Найти в Дзене
История живописи
Подписаться

"Утро туманное, утро седое" в русской живописи

Начальной строкой стихотворения Ивана Тургенева я вполне точно дал понять, что именно вы увидите сегодня на картинах известных русских художников. Так что обойдемся без долгих вступлений и приступим.

Начнем в этот раз, пожалуй, с работ хорошо известного всем любителям живописи да и не только, Ивана Константиновича Айвазовского. Конечно же, это будут картины, которые когда-то называли "маринами", то есть морские пейзажи, на которых художник, как вы прекрасно знаете, специализировался (но не ограничивался ими).

"Берег моря. Туманное утро", И.К. Айвазовский, 1850-е. Частное собрание.
"Берег моря. Туманное утро", И.К. Айвазовский, 1850-е. Частное собрание.
"Отплытие в тумане", И.К. Айвазовский. Частное собрание.
"Отплытие в тумане", И.К. Айвазовский. Частное собрание.
"Неаполитанский залив в туманное утро", И.К. Айвазовский, 1874. Национальная галерея Армении, Ереван.
"Неаполитанский залив в туманное утро", И.К. Айвазовский, 1874. Национальная галерея Армении, Ереван.

Даже известный своей критичностью Александр Бенуа в своей статье о пейзажистах XIX века вынужден был признать:

Айвазовский действительно любил море и даже любил как-то сладострастно, неизменно, и нужно сознаться, что, несмотря на всю рутину, любовь эта нашла себе выражение в лучших вещах его, в которых проглянуло его понимание мощного движения вод или дивной прелести штиля - гладкой зеркальной сонной стихии.

Далее у нас будут две работы Федора Александровича Васильева, написанные в один и тот же период его творчества - заключительный, впрочем периодов у него было не так-то много, ибо художник прожил всего лишь 23 года, умерев осенью 1873 года.

"Утро", Ф.А. Васильев, 1872-1873. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Утро", Ф.А. Васильев, 1872-1873. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Рассвет", Ф.А. Васильев, 1873. Кировский областной художественный музей.
"Рассвет", Ф.А. Васильев, 1873. Кировский областной художественный музей.

Продолжая выбранную тематику, уместно перейти к художнику, который поначалу недолгого творческого пути Федора Васильева оказал на него сильнейшее влияние. Хотя затем их художественные пути (а вернее, взгляды) разошлись, о чем писал Иван Крамской в одном из своих писем:

Развивался он в полной гармонии с И.И. Шишкиным, который имел на него влияние в это время, но уже через год резко обозначились пункты разногласия относительно взгляда на натуру. И действительно, трудно найти две более взаимоисключающие друг друга натуры.
"Туманное утро", И.И. Шишкин, 1885. Нижегородский художественный музей.
"Туманное утро", И.И. Шишкин, 1885. Нижегородский художественный музей.
"Туман в лесу", И.И. Шишкин, 1890-е. Частное собрание.
"Туман в лесу", И.И. Шишкин, 1890-е. Частное собрание.
"Туманное утро", И.И. Шишкин, 1897. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"Туманное утро", И.И. Шишкин, 1897. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".

Эти картины Ивана Ивановича Шишкина, конечно же, гораздо менее известны, нежели его работа, которая изначально задумывалась под названием "Утренний туман в лесу" и, которую вы, я уверен, прекрасно знаете. О ней (в числе прочих) я писал уже подробно в статье, вышедшей более года назад (сам был удивлен, что это оказывается было так давно, но, как говорится, время летит):

И закончим на сегодня работой Аполлинария Михайловича Васнецова. Как и в случае с предыдущим пейзажистом, достаточно давно я вам уже рассказывал о важном этапе в жизни художника:

В той статье (у нее, к сожалению, оказалось не очень много прочтений) вы можете найти несколько вечерних туманов, которые все же не совсем подходят под заданный сегодня сюжет, но тоже интересны, на мой взгляд.

"Утро", А.М. Васнецов, 1892. Саратовский художественный музей.
"Утро", А.М. Васнецов, 1892. Саратовский художественный музей.

Но в свете той публикации уместно снова привести цитату критика Бенуа:

Первобытной, таинственной свежестью дышат его далекие тайги, тонущие в щемяще грустном вечернем зареве или в сырых, холодных фантастических туманах... Аполлинарий Васнецов, подобно скандинавам, с которыми он имеет много общего, разрешил очень трудную задачу, дав такие панорамические виды "живописных" местностей и не впав притом в "каламистость", в слащавый трафарет.

А еще была заметка о картине Аполлинария Васнецова с утренним туманом в горах и, дабы не повторяться, приведу еще одну ссылку:

На этом на сегодня всё, спасибо вам за прочтение. К этой теме я еще постараюсь вернуться, так что следите за новыми публикациями на канале "История живописи". И, конечно, ставьте лайки и комментируйте, если есть на то ваше желание.

P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.