Вина, несомненно, превосходны. Но в условиях глобальных финансовых потрясений окажутся ли цены достаточно приемлемыми для покупателей, чтобы инвестировать сейчас, а не через несколько лет?
Улыбки на лицах производителей Бордо во время недели en primeur в этом году говорили о многом. «Я не из тех, кто трубит о себе, но я думаю, что это лучшее вино, которое мы когда-либо производили», — признается Брюно Лемуан, управляющий директор Château Larrivet Haut-Brion. Аналогичные отзывы домов на обоих берегах, обсуждающие сравнения с 2009 и 2010 годами, говорят о том же: Бордо недвусмысленно гордится урожаем, который он произвел в 2022 году. И у них есть на то веские причины; лучшие вина удивительно свежи, и только спелость и сочность их фруктового профиля выдают потрясающий вкус, который характеризует этот урожай.
Важно понимать, как Бордо добился исключительного качества в таких экстремальных условиях в 2022 году. На ежегодном пресс-вечере Primeurs, организованном Domaine de Chevalier, владелец Оливье Бернар пошутил, что «лучшее вино, которое я когда-либо делал, — это то, которое я буду производить завтра». Действительно, у crus classé есть как финансовые средства, так и дальновидность, чтобы наблюдать, анализировать и упреждать повышение температуры в течение некоторого времени, готовясь к урожаю, подобному 2022 году, по крайней мере, с 2003 года, если не намного раньше.
Коммерческий директор Château Figeac Алекса Бултон напоминает, что владелец участка, теперь принадлежащего классу «А», Тьерри Манонкур выбрал глубоко посаженные подвои в ожидании дефицита воды несколько десятилетий назад. В 2022 году это спасло урожай Фижака, так как лозы могли получать влагу из глубоких подпочв.
Фабьен Тейтген, винодел Smith Haut-Lafitte, говорит о том, что подготовился к этому урожаю на виноградниках Cathiards в Напе: не было листвы, а лозы, оставленные в форме буквы «Y», обеспечили наилучший возможный оттенок для винограда с хозяйства Pessac. Вспашка предотвратила испарение воды в течение всего сезона созревания. Каждое винодельческое решение, предшествовавшее этому замечательному урожаю, способствовало его успеху, и, имея в памяти свежий опыт 2016, 2018 и 2020 годов, лучшие поместья управляли тем, что дала им природа, возможно, более ловко, чем когда-либо.
За последние пару десятилетий в Бордо были вложены большие деньги, и только благодаря этому виноделы могут создавать такие вина, которые мы имеем счастье пробовать и покупать сегодня. По этой логике рост цен в 2022 году вполне обоснован — производство вина обходится дороже, а эффекта масштаба не существует, поскольку объемы производства лучших вин снижаются. Но это только внутренний контекст, который имеет несчастье совпадать с внешними факторами, омрачающими кампанию 2022 года.
Взгляд в прошлое
Напоминание о золотом правиле en primeur: покупка en primeur дает потребителю конкурентоспособную цену на вина, которые в противном случае были бы более дорогими после разлива в бутылки. Этот указ в той или иной степени игнорировался релизами en primeur за последние 15 лет, что нанесло ущерб репутации системы. При более внимательном рассмотрении этого периода истории кампании становится ясно, что цены на Бордо так и не восстановились полностью по сравнению с винтажем 2010 года.
Мы подсчитали цифры, оценив отпускные цены по сравнению с текущими рыночными ценами (по состоянию на 1 мая 2023 года) восьми громких вин: четырех первых вин Médoc, которые все еще выпускаются en primeur, и четырех икон Правого Берега.
Глядя на этот «Индекс Super-Cru» в совокупности, результаты, упорядоченные по CAGR (совокупный годовой темп роста), ясно демонстрируют, что кампании en primeur «сработали» — и не лучше, чем урожай 2019 года. В условиях глобальной пандемии и полного незнания того, как проводить кампанию en primeur в таких условиях, производители Бордо снизили отпускные цены на 2019 год — отличный урожай. Менее чем через три года цены на восемь лучших вин этого урожая выросли на 13% в год. Напротив, долгожданный урожай 2010 года был представлен на рынке по таким высоким ценам, что они только что восстановили утраченные позиции. Каким бы впечатляющим ни было качество 2022 года, мир изысканных вин вряд ли может позволить себе повторение 2010 года.
Хоть это и безумие, но в нем есть смысл
Представьте себе на минуту мощь маркетинговой машины Бордо — официальная неделя дегустаций, визиты, релизы — на основе поставляемых вин. Является ли это даже экономически жизнеспособным после десятилетий такого же раннего притока денежных средств, теперь встроенных в блестящие новые, ультрасовременные винодельческие предприятия по всему Бордо? И, несмотря на склонность торговцев ругать эту историческую систему дистрибуции, их коллективная и всепоглощающая любовь к Бордо в конце концов не исчезнет.
Как бы ни были высоки цены, может потребоваться только энтузиазм одного или двух ведущих участников, чтобы началась давка игроков, мчащихся за вином. И в этом заключается красота всей игры en primeur: какую бы логику мы ни пытались применить, покупка вина — вне зависимости от того, есть оно в наличии или нет — часто является эмоциональным выбором во многих отношениях. Несмотря на надвигающиеся экономические тучи, те, у кого есть средства, могут просто проигнорировать цифры, сохранять спокойствие и продолжать покупать вина en primeur.
По материалам: https://worldoffinewine.com