасителя.

Так становится понятно почему орел находится на сосуде со смирной. В средние века, в искусстве, Иисуса Христа изображали как Пеликана в двух образах. Первый в виде самого пеликана, второй в виде птицы Феникс (которая похожа на орла), также называя ее Пеликаном. В геральдике так и остался образ Пеликана больше похожего на орла. Когда эти два образа находились на одной картине, то им придавалось такое символическое значение:

Пеликан в образе Феникса -Божественная природа Иисуса Христа.

Пеликан в образе пеликана - человеческая природа Иисуса Христа.

На самом сосуде изображена сцена из Ветхого Завета "Авенир приносит дар царю Давиду" Авенир не раз пытался убить Давида, но после ряда событий, принес ему дары с целью поступить ему в услужение и признал его царскую власть. Похоже здесь этот сюжет символизирует победу Христа над смертью.

Теперь посмотрим на слугу Каспара.

На голове яблоко в терновом венце (Рис. 20).

Рис.20
Рис.20

Яблоко символ первородного греха (плод, сорванный Евой с древа смерти, грех

который лег на все человечество под названием «первородный грех»). Значит терновый венец вокруг яблока символ, что Иисус Христос своими скорбями искупит первородный грех человека. А на красной одежде у него чудовища поглощают друг друга( Рис. 21), в Библии образ поглощения ,часто встречается как образ ада. Христос спустится в ад. Очень популярный сюжет .

Рис. 21
Рис. 21

У самого чернокожего волхва в руках сосуд со смирной символ погребения , одежда белая с рисунком из птиц с человеческими головами которые клюют жемчуг .(Рис .22).Жемчуг новозаветный символ рая. Похоже это спойлер на то , что Христос откроет для человечества ,через свою смерть ворота в рай.

Рис.22
Рис.22

Слуга чернокожего волхва смотрит на Израиля . Почему? Волхвы представлены в образе трех родов человечества . Симиты , Иафиты , Хамиты .Чернокожие потомки Хама это не просто часть отверженного за грехопадения Адама и Евы человечества , это еще и проклятое Ноем потомство Хама . Не даром именно чернокожий волхв держит смирну .Смерть Христа уровняла все народы .Кто примет Его жертву тот и богоизбран ,нет теперь богоизбраного народа по рождению . Первые стали последними ,а последние первыми .Теперь проклят народ ранее богоизбранный , тот который сказал ,, кровь Его на нас и на потомках наших.

Почему на шлеме Израиля весит тряпка?

-23

Посмотрите на форму шлема. Рис 24 и 25 .Похоже, что это не шлем, а ночной горшок и тряпка атрибут туалета( использовалась вместо туалетной бумаги .

Рис 24
Рис 24
Рис 25.
Рис 25.

Образ людей, умирающих в хлеву от своих нечистот, прямая цитата из 10 гомилии папы римского Григория Двояслова, которая толкует в форме проповеди рождения Христа из Евангелие и объясняет почему люди не могут Его принять. Цитата «рабочие скоты сгнили в помете своем» (Иоиль 1.17 – латинский перевод). Поскольку гниение рабочих скотов в их помете значит кончину жизни плотских людей в зловонии роскоши.