В начале 1815 года столица Австрии – главный город Европы. После поражения Наполеона здесь собрали Конгресс: восстановить границы государств, снова рассадить по тронам монархов, сметенных революционной метлой. Все это страшно важно и интересно; но помимо политических, на Конгрессе кипят страсти иного рода. И втянуты в них главные персонажи.
Львы и львицы
…Дипломат Меттерних, министр иностранных дел Австрии и организатор исторической встречи, недобро косится на царя Александра I. Высокий гость вот-вот уведет у Меттерниха его любовницу Вильгельмину, герцогиню Саган. Даме 34 года, она дивно хороша и зовется «Клеопатрой Курляндии».
… Герцогиня Саган недобро косится на Екатерину Багратион, вдову героя войны 1812-го года, бывшую любовницу Меттерниха; в Вене ее прозвали «русской Андромедой». Не зря: белокожа, волоока, златовласа. Российский император навещает ее вечерами; визиты затягиваются. Вильгельмина живет в том же отеле, что Екатерина, изнывает от ревности и ломает голову - как отбить венценосного кавалера у нахалки, что взяла за правило являться на приемы в полупрозрачных одеждах. Стыд и срам.
А сам Александр Павлович? Этот глядит победителем, во всех смыслах. Ему светит корона Польши, у него новые союзники; плюс местные дамы от него без ума. Лучшая венская шутка тех дней: «баварский король пьет за всех, вюртембергский король ест за всех, а русский царь любит за всех». Александр сияет. Герцогиня Саган хмурит идеальный лоб. Екатерина Багратион прячет улыбку. Что-то скоро случится…
Женская доля
Мать княгини Екатерины - племянница Григория Потемкина; по слухам, имела с ним амуры. Светлейший осыпал красотку бриллиантами и выдал замуж. Дочь взяла от мамаши прелестную внешность, тягу к вольной жизни. Но сперва был скучный брак, его устроил Павел I: он просто подарил 17-летнюю Екатерину 35-летнему князю Багратиону. Граф Ланжерон писал: «Багратион был только солдатом, имел такой же тон, манеры и был ужасно уродлив. Его жена была настолько бела, насколько он был черен».
Красавица промаялась 5 лет, потом укатила в Европу; вернуться отказалась. Оно понятно: куда мрачному генералу до блестящих графов, герцогов и прочих маркизов, что увивались за «русской Андромедой». От нее в восторге великий Гете! Роман с Меттернихом добавил Екатерине светского, а заодно политического веса. Дама из России ненавидит Бонапарта, говорит, что это она убедила австрийца вступить в антинаполеоновскую коалицию.
А князь Багратион скучает по жене, зовет назад; перед гибелью заказывает ее портрет. Саму Екатерину больше не увидит.
Вильгельмина Саган тоже терпеть не может Наполеона. И так же вносит вклад в альянс против корсиканца: якобы советует Меттерниху сменить профранцузскую линию на поддержку России и Пруссии. Мадам Саган - внучка герцога Бирона (того самого) и вообще русским не чужая: едва не стала женой сына генералиссимуса Суворова, сходила замуж за князя Василия Трубецкого (через год развелись). Теперь вертит главой австрийской дипломатии. Но статный Александр I смутил ее покой: ох уж эти русские…
Вильгельмина приглашает императора и Меттерниха на обед. «Или я, или царь!» - заявляет уязвленный австриец. Дама выбирает монарха; как пишут, во время трапезы веселит того рассказом про выходку любовника.
Развязка
Чтобы император не достался выскочке Багратионше, Вильгельмина идет напролом: впрыгивает в карету Александра. Тот шокирован, но блюдет приличия: герцогиню выпроваживают. Однако как пишут, настырная немка позже добивается своего. Екатерина кусает локти; Меттерних в ярости. «…Будущие творцы Священного союза ознаменовали свои отношения в ту пору самой скандальной ссорой», - сообщает литератор Г. Чулков. – «И Меттерних в мемуарах, весьма, впрочем, лживых, уверял даже, что Александр вызвал его на дуэль». Ну это в самом деле вряд ли.
… Конгресс завершен, альянс создан, страсти улеглись. Российский император отбывает к берегам Невы, там его ждет законная супруга.
Княгиня Багратион в прозрачных нарядах уже на Елисейских полях – смущает покой богатых парижан, ищет мужа. Через 15 лет выходит за лорда; англичанин на 16 лет ее моложе. Вскоре пара разводится. Екатерина доживет до 73 лет, в старости не сможет ходить, ее будут возить в инвалидном кресле.
А герцогиня Саган, проводив Александра, снова взялась за Меттерниха; так мол и так, женись на мне, друг милый. Страсть моментально испарилась, дипломат пришел в себя и – остался с женой. Вильгельмина еще раз попытается создать семью, выйдет за графа Шуленбурга и, подобно своей экс-сопернице, разведется. Бездетная герцогиня приютит у себя многих бедных девушек, чем заслужит добрую память. Проживет 59 лет.
Ее неутомимый кавалер Меттерних дотянет до 86; даже перед смертью строчил документы, забрасывал советами молодого императора Франца Иосифа.
Автор – Марина Туманова
Спасибо дорогим читателям за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки