Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть ЗДЕСЬ.
26 сентября 1350 года в Реймсском соборе состоялась торжественная коронация Иоанна II. Вопреки всем победам и военно-политическим достижениям Эдуарда III династия Валуа не только прочно укрепилась на французском престоле, но обрела широкую поддержку и легитимность в лице местной знати, духовенства, простого народа, соседних монархов и папы римского.
Новоиспеченный король сразу же категорически заявил, что не признаёт никаких династических и территориальных претензий со стороны Эдуарда III. Новый французский правитель пообещал в самом скором времени освободить своё королевство от присутствия англичан. На восстановление прежней мощной и боеспособной армии, большого флота и продолжение полноценной войны требовались солидные финансовые затраты.
Королевская казна после тринадцати лет разорительной и неудачной в стратегическом отношении войны, протекавшей исключительно на территории Франции, была пуста. Пандемия бубонной чумы, захлестнувшая Францию с 1347 года, привела к резкому сокращению городского и сельского населения, а значит, к упадку торговли, ремесла, мореплавания и сельского хозяйства.
Поступления от налогов и податей сократились в десятки раз. Города, сёла, крестьянские общины и порты опустели, обнищали и пришли в полный упадок. Чтобы получить деньги на военные нужды, Иоанну II пришлось пойти на крайне непопулярные у знати и простого народа меры – повысить планку имевшихся налогов и ввести дополнительные подати.
Впрочем, Эдуард III находился в точной такой же затруднительной финансовой ситуации, как и его французский визави. Казна английского правителя была почти пуста, а «чёрная смерть» нанесла Туманному Альбиону колоссальный демографический и экономический ущерб. В те нелёгкие для него дни, английский монарх наверняка задавался вопросами о том, что представляет собой Иоанн II, и какую тактику выбрать для успешной борьбы против него.
Чтобы не быть голословным и не утомлять читателя долгим биографическим повествованием, рассмотрим две наиболее ёмкие, колоритные, подробные и многогранные характеристики, которые современные авторы дали преемнику Филиппа VI. Начнём с образа, представленного Жаном Фавье – известным и авторитетным французским историком-медиевистом, архивариусом, доктором наук и признанным специалистом по эпохе Столетней войны:
«Иоанну II исполнился тридцать один год. Это был сложившийся, опытный человек. До сих пор он представил мало доказательств политических и военных талантов. Обладая не более чем средним интеллектом, он все-таки был образованным и даже просвещенным. Зато в нем отмечали негибкость ума и авторитаризм. Этот человек много читал, умел вести дискуссию, умел услышать аргументы другого и подумать, прежде чем сделать вывод, но был также способен к резким реакциям и к решениям, принимаемым сгоряча.
Мало склонный к насилию, под влиянием гнева он становился несговорчивым. То нерешительный, то импульсивный, Иоанн II был прежде всего непостоянен. Его назовут "добрым", потому что он жил на широкую ногу. …этот кабинетный человек со слабым здоровьем, депрессивный и всегда испытывавший тревогу, периодически испытывал противоречивые влияния и иногда выражал нежелание быть марионеткой какой бы то ни было клики. Это был государственный деятель, но деятель неуклюжий»[1].
А вот какой потрет второго правителя Франции из династии Валуа рисует британский военный историк Гордон Корриган – автор большого исследовательского труда по истории Столетней войны: «Любители мифов рассказывали о невероятной личной храбрости короля и о любви к турнирам, игнорируя то, что на самом деле человеком он был порочным, непоследовательным, несправедливым, некомпетентным в военном деле и попросту глупым. По описаниям, он был красив, имел прекрасную рыжую бороду, однако, если судить по портрету в Лувре, это неухоженная щетина»[2].
Бушевавшая по странам Европы чума, а также финансовые затруднения обоих противоборствующих монархов, свели продолжение боевых действий между Эдуардом III и Иоанном II к их заочному противостоянию в войне за Бретонское наследство, которая длилась с осени 1341 года. Напомним, что в этом локальном династическом споре английская корона поддерживала притязания дома Монфор-л’Амори, а французский король был на стороне аристократического рода графов де Блуа. В целом успех в этой затяжной схватке двух французских домов был на стороне английского ставленника, однако до конечной победы представителей клана де Монфор было ещё очень далеко.
На других театрах боевых действий также в течение первых лет правления Иоанна II не происходило ничего существенного и важного. В Гаскони локальные стычки между наёмниками периодически вспыхивали в окрестностях городов Сентонж и Пуату, борьба тут в основном велась за ресурсы – еду, кров и фураж, а не за интересы воющих династий Валуа или Плантагенетов, которые оплачивали услуги наймитов с вечными задержками и проволочками.
На севере Франции в кампанию 1351 года Генри Гросмонт и сэр Уолтер Мэнни осуществили несколько внезапных рейдов, надеясь неожиданным и дерзким наскоком взять города Этапль и Сент-Омер. Каких-либо серьёзных успехов они не добились. Также неудачей обернулась плохо подготовленная попытка взять приступом Булонь. Зато Джон Данкастер – предводитель отряда наёмников из графства Линкольншир 6 января 1352 года захватил замок Гин, расположенный неподалёку от Кале. Эту небольшую каменную цитадель Данкастер охотно продал Эдуарду III.
Пандемия бубонной чумы и хроническое безденежье обоих враждующих монархов несколько раз «автоматически» продляли десятимесячное перемирие, заключенное ещё в Кале в сентябре 1347 года. Наконец, летом 1354 года английский король счёл возможным продолжить войну. «Чёрная смерть» к тому моменту покинула пределы Английского королевства, а средства, имевшиеся в казне, позволяли Эдуарду III собрать войско численностью в 8-10 тысяч человек для проведения ещё одной кампании на вражеской территории.
Практически в это же самое время по инициативе римского папы Иннокентия VI в окрестности Кале прибыл кардинал Ги Булонский с посреднической миссией. Как и прежде, понтифик стремился как можно скорее примирить двух воюющих королей. В конце 1354 года английская и французская делегации прибыли в Авиньон для обсуждения условий мирного договора. Интересы Эдуарда III представляли Генрих Гросмонт и Ричард Фицалан, граф Арундел. Французскую делегацию возглавляли канцлер Пьер де ла Форе и Пьер I, герцог де Бурбон.
Условия, на которых король Англии был готов к заключению вечного мира с Иоанном II, изначально оказались чрезмерно ультимативными, многочисленными, амбициозными, непомерно высокими в плане территориальных и финансовых претензий, а потому заведомо невыполнимыми. Так, Эдуард III в первую очередь потребовал для себя и своих потомков вечных суверенных прав на герцогство Аквитанское в его границах эпохи правления Генриха II – в период его наибольшего территориального расцвета и могущества.
Английский монарх выразил готовность отказаться от претензий на французскую корону, если под его дальнейшее и вечное правление отходили следующие территории и владения: герцогство Нормандское, графства Понтье, Анжу, Пуату, Мэн и Турень, а также провинции Ангумуа и Лимузен. Таким образом, Эдуард III, отказываясь от французского престола, требовал взамен практически всю Западную и Северную Францию (за исключением Бретани), а также захваченный Кале.
Отдельным пунктом будущего договора было чётко прописанное право английских королей «предъявлять законные права» на любые французские земли, которые в прошлом (пусть и очень далёком) принадлежали целиком Плантагенетам или были частью владений английских королей. Иными словами, в любой момент Эдуард III или его потомки могли потребовать у французских королей отдать им любую область или провинцию, если на эти земли когда-то вступала нога правителей Англии.
Несмотря на изначально неприемлемые требования английской стороны, переговоры каким-то чудом длились до конца февраля 1355 года. Французские послы дипломатично, обосновано, последовательно и методично отвергли все претензии Эдуарда III на французскую корону и французские территории.
Герцог Ланкастерский намеревался немедленно объявить продолжение войны, но английский король придерживался более острожной и продуманной тактики. Посланники Эдуарда III от имени своего монарха на три месяца продлили перемирие до 24 июня текущего года, после чего 28 марта убыли на родину.
Продление перемирия требовалось английскому правителю для усыпления бдительности противника. К тому моменту в голове Эдуарда III окончательно созрел план, как в течение короткого времени быстрыми и решительными действиями нести французам тяжёлые поражения, тем самым сломить волю Иоанна II, заставив его либо принять озвученные условия мирного договора, либо отказаться от своей короны.
План предстоящей кампании, разработанный Эдуардом III, был смелым, новаторским для своей эпохи, несколько рискованным, но вполне осуществимым и эффективным. Английский король намеревался вторгнуться в пределы Франции сразу с трёх сторон. Генри Гросмонту предстояло высадится в Нормандии, как в достопамятную кампанию 1346 года, а затем вторгнуться в Бретань для окончательного разгрома сторонников графа де Блуа.
Эдуарду Вудстоку со своими людьми надлежало совершить марш в южном и северо-восточном направлении из пределов Гаскони. Сам король надеялся основательно опустошить Пикардию, выманив на себя главные французские силы. После этого Эдуард III надеялся на успешную генеральную битву и разгром армии Иоанна II. Если же французский король будет проявлять нерешительность и боязливость, как его отец, англичане вполне могли предпринять марш в направлении Парижа.
Успешному осуществлению масштабного стратегического замысла Эдуарда III, как и прежде, помешала его извечная, неразрешимая и неотступная проблема, что висела над ним, словно Дамоклов меч. Ограниченные финансовые возможности не позволили монарху собрать требуемое количество войск для полноценного ведения наступательных действий сразу на трёх направлениях.
К хронической нехватке людских ресурсов неожиданно прибавилась ещё одна проблема – лето и осень 1355 года выдались дождливыми, пасмурными и ветреными. Всё это время на водах Ла-Манша постоянно штормило. В конечном итоге, из-за разбушевавшейся непогоды Генри Гросмонту после нескольких неудачных попыток организовано в составе флотилии выйти в море пришлось до будущей весны отказаться от высадки в Нормандии.
Ветреная и морская стихия были явно на стороне Франции. Постоянно дул сильнейший встречный юго-западный ветер, не дававший возможности эскадре герцога Ланкастерского выйти в море. Всякий раз, как только английские корабли покидали свои гавани и брали курс на полуостров Котантен, налетали сильнейшие шторма, разбрасывавшие суда в разные стороны, словно щепки.
Эдуарду III повезло несколько больше. Своё войско численностью в 8000 человек он благополучно переправил в Кале в конце октября. 2 ноября начался долгожданный поход на Амьен. Спустя два дня правитель Англии достиг Сент-Омера. Однако осадной техники, специальных приспособлений и метательных машин у Эдуарда III не было. В этой ситуации он отправил личное послание Иоанну II, вызывая его на бой или личный поединок. Французский король оставил вызов своего кузена без ответа.
Тут неожиданно Эдуард III получил тревожные известия о том, что в северные графства Англии вторглись шотландцы. Давид II к тому моменту всё ещё находился в английском плену, но многочисленные его соратники и сторонники шотландской независимости представляли реальную угрозу. В условиях дождливой и холодной поздней осени заниматься осадой Сент-Омера, надеясь на его капитуляцию методом измора, когда твои исконные земли разоряют шотландцы, было крайне рискованно и непродуманно.
Пришлось Эдуарду III со своим войском возвращаться от стен Сент-Омера в Кале, а оттуда 11 ноября плыть обратно на родину и заниматься усмирением воинственных горцев, осадивших замок Берик. Таким образом, запланированные английским монархом удары в Нормандии и Пикардии не состоялись. Единственным из английских военачальников, полностью готовым к проведению полноценной кампании на вражеской территории оказался Эдуард Вудсток, принц Уэльский.
[1] - Фавье Ж. Столетняя война / Пер. с франц. М. Ю. Некрасова. – СПб.: Евразия, 2009. С. 143.
[2] - Корриган Г. Столетняя война. Великое и славное приключение. – М.: АСТ, Neoclassic, 2015 [электронная версия] // Электронная библиотека «Лит Мир». 2019-2023. URL: https://litmir.club/br/?b=242736&p=33 [дата обращения 23.06.2023].
ПОЛНОСТЬЮ ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ЦИКЛА «Хроники Столетней войны» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ ЗДЕСЬ:
Часть 1-я. Спор за вакантную французскую корону.
Часть 2-я. Последние приготовления и кампания 1338 года.
Часть 3-я. Осторожная проба сил.
Часть 4-я. Большие манёвры королей-флотоводцев.
Часть 5-я. Морская битва при Слёйсе.
Часть 6-я. Упущенные шансы и нереализованные возможности.
Часть 7-я. Противостояние продолжается.
Часть 8-я. Кампания 1346 года: английское вторжение в Нормандию.
Часть 9-я. Кампания 1346 года: осада Кана.
Часть 10-я. Кампания 1346 года. От Нормандии до Пикардии: опустошительный английский марш.
Часть 11-я. Кампания 1346 года: путь к Креси.
Часть 12-я. Битва при Креси. Французская армия.
Часть 13-я. Битва при Креси. Войско Эдуарда III.
Часть 14-я. Битва при Креси: численность английской армии.
Часть 15-я. Битва при Креси: численность сил Филиппа VI.
Часть 16-я. Битва при Креси. Сумбурный пролог.
Часть 17-я. Битва при Креси. Английские лучники против генуэзских арбалетчиков.
Часть 18-я. Битва при Креси. Триумф английского длинного лука.
Часть 19-я. Битва при Креси. Апофеоз рыцарской отваги и самопожертвования.
Часть 20-я. Битва при Креси. Итоги и последствия.
Часть 21-я. Осада Кале.
Часть 22-я. Совсем не мирное перемирие.
Часть 23-я. Новая стратегия английского короля.
Часть 24-я. Кампании Чёрного принца. Разорение Южной Франции.
Часть 25-я. Кампании Чёрного принца. Испытания на прочность.
Часть 26-я. Битва при Пуатье. Схватка кузенов неизбежна.
Часть 27-я. Битва при Пуатье. Стихийное начало или призраки Креси.
Часть 28-я. Битва при Пуатье. Атака обречённых.
Часть 29-я. Битва при Пуатье. Закономерный финал.
Часть 30-я. «Vae victis».
Часть 31-я. Злоключения Иоанна II Доброго.
Часть 32-я. Франция у края пропасти.
Часть 33-я. Последняя кампания Эдуарда III или заветные мечты сбываются.
Часть 34-я. «Le Roi est mort, vive le Roi»!
Часть 35-я. Франция поднимается с колен.
Часть 36-я. Последний поход Чёрного принца.
Часть 37-я. Кризис английской стратегии и ратные доблести Бертрана Дюгеклена.
Часть 38-я. Кульминация битвы за Аквитанию.
Часть 39-я. Завершение великой эпохи.
Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!