Как EA и Codemasters реабилитировались после невнятной прошлой части автосимулятора
F1 22 была проходной и совершенно необязательной игрой. Предшественница 2021 года добавила неплохую сюжетную кампанию. А сиквел и ее отнял, и реально заметных изменений в серию не привнес, кроме болидов, соответствующих новому техническому регламенту FIA (Международная автомобильная федерация).
Со стороны кажется, будто спортивные симуляторы из года в год продают одно и то же, даже обертку толком не меняя. Эти обвинения не раз звучали в адрес FIFA. Отчасти это верно и для F1 — набор трасс официального чемпионата расширяется редко, на имена пилотов и форму антикрыльев обратят внимание только фанаты. Почувствовать небольшую корректировку отдачи при заезде машины на бордюр или ослабление противобуксовочной системы и вовсе смогут только самые опытные игроки.
Студия Codemasters нащупала идеальный баланс между аркадой и симулятором еще в 2018-2019 годах. Как и в Gran Turismo, в F1 очень гибкие настройки, которые позволяют даже новичкам комфортно играть с геймпадом и получать удовольствие. А обладателям рулей обе игры бросают заметный вызов и дарят широкий спектр ощущений от сносов колес в поворотах и скольжения на бордюрах, повышающих сопротивление штурвала.
Конечно, это не симуляция уровня Assetto Corsa или iRacing, но и F1, и GT — это блокбастеры от мира гоночных игр. Продукт для широких масс, а не нишевая спортивная дисциплина.
Когда вся игра построена вокруг жестко регламентированного ежегодного чемпионата, добавлять инновации в структуру карьеры или игровой процесс крайне сложно. Особенно когда базовые механики за годы и так отточены — разработчики уже нашли идеальную формулу управления геймпадом и научились через задержки и анимации имитировать эффект колоссальной прижимной силы, действующей на болид.
Остается вводить не связанные с официальным чемпионатом режимы. И вот тут F1 23 открывает серию заново. По сути в ней три игры. Для любителей прямолинейной сюжетной кампании. Для фанатов реального чемпионата. И для поклонников собирательства в современных сессионных онлайн-играх.
Спортивная драма
Сюжетные режимы в спортивных играх EA — не новость. Компания пыталась внедрять историю в Fight Night Champion, в некоторые части FIFA, а купив Codemasters и получив контроль над F1 — добавила кампанию и эту серию. И получилось неплохо.
Игроку предлагают серию заездов, между которыми показывают красиво поставленные кат-сцены с участием пилотов, их родственников и руководителей команд. Гонки могут быть полными или ограничиваться несколькими кругами. Но всегда есть конкретная задача — финишировать выше определенного места или обогнать указанного соперника.
Первая в серии сюжетная кампания, Braking Point («Точка торможения»), появившаяся в F1 2021, получилась добротной спортивной драмой о конфликте поколений, недопонимании и интригах в паддоке. Любой поклонник «Формулы-1» знает, что порой страсти вне трассы кипят жарче, чем в гонке, а главный соперник любого пилота — его же напарник по команде. И сценарий отлично это передает.
Добавьте к этому неплохо написанные диалоги и отличную лицевую анимацию в кат-сценах — и получится увлекательный, пусть и довольно предсказуемый блокбастер. Вполне пригодный для экранизации в виде фильма или небольшого сериала.
Braking Point 2 сохранила все достоинства оригинала и добавила новые интерактивные функции. Например, между гонками игрок может не только просматривать соцсети и отвечать на вопросы журналистов, но и принимать решения по организации работы всей команды.
От выбора зависит прогресс показателей производительности и репутации. С каждым новым уровнем открываются новые варианты ответов в диалогах. Серьезного влияния на исход событий это не принесет, так что контроль по большей части иллюзорный, но усиливает погружение в историю.
Сюжет стартует в сезоне 2022, а протагонист первой Braking Point оказывается в одной команде со своим главным соперником. Специально для F1 23 придумали новый коллектив — в F1 2021 можно было выбрать один из реально существующих.
По мере прохождения, на которое понадобится около 10 часов, вернутся и другие герои первой части, появятся новые, а родственные связи между некоторыми персонажами превратят F1 23 в мексиканский телесериал. К сожалению, финал истории получился будто оборванным на полуслове и недостаточно драматичным. Но впечатления от сюжетного режима в целом скорее положительные.
Чемпионат мира
Самый старый, отточенный и за последние несколько лет почти не изменившийся режим. Он же самый интересный для фанатов автоспорта — и самый скучный для тех, кто пришел просто давить педаль в пол.
Здесь игроку предстоит пережить полноценный сезон «Формулы-1», воссоздающий календарь и распорядок реального чемпионата мира. Те же трассы, такие же болиды, такое же расписание. Вот только результат каждого заезда и титула уже определяется игроком и волей ИИ-соперников.
По традиции в начале можно либо выбрать существующую в реальности команду и заменить в ней одного из пилотов. Либо создать с нуля собственную и примерить на себя роль не только гонщика, но и менеджера. В этом случае придется начинать с самых низов, договариваться с поставщиками, искать спонсоров и биться за каждое очко в гонке.
Чем ниже команда в рейтинге, тем меньше денег она получает. Тем медленнее идет развитие болида — и тем больше отставание от конкурентов. По сути режим чемпионата — это не только гонки, но и гибрид стратегии с ролевой игрой.
Во время этапов игрок должен изучать трассу, подбирать настройки болида, выполнять поставленные руководством задачи, зарабатывая очки опыта, и стараться финишировать в гонке как можно выше. А между заездами все заработанные деньги и опыт вкладывать в развитие отделов на базе команды и контролировать разработку новых деталей машины, расставляя приоритеты между скоростью, управляемостью и надежностью.
Codemasters не стала изобретать велосипед и чинить то, что не сломано. Режим карьеры просто работает. Как и раньше — очень хорошо.
F1 World
Напоследок — самый новый режим. И потенциально — самый интересный для тех, кто не очень разбирается в перипетиях конкретно «Формулы-1», но очень хочет погонять на скоростных болидах с открытыми колесами по реально существующим трассам. Пусть и виртуальном мире.
«Мир Формулы-1» — альтернатива карьере, не привязанная к конкретному чемпионату, но с куда более заметной прогрессией. Это комплексная система, включающая как настройку пилота и его жилища, так и развитие автомобиля и постепенное открытие новых видов соревнований.
Начав с самого простого болида и молодежных серий, побеждая в гонках и получая награды, можно в итоге добраться до гонок F1 и построить лучшую машину как для одиночных, так и для сетевых заездов против других игроков.
Все верно — этот режим построен вокруг достижений и собирательства.
Это то, что люди любят, хотя и не все признаются. Новые кепки, новые диваны, новые антикрылья болида и даже новый управляющий в команду. Все это — предметы коллекции в F1 World. Ради них придется участвовать в различных событиях, накапливать специальные очки и прокачивать местную версию «боевого пропуска».
Он называется Podium Pass, а в зачет идет активность не только в F1 World, но и прогресс карьеры и сюжетной кампании. Я не фанат современных сессионных шутеров, построенных вокруг подобных систем, но когда их предлагают в комплекте с интересным жанром, я начинаю понимать аудиторию Fortnite, Warzone, Overwatch и иже с ними.
К тому же, награды здесь — не только косметика. Часть улучшений повышает технический уровень машины, которую игрок использует в гонках F1 World. Новые крылья, новые элементы двигателя, новый персонал — все это понемногу улучшает поведение болида на трассе, его скорость и управляемость.
Хорошее пилотирование на трассе не только приносит наклейки и апгрейды , но и влияет на рейтинг. Еще раз вспомним Gran Turismo с ее системой лицензий, не позволяющей грубым водителям участвовать в серьезных соревнованиях. Хочешь бороться на вершине — научись водить чисто и безопасно.
Чем аккуратнее пилот на трассе — тем выше его рейтинг. И тем больше состязаний станет доступно со временем.
F1 23 — самая масштабная, комплексная и отполированная часть серии на сегодня. И оптимальная точка входа для тех фанатов «Формулы», которые еще не готовы к серьезному симрейсингу, но хотят получить дорогую и красивую гоночную игру, отражающую суть популярного во всем мире чемпионата.
Мы не знаем, как EA будет развивать и монетизировать франшизу в будущем, но здесь и сейчас это лучший способ приобщиться к виртуальным гонкам на болидах с открытыми колесами.