Найти в Дзене
Алексей Васильев

Сказ про триммер.

Оглавление
(Patriot PT 441)

Часть первая, доисторическая.

Первый триммер появился у меня летом 2009 года. В те благословенные времена я, с группой таких же энтузиастов-единомышленников, активно бегал по живописной лыжне близ Самары; сложился довольно дружный коллектив, мы даже организовали сайт в интернете. В межсезонье организовывались выходы на трассу для прочистки лесной части от упавших деревьев, установки и починки скамеек, и т.п. Всё исключительно на общественных началах! Полевой частью трассы мы долго не занимались, так как в советское время там были колхозные поля, и всё было чисто. Незачем. После распада союза поля были заброшены, на них стал расти высокий и жёсткий бурьян, который неприятно торчал из-под снега даже в конце многоснежных зим, а в начале зимы раздражал неимоверно. Я выдвинул идею купить вскладчину триммер, и ближе к осени выходить в поле выкашивать трассу. Идея была встречена с "энтузиазизьмом", однако, как обычно у нас бывает, получилось по Высоцкому - "прекрасно, ты и защитишь". То есть, складчина выродилась в одного меня. Точнее - со скорее символическим вкладом ещё одного участника, который изображён на фото ниже. Это несколько огорчило, зато отпали вопросы собственности, и я мог далее распоряжаться покупкой по своему усмотрению. Но пришлось брать что подешевле; выбор пал на "General GGT-300".

Летние работы на трассе лыжни, Изображён не автор, а его товарищ.
Летние работы на трассе лыжни, Изображён не автор, а его товарищ.

Дальнейшее показало, что с целинными зарослями такой слабенький триммер справляется плохо, но на более мощные не было денег, да и кто ж тогда знал.

Часть вторая, историческая.

Моя мама - отъявленная дачная фанатейка. Чуть в марте начнёт солнышко пригревать - она аж дрожит от предвкушения дачи, и высаживает рассаду на подоконнике. И, что тоже уже традиция у нас, - замахивается на объёмы совершенно непосильные, поэтому не мытьём, так катаньем приходится участвовать и мне с семьёй. Ладно бы шашлыки жарить, да втыкать на окрестные красоты; отнюдь нет! Работайте, негры! Положение осложняется тем, что выращенное приходится есть - и далеко не всегда с удовольствием.
    Что-то я отвлёкся.
Ну так вот, как только у меня появился триммер, так она сразу вспомнила, что надо выкашивать на даче траву - на дорожках и на лужайках за забором. Кроме того, вследствие массового "заброса" дач в постсоветское время, подъездные дороги тоже начали зарастать, и их тоже надо бы чистить. Так что фронт работ для триммера утроился.
  И тут дешевизна триммера стала по-настоящему напрягать. Во-первых, почти не работала полуавтоматическая подача лески - стукнуть кнопкой о камешек было как правило недостаточно - хорошо, если удавалось вытянуть её вручную при остановленном триммере; очень часто приходилось её разбирать, вытягивать леску, и собирать снова.
    Прокладка крышки бензобака была сделана из тонкой пробки - сначала держала великолепно, но уже к концу сезона выкрошилась, и перестала держать вообще. Заменил самодельной прокладкой из резины; но пришлось долго возиться с её подгонкой, так как требовалась высокая точность. К тому же треснула сама крышка (которая на резьбе), к счастью хорошо заклеилась акриловым клеем. Отвалился клапан вентиляции бензобачка, к счастью, тоже удалось заклеить, тоже секундным клеем. Да и весь бензобачок всё время норовил вылететь из крепежа, и повиснуть на шлангах.
    Ремень был не слишком удобным, и каким-то дешёвым.
    С годами стал всё чаще глохнуть "на ровном месте" и не заводиться, пока не остынет. Что только не делал! И чистил, и регулировал, и продувал... Терпение лопнуло в начале лета этого года, когда эти заглохания сделали невозможным его практическое использование. На семейном совете было решено купить новый - как-никак 14 лет "Генерал" оттарабанил.

Часть третья, современная.

С учётом предшествующего опыта, было решено купить что-то более мощное, и классом повыше. Но разумеется, с учётом довольно жёстких бюджетных ограничений. Выбор остановился на модели "Patriot PT 441". Да, забыл сказать, что в те же годы мне пришлось пару сезонов поработать по казённой надобности на казённой же "Хускварне"; к сожалению, не помню, какой модели, и даже какой стоимости. Скажу лишь, что "Хускварна" мне понравилась лучше всех, но сейчас таких не продают, да и цена её скорее всего вылезла бы за пределы отведённого бюджета.
    Так вот что я могу сказать за этот "Патриот".

Сначала о достоинствах:

  • Бо́льшая мощность видна невооружённым глазом - косит легко, непринуждённо, и аккуратно. Особенно, если заправить 3-х миллиметровую леску некруглого сечения. Почти не напрягаясь, режет и лопухи, и татарник, и даже молодую поросль сливы. Леской! Ножом же непринуждённо прорезает даже довольно запущенные заросли. Если же поставить диск с пилой, то вполне можно пилить и довольно большие деревья - лишь бы не толще радиуса диска.
  • Производит приятное впечатление добротностью изготовления, без признаков откровенно "бюджетных" решений, кои встречались на "Генерале".
  • Довольно удобный ремень, хотя бедро малость натирает, но у Генерала он был намного хуже.
  • Относительно лёгкий. Будучи в 2.5 раз мощнее "Генерала", всего на 600 гр. тяжелее.
  • Катушка для лески неплоха (хотя на "Хускварне" была лучше), в отличие от "Генерала" полуавтоматическая подача лески вполне работает. Закусывается леска редко, нужно только следить, чтобы её не оборвало под корень - тогда приходится разбирать. Разбирать-собирать кстати, тоже проще, чем на "Генерале". Только я бы порекомендовал производителю увеличить её диаметр - было бы удобнее наматывать толстую леску, да и лески больше войдёт. А ещё лепестки нажима защёлок как-то зашершавить, или сделать выпуклыми, что бы было удобнее нажимать (см. фото).
Катушка для лески "Патриота". Красным обведена зона, которую, по моему скромному мнению, было бы неплохо зашершавить, или снабдить выпуклостью. Вторая зона нажима - снизу.
Катушка для лески "Патриота". Красным обведена зона, которую, по моему скромному мнению, было бы неплохо зашершавить, или снабдить выпуклостью. Вторая зона нажима - снизу.

Теперь о недостатках, недоработках и прочих впечатлениях:

Слева - рукоятка "Патриота", справа - "Генерала".  Патриотовская выглядит изящнее и эстетичнее, но кнопки фиксации курка нет. Различий в эргономике не заметил.
Слева - рукоятка "Патриота", справа - "Генерала". Патриотовская выглядит изящнее и эстетичнее, но кнопки фиксации курка нет. Различий в эргономике не заметил.
  • Отсутствует кнопка фиксации курка газа. В инструкции она упомянута как существующая, но фактически её нет (см. фото). Даже разобрал рукоятку - нет и следов. На "Генерале" и "Хускварне" она есть, а тут нет. Это очень неудобно! И большие площади сложнее косить, и от комаров отмахиваться, и если вдруг случился перелив бензину - с кнопкой удобнее продувать. Долго думал как бы приколхозить проволочную петельку или что-нибудь вроде того, но потом решил не маяться дурью, и просто переставил рукоятку с тросиком газа с "Генерала"! Это оказалось проще, чем я думал! Карбюраторный конец тросика совпадал полностью, только потребовалось примерно на треть спилить по высоте контргайку регулировки тросика, чтобы был запас по регулировке. Провода выключателя зажигания даже не пришлось перепаивать - только чуть-чуть подогнуть разъёмы. Кстати, на "Патриоте" эти разъёмы оказались заизолированы неожиданно халтурно - с одного изолирующая трубочка вовсе слезла; замыкания не случилось лишь потому, что на втором проводе она сохранилась. Работоспособность не пострадала, но осадочек остался... На "Генерале" эти разъёмы были заизолированы надёжно, как на космической ракете, даже было жаль эту изоляцию среза́ть. Новую изоляцию я постарался сделать не менее надёжно, на термоусадку. Хорошо, что у меня фен без открытого пламени, ибо рядом карбюратор... К удивлению, диаметр трубки ручки "Патриота" оказалась на 3 мм меньше, чем у "Генерала", поэтому под саму рукоятку оказалось достаточным подмотать немного изоленты. Я-то опасался, что придётся наоборот, рассверливать рукоятку. Ну и пришлось укоротить саму трубку на 7 мм.
  • Неудачно расположен стартёр. "Генерал" и "Хускварну" можно было легко завести, не снимая их с плеча - просто протянул руку назад, нащупал ручку, и дёрнул на себя. На "Патриоте", даже если и нащупаешь ручку (что не запросто!), то дёргать её нужно куда-то вверх и в сторону, что, мягко говоря, дико неудобно. Фактически запустить двигатель таким образом ни разу не удавалось. Приходилось снимать с плеча, класть на землю, лишь потом... Или прибегать к помощи других людей. Очень жаль, иногда это бывает нужно.
  • В сравнении с "Генералом" велик расход бензина. Хотя допускаю, что это неизбежное следствие бо́льшей мощности, а также отчасти необкатанности. Впрочем, этот недостаток отчасти компенсируется вдвое более ёмким бачком. Про "Хускварну" не помню, так как бензин тоже был казённый.
  • Инструкция ничего не говорит об использовании других масел, кроме "Патриота". У меня запас масла "Чемпион", на котором написано, что его нужно лить в пропорции 1:50, а инструкция к триммеру говорит что масло "Патриот" нужно лить 1:40. Как быть в моём случае? Что, кроме масла "Патриот" никакое другое не подходит? Сильно сомневаюсь... Можно было бы эти ситуации упомянуть в инструкции; впрочем, дурацкие инструкции - это знамение времени. Особенно это касается китайских инструкций, но и российские ненамного лучше.
  • Насчёт системы Easy Start. Особо лёгкого запуска я не заметил. Когда "Генерал" был молодой, то заводился ничуть не труднее. А если учесть неудачно расположенный стартёр, то и вообще...
  • Насчёт антивибрационной системы. Вибрация чуть ниже, да, но я бы не сказал, что в Генерале это было проблемой.
  • Пузырёк для приготовления топливной смеси какой-то игрушечный; практически малополезная штучка. Во-первых, всего, примерно, на полбачка, во-вторых очень мелкие и грубые деления, не позволяющие дозировать точно. К тому же под весом бензина стенки слегка раздаются вширь, искажая результат. Есть смысл его брать с собой только в качестве бензозаначки, не более. Дозировать масло всё же лучше шприцем на 25-30 см³ и разводить сразу на бачок или два...
  • Неразборная штанга - это и плюс и минус. Плюс в меньших вибрациях, и более простой сборке, минус в том, что не лезет в багажник автомобиля. Да и в салон лезет лишь наискосок. Не каждый может хранить триммер между использованиями в собранном виде.
  • Пустячок, а неприятно - обозначения положений рычажка подсоса выполнены очень неярко, каждый раз приходится вглядываться (см. фото). В полевых условиях, да сквозь мутноватые очки это бывает проблемой. Усугубил горячим гвоздиком.
-4

Важное добавление по результатам года эксплуатации!

  1. Внезапно выяснилось, что в пробке бензобачка отсутствует клапан вентиляции (дыхания), призванный не допускать отрицательного давления в бачке (по мере расхода бензина и других причин), и предотвращать чрезмерное повышение, в частности при нагреве. Вместо довольно сложной конструкции - там ДЫРКА! И не маленькая, в самой тонкой части - 2 мм. В рабочем положении - ничего страшного, но если триммер неудачно положить (пробкой книзу), или поднять с намерением срезать высокие веточки, то из этой дырки начинала бить (именно бить, а не вытекать!) энергичная струйка бензина - со всеми "вытекающими", включая пожароопасность. И без того расход бензина высокий, так к тому же и выливается. Уж не знаю что это - брак при сборке, или чьё-то идиотское рацпредложение, но факт есть факт. Поскольку дело было на даче, положил вместо этого клапана кусочек фольги с отверстием, проколотым иголкой - 0.2-0.3 мм диаметром. Для дыхания бензобака этого совершенно достаточно, но теперь бензин не бьёт струйкой, а лишь слегка сочится. По приезду домой заказал новую пробку в одном из маркет-плейсов, благо они довольно широко стандартизованы, и продаются отдельно. Подошла хорошо, и упомянутый клапан был на месте.
  2. В один непрекрасный момент сей триммер просто заглох - причём на полном газу. Быстро выяснилось, что виновница этого - засранная свеча; поскольку масло я лью очень качественное, и в строгом соответствии, то причиной может быть только сильно переобогащённая смесь. То-то он жрал три горла! Разобрал карбюратор, ничего подозрительного (в смысле богатой смеси) не обнаружил, но случайно обнаружил причину затруднённого хода тросика газа. Оказалось, что это такой хитрый перекос дроссельной заслонки. Полностью устранить его не удалось, однако удалось достичь существенного улучшения. После сборки просто отрегулировал состав смеси винтами количества и качества - как меня учили в мою мотоциклетную юность, и триммер заработал гораздо лучше! Поднялись обороты и мощность, на газ стал реагировать быстрее, да и вообще... Получается, что смесь и вправду была отрегулирована на большое обогащение; вот это-то точно брак при сборке...

Вспомнилась советская молодость, когда новый автомобиль или мотоцикл приходилось ещё долго доделывать и дорабатывать. Оказывается, жива традиция! Так что не рекомендовал бы я покупку этого изделия своим друзьям.