Найти тему
НАРОДНАЯ ДУША (18+)

ЧЕМ ЕВРЕИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ РУССКИХ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В отличие от русских, евреи с большим почтением относятся к своей истории. Начиная со второго века н.э. или даже раньше они занимаются еженедельным публичным чтением Торы, письменного сборника иудейских законов, учительных и пророческих книг, а также читают, запоминают и изучают в парах или небольших группах все тонкости Талмуда (свод религиозных и этических положений своей религии). Свиток Торы должен иметь каждый еврей.

Спрашивается, зачем это им нужно? Зачем хранить дома и читать одни и те же тексты? Что при этом происходит с читающими и обсуждающими мысли и предания своих далёких предков людьми? Чему они учатся, что в них меняется, от каких невзгод и болезней такое чтение способно избавить? Неужели всё дело в том, что действительно существовал завет (то есть, соглашение) между Богом и евреями, который до сих пор исполняется обеими сторонами? И поэтому они якобы избранный Богом народ?

«В наше время чтение уникальных книг называют библиотерапией», — считается, что это один из самых действенных методов самолечения и самовоспитания, которые когда-либо были изобретены человечеством. Библиотерапия давно использовалась не только иудеями, но и народами многих других стран, и везде была популярной и востребованной. От первых канонических (боговдохновенных) текстов до произведений известных философов и авторов различных способов усовершенствования общественного строя. О которых я и хочу поговорить.

Оказывается, результаты такого чтения всегда весьма положительные. Люди перестают переживать за своё будущее и радуются тому, что скоро всё в их жизни изменится, наступит вечная справедливость, мир и покой.

Применялась библиотерапия (негласно, конечно) и в СССР, самой читающей стране мира. А возникла эта методика ещё 1300 лет назад, у египетских фараонов, если верить источникам. На Востоке, где книг не было, произведения древних авторов заучивались их учениками и передавались из уст в уста. А на Западе, после открытий психоанализа, доказавшего существование такой психологической защиты, как идентификация с объектом (неважно каким: пророком, святым, психиатром, врачом, супругом, литературным героем), стала использоваться открыто. Появились и списки рекомендованной литературы, которые существуют по сей день.

Я – за. Хорошая методика, проверенная на практике. Только я бы добавил сюда стихи и песни. Вроде мечты о далёком счастливом и давно забытом детстве. Например: «Там Дюймовочка в платьице рваненьком/ По дорожке бежит, семеня. / Вы зачем увезли меня маленьким, / Вы зачем обманули меня»? Вопрос в том, кто именно и что конкретно будет рекомендовать. А также, как и с кем читающему всё это обсуждать. Лично я Моральный кодекс строителя коммунизма и Программу КПСС ни с кем не обсуждал. И читал всего один раз.

…………………………..

Итак, библиотерапия = библия (книга) + терапия (лечение). Но где взять настоящую, а не фальшивую библию? Не доверяя официальным спискам рекомендованных книг, где много беллетристики, фантастики и научно-популярных объяснений человеческий страстей, я написал собственную книгу, которая, по моей мысли, должна заменить многие другие. Так как она восполняет пробелы в типичном для нашего времени «непсихологическом» образовании и даёт читающему шанс задуматься о самом главном в его жизни: кто он и что у него внутри, - её читают мои пациенты. Им нравится, просят написать что-нибудь ещё. И конечно, задают много вопросов, которые раньше даже не приходили им в голову.

Ибо русские, в отличие от евреев, не привыкли мыслить сложными категориями, расшифровывать тайные смыслы и разбираться в запутанных жизненных ситуациях. Мы ищем простые слова и простые понятия, считая, что остальное от лукавого. Евреи же поступают как раз наоборот.

ВВЕДЕНИЕ

Но мы не будем трогать святое для евреев. Попробуем разобраться в том, что с детства вбивали нам самим в голову, откуда оно бралось и что из этого получилось. Кто всё это знает, может дальше не читать и переходить сразу к выводам.

Я вспоминаю свои годы учёбы в университете в семидесятых годах прошлого века. На экзаменах по разным предметам, включая политэкономию социализма, мне трижды приходилось отвечать на вопрос: «В чём заключается полная и окончательная победа социализма в СССР», провозглашённая на 21 съезде КПСС (27.01 – 05.02. 1959 г.)?

Вопрос был непростым. Ведь полная победа должна была означать коренное изменение социальных отношений в обществе, а у нас всё ещё существовали отдельно рабочий класс и крестьянство. Не считая партийной номенклатуры, интеллигенции, военных, спецслужб и им подобных. Окончательная победа должна была пониматься как наличие гарантий от реставрации капитализма в СССР и в формирующейся мировой социалистической системе, а ведь завоевание революции на Кубе (26.07.53 – 01.01.59 г.) были постоянно под угрозой вторжения США.

Я жил тогда на улице Горького, у вдовы А.Д. Дикого (5-кратного лауреата Сталинской премии), и спал в маленькой комнате на огромном сундуке. До меня на этом сундуке спал только один человек – Михаил Светлов, который в 1926 году написал известную революционную песню «Гренада». Ворочаясь ночами, я вспоминал его «мечтателя-хохла», который твердил эту песню «наизусть» и, как и сам Светлов, думал, «откуда у хлопца испанская грусть». Очень переживал, повторяя строчки двустопного амфибрахия: «Я видел, над трупом/Склонилась луна/И мёртвые губы/Шепнули «Грена...» И сам пробовал писать похожие стихи. Пока не встретил В. Высоцкого и не понял, что такое «городской романс».

Конечно, было жутковато думать о шепчущих мёртвых губах. Но мы верили в партию и правительство и знали точно, что правда на нашей стороне. И что, если надо, мы все как один пойдём воевать. Чтобы не только на Украине и в Гренаде, но и в какой-нибудь Канаде «землю крестьянам отдать». Вот почему у нас не было сомнений, что социализм победил полностью и окончательно, и поэтому партия совершенно правильно решила не тянуть резину и приступить к немедленному строительству коммунизма.

Но никто из нас не предполагал, что одного желания и готовности умереть для построения справедливого общества мало. Не знала об этом и партия, ведь в её документах не было ни одного доказательства нашей идеологической победы над капитализмом, признаков духовного превосходства советских людей и примеров осуществления главного принципа социализма и коммунизма – от каждого по способностям. Как писал поэт: «Не в этой ли ржи папаха Тараса Шевченко лежит»?))

Партия просто забыла о том, что политэкономия — это наука о способах организации общественных отношений, включая разделение труда, образование, выбор профессии, производство, распределение, накопление, потребление и так далее. С материалистической точки зрения (орудия труда, сырьё, товар, стоимость, деньги) здесь вроде было уже всё понятно, и даже поддавалось планированию и автоматизации. Даже причина сохранения государства тоже была понятна – как необходимого всем главного регулировщика и законодателя.

А вот какова должна быть роль в этих отношениях личности человека? Субъекта, индивида, Божьего создания, созидателя любых ценностей и вдохновителя великих свершений? Ведь у каждого были свои, только ему присущие способности и вытекающие из них потребности, причём далеко не всегда коммунистические. А какие конкретно? При Троцком ещё пробовали изучать Фрейда, у Никитских ворот открыли даже психоаналитический детский сад для воспитания новых, лишённых предрассудков личностей. Но потом его закрыли и запретили даже думать о пугающем учёных бессознательном, вездесущей сексуальности и инстинкте смерти.

ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ И ОТНОШЕНИЕ К ТЕОРИИ

Прошу обратить внимание, что понятие «отношения» - ключевое для всей нашей цивилизации. Ведь главным в ней всегда являлись не борьба со стихиями и даже не попытка выжить вопреки любым враждебным обстоятельствам, а приобретение знаний. Разгадка тайн Вселенной и желание поставить себе на службу все силы, стихии и энергии мира. А что есть знание? Это понимание отношений, то есть, взаимосвязей одних частей мироздания с другими.

А как понять отношение Материи к Идее, Времени к Пространству, Человеческого к Божественному, Телесного к Духовному, Добра ко Злу? Ведь любой предмет, явление, число, идею или сущность мы можем познать только сравнивая и соотнося её со всеми другими им подобными. Даже себя мы можем мыслить только анализируя отношения к себе со стороны всех остальных людей, жены, детей, родственников, работодателей, конкурентов, банкиров, государственных служб и так далее. Хотелось бы добавить в этот ряд врачей и психологов, но пока это невозможно. Ведь я имею в виду не просто получивших диплом специалистов, которые ставят диагнозы, выписывают лекарства или дают житейские советы, а тех, кто имеет отношение к душе.

Вот говорят, что отношения – продукт жизнедеятельности людей. Но ведь не только трудовых, товарных, финансовых и политических, но и продуктов работы их сознания, скрытых влечений, потребностей, фантазий, иллюзий и тому подобного. Как сказал бы Фрейд, результат всех видов работы «психического материала», а не просто итоги исторического развития или движения чистого разума, как сказал бы Маркс.

Короче, русским людям с давних времён нравилось изучать и заучивать гораздо более простые вещи. И они в изобилии появились. Чего только нам ни предлагали и кто только ни предлагал!

Так, например, Карл Маркс утверждал, что любая политэкономия при капитализме направлена лишь на усовершенствование механизмов производства, то есть орудий труда и отношений между участниками глобального трудового процесса, который, благодаря наличию частной собственности, неизбежно ведёт к эксплуатации трудящихся. И что надо уничтожить любую частную собственность и власть буржуазии над пролетариатом, и тогда человеческие отношения улучшатся. Это было понятно и принималось без всяких доказательств.

Кроме Маркса был ещё один гений - Энгельс, который написал статью "Принципы коммунизма". Там сказано, что все отрасли производства должны вестись по общественному плану и в общественных интересах. Так чтобы общественный строй уничтожил конкуренцию и поставил на её место ассоциацию. То есть, вместо вынужденной сдачи внаём своей рабочей силы, любой человек должен будет выбирать по своему вкусу любой из союзов свободных людей, объединённых одной целью (от лат. associare - соединять, вступить в товарищество).

Это тоже было понятно, хотя возникали вопросы относительно отношений (связей) между членами ассоциации, в зависимости от их пола, возраста, квалификации, желания трудиться, помогать друг другу, иметь доступ к образованию, искусству, пище и наслаждениям. Не считая спорт, танцы, образование, путешествия, общение с другими ассоциациями и их членами. Включая женщин, разумеется, ведь без них никакое воспроизводство невозможно. Однако Ф. Энгельс, помнится, отверг все сомнения в обязательном обобществлении не только орудий труда, земли, предметов потребления, но и женщин, производящих рабочую силу. Сказав, что женщин давно уже и так обобществили.

Уже тогда читатели трудов основоположников коммунизма задавали множество интересных вопросов. Будет ли в подобных ассоциациях военная подготовка? Стрельба, фехтование или, как в Америке, бокс? Иностранные языки и музыка? Наука и искусство? Поощрения и наказания? Свобода и конкуренция? Кто будет писать книги, а кто управлять хозяйством? Об этом думали социалисты и основатели коммун не только в Америке, но и в других странах. Даже пробовали проверить различные варианты решения этих вроде как простых вопросов на практике. Но у них ничего не получилось.

Потому что объединить людей можно только зная психологию (а не просто работу психических ассоциаций). И не как религию, философию, алхимию или магию. А как науку о душе. Но во времена Маркса и Энгельса были лишь предположения о трансформациях духа, о наличии каких-то страстей, светлого сознания и мрачных инстинктов (животных и человеческих).

Гегель считал, что психология, вместе с антропологией и феноменологией это способ самораскрытия субъективного духа (самораскрытие объективного духа – это уже право, а у абсолютного духа – это искусство, религия, философия). Кстати, войны у Гегеля должны были пониматься как результаты столкновения мыслей абсолютного духа, существующих порознь, в виде национальных духов.

Но откуда у духа берутся злоба, хитрость, насилие и уничтожение людей не только чужой, но и своей национальности? Видимо, понятие духа предполагает и наличие теневой стороны души, о которой сами идеологи говорят неохотно, но правоведы и юристы очень даже охотно, и составляют кодексы административных, уголовных, семейных и прочих преступлений. А психиатры не менее охотно составляют сборники неприемлемых для общества психических расстройств, не указывая источники генезиса патологий и пути их устранения. Что ведёт к необходимости изоляции одних членов «свободной ассоциации» от других.

Сами евреи мало верят в теории своих же основоположников. Изучая Танах, они убеждаются в том, что любое человеческое существо наделено не только добрыми помыслами и желаниями, но и влечением к смерти, насилию, убийству, разрушению, ненасытной жаждой власти и обогащения. Не зря же в своих законах они запрещают грабежи, людоедство, сожительство с животными и многие другие противоестественные деяния. Значит знают, что такие вещи с большой долей вероятности могут происходить с людьми.

А что, по-вашему, открылось Адаму и Еве в момент, когда они вкусили от Древа Познания? Да то же самое, за что их Господь и изгнал из Эдема. Как пел Саша Заборский: «Гнали ангелы Адама, как овчарки беглеца, а за ним бежала дама, ламца-дрица, ца-ца!»

Кстати, кушать зайчатину в Танахе тоже запрещено. Мол, это животное, которое жуёт жвачку. Как так, таких не бывает, - скажете вы. Но вот появился я, который в старой транскрипции "заецъ", и разжёвываю для самих евреев ими же выдуманные понятия. Значит уже три тысячи лет назад они знали, что возникнет полезный заяц, которого трогать и кушать не надо! Мне это льстит. ))

…………………….

У древних философов хотя бы было понятие Мировая Душа – то, что обеспечивает психическое единство мира (его стремлений, представлений и сущностей). Сейчас таковой нет. Была во все времена и мечта философов «познать себя», но теперь и она куда-то делась. Были, конечно, попытки уравновесить зло и добро с помощью справедливого и обязательного для всех законодательства. За нарушение которого положено было строгое и неотвратимое наказание. Но никто не пытался найти истинные причины зла, то есть разгадать человеческую натуру, а не происки каких-то тёмных сил.

Фрейдисты пытались об этом писать и говорить, но лучше всех это сделал Державин в стихотворении Бог (1784):

Я царь, — я раб, — я червь, — я бог!

Он имел в виду, что человек носит в себе частицу Бога и поэтому он Царь своей души. Но другая часть его души истлевает в низменных страстях и рабском поклонении перед более сильными и могущественными людьми. Какими именно?

Увы, до сих пор так и не были найдены способы определять, основываясь только на догадках и наблюдениях, кто должен повелевать, а кто брать на себя самую тяжёлую, грязную и неблагодарную работу. Кто и каким образом создан для того, чтобы думать, философствовать, наслаждаться наукой и искусством. И кто, самое главное, достоин быть жёстким и справедливым верховным арбитром для разрешения спорных вопросов. Вплоть до войн, захвата чужих территорий, уничтожения всех несогласных.

Энгельс на эти вопросы отвечал весьма скупо. Мол, воспитывать детей (в государственных учреждениях) надо прежде всего так, чтобы они были способны переходить из одной отрасли производства в другую, «в зависимости от потребностей общества или от их собственных склонностей». И справедливость восторжествует сама собой. Но перечислить эти склонности он не посмел, как и его предшественники социалисты утописты. Для них все люди был одинаковыми и делились только на классы (угнетателей и угнетённых). А что было до Маркса и Энгельса? Может быть, их предшественники что-то знали? Давайте посмотрим.

Один из самых продвинутых социалистов Фурье (1772 – 1837) попробовал обозначить двенадцать основных страстей человека, но без особого успеха. Ведь кроме страстей в человеке есть ещё кое-что, то, что делает его непохожим на другие живые существа. И это не законы всеобщего перемещения во времени и пространства (как в физике Ньютона), не врождённые инстинкты и рефлексы (как в физиологии) и не естественное влечение к труду (как результат естественного отбора). И. Кант назвал это сокровенной тайной души, которую вряд ли когда-нибудь удастся понять и выразить словами.

А как представить себе, что труд (по мысли Фурье) должен приносить удовольствие и, ни в коем случае, не отвращение. И каждый человек должен получить право на такие занятия, которые гарантировали бы удовлетворение его потребностей, не мешая, а даже способствуя удовлетворению потребностей других членов добровольной ассоциации, так как потребности у разных людей всё-таки могут отличаться.

Конечно, Фурье понимал, что эти потребности можно было и нужно было правильно назвать и научно обосновать. И он кое-что предлагал. Так, например, при посещении дам или юношей, не связанных узами брака, жители фаланстеров могли ознакомиться с картотекой типов личности в поисках подходящих партнеров для случайного секса. Гениально! Хотелось бы только узнать, по каким критериям должны были составляться эти картотеки!

Фурье исходил из простой мысли: Бог устроил мир так, что в нём все целесообразно, поэтому законы мироздания едины для любых видов движения, которое и является основой всего сущего. Этим законам должен подчиняться не только материальный мир, но и мир духовный, включая живую природу, общество, человека, Например, закон тяготения (аттракции) действует и среди людей, создавая условия для их объединения. Надо только разгадать все сокровенные требования природы и следовать им. Конечно, это очень правильная мысль.

Но посмотрим, какие из «страстей» рассматривал Фурье в качестве производных от всеобщих законов природы, заданных Божественным Разумом. Пять из них – стремление к материальным удовольствиям (унитеизм), по количеству органов чувств: удовольствие от вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха. Потом идут дружба, любовь, семья, честолюбие (групповые удовольствия, основанные на взаимной аттракции), страсть к интригам (козни Дьявола), страсть к разнообразию и слепое увлечение (в сфере умственных занятий).

На основании их комбинаций у него получалось 810 главных характеров, способных дополнять друг друга в производственной, духовной и творческой деятельности. Ведь творческая активность идёт не только от правильного воспитания, но и от «освобождения страстей», что может способствовать пробуждению всеобщего энтузиазма и соревновательным процессам (уже не сексуальным, а интеллектуальным и чувственным «оргиям»). Тому, что в СССР называли приходом «победы коммунистического труда». Но даже в СССР никто не смог приблизиться к проблеме определения реальных, а не книжных и надуманных типов личности.

Конечно, действие единых законов не ведёт к одинаковости, все люди от самого рождения уже разные, но, как считал Фурье, утверждение их непохожести усиливает социальную интеграцию.

Фурье ратовал за равноправие женщин и освобождение половой любви от предрассудков, за поощрение творчества, смену интересов и разнообразие во всём, включая любовные потребности, потребности в соперничестве и творчестве. Ведь только так можно обеспечить внутреннюю и внешнюю гармонию. Это прельщало многих. Но даже в СССР ничего этого не удалось достичь. Посмотрим, смогут ли это сделать США и их идеологические союзники.

Граф де Сен-Симон (1760 – 1825) считал, что главной задачей человечества при социализме является обеспечение свободного развития всех способностей людей.

По его убеждению, проблемой подбора кадров для разных типов отношений должен заниматься специальный священник, вроде психоаналитика. Но как он узнает, у кого какие способности? На исповеди?

У Оуэна (1771- 1858) на первом месте стояло формирование характера с помощью всеобщего нравственного и производственного воспитания, а не распознавание природных склонностей, так чтобы каждый человек был всесторонне развит и не имел лишних потребностей. Многие до сих пор верят, что это возможно

Ещё более ранние утописты тоже не могли, если бы даже захотели, обосновать идеи справедливого общества, ведь у них не было знания психологии, как науки о душе, а были лишь обычные наблюдения за людьми, их поведением, мыслями и желаниями.

Так, Кампанелла (1568 – 1639) верил в Божественное всеединство Вселенной, внутренние связи которого можно выявить и использовать с помощью «естественной магии» (включая медицину). Для этого надо частную собственность устранить, а людям давать духовное воспитание. Душа является материальной, так как она способна испытывать возбуждение и чувства. Лидерами становятся самые добродетельные, мудрые и сильные, которым удаётся познать глубочайшие взаимосвязи вещей. Их избирает сама природа, как это происходит среди всех живых существ.

Но в чём конкретно заключаются это природные и, одновременно, божественные начала Кампанелла не сказал. Может быть, это некие «формы», которые конкурируют между собой за овладение материей. Просто их надо «уравнять», например, с помощью смешанных браков между людьми разного физического сложения и темпераментов. Короче, для уравновешивания нужна некая магия, типа инсайта и катарсиса. Ведь Логос уже содержит все формы и человеческого разума, и реальных свойств вещей. Это и слово, и общее понятие, и закономерность («вечная и всеобщая необходимость» - Гераклит).

Например, Кампанелла считал, что профилактика старости возможна, если возлежать с молодыми юношами и девушками. А не прибегать к лекарствам. А нечистоты убирать должны те, кто в детстве любил копаться в грязи.

Сэр Томас Мор (1478 – 1525), в отличие от других борцов за справедливое преобразование человеческого бытия, был хорошо образован, учился в Оксфорде, знал греческий и латинский языки, его идеи о наилучшем устройстве общественных отношений перекликаются с учением Платона о государстве. В 1516 году появилась книга «Утопия», где впервые была высказана мысль о необходимость отмены частной собственности и эксплуатации человека человеком. Что породило другие, как социалистические, так и коммунистические учения.

Многое из того, что советовал Мор, было реализовано в СССР. Например, государственная монополия на торговлю, использование полноценных денег (валюты) только в отношениях с другими странами, выборность всех должностей. Лидирующей прослойкой должна стать интеллигенция, а все грязные и опасные работы должны выполнять рабы, которые получают этот статус за любое преступление (даже за прелюбодеяние). В государстве должен быть только один безусловный верховный правитель.

Были и другие советы, которые вошли в обычаи и правила поведения во многих странах. Например, идея о том, что, если какой-либо народ не даёт использовать свою территорию и природные богатства другим народам, а при этом сам их не разрабатывает, то это может служить поводом для войны.

А вот с психологией и у Мора тоже не получилось. Он полагал, что ничего лишнего человеку не надо, лишь бы не было угрозы лишиться достатка. И никто из гордости не будет просить чего бы то ни было у других. При этом само собой исчезнет хвастовство и хищничество. Нравственность будет соблюдаться во всём, ведь никто не захочет жертвовать достойными удовольствиями во имя малых и ничтожных. А помогать другим это природная добродетель, заложенная в человеке.

Всё так, и всё справедливо, но почему-то до сих пор не никому не удаётся внедрить это в практику.

Проблема выбора профессии у Мора тоже не стоит, ведь каждый получает хорошее образование, может учиться отцовскому ремеслу или свободно выбирать любое другое. Лишь учёных должны выбирать тайным голосованием по рекомендации духовенства. Они освобождаются от труда и из них потом выбирают правителей и священников. Наиболее способных и талантливых легко будут вычислять старики во время бесед за столом.

На этом можно поставить точку в перечислении длинного списка имён самых разных авторов и теорий справедливости. Как видите, все социалисты были не только гениальными исследователями человеческой натуры, но и наивными утопистами, свято верящими в глубоко заложенное в каждом человеке разумное начало, добро, братскую взаимопомощь и способность отказываться от всего лишнего во имя всеобщего блага. Которое обязательно восторжествует!

……………………………

Для чего я всё это написал? А чтобы можно было подвести итог: в истории человечества так и не появилась наука о душе. То есть, наука о творческом начале, которое из потока ощущений и идей создаёт цельное мировоззрение. Чтобы можно было достоверно познавать своё «Я», сравнивать его с другими, искать занятие по способностям, а друзей и супругов выбирать по принципу взаимодополнения. Ведь только так телесное и духовное рабство, связанное с иллюзиями, отчаянием, тяжёлым трудом, болью и страданием, можно будет заменить на свободное, увлекательное и творческое соревнование. И исцелять любые болезни тела и душевные расстройства.

Не смогли за три тысячи лет создать подобную науку и евреи. Хотя с успехом изучили и теперь хорошо могут использовать в своих интересах пороки, недостатки и душевные слабости других народов. Например, многие люди свято верят в то, что человек человеку друг товарищ и брат, независимо от происхождения, национальности, богатства и воспитания. И доверяют «этому человеку» самое дорогое, что у них есть, свою свободу, власть, природные способности и богатства.

Или верят, что делать ничего не надо, что над нами нет никакого плюрализма, либерализма, идеологии, лжи и подмены понятий, и никто никого не обманывает. А в мире и так всё само собой образуется, ведь есть Господь Бог, законы кармы, много честных, умных, образованных людей, учёных, патриотов и бескорыстных политиков, которые придут и сделают всех счастливыми.

И, как обычно, вся надежда на Россию. Ведь может собственных Платонов (Платон - автор «Государства») и быстрых разумов Невтонов (Ньютон доказал, что движение на Земле и в Космосе объясняется одними и теми же законами) российская земля рождать! Как гордо заявил всему миру М.В. Ломоносов.

Так надо, наконец, что-то сделать для мира, а не воевать с другими народами и умирать за интересы чужих крестьян. Ура!