О финале творческой карьеры Аполлинария Васнецова я вам как-то уже рассказывал ранее, дорогие читатели. Сегодня же мы перенесемся во времени назад, когда в 1890-1891 годах художник совершит поездку по Уралу и Сибири. Вообще именно 1890-е годы принято считать вершиной его мастерства, своеобразный пик творчества.
Та поездка и те замечательные виды монументальной уральской и сибирской природы, могущественной и величавой, так западут ему в душу, что он создаст целый цикл пейзажей, на которых запечатлеет ее. Была еще одна немаловажная причина того, что эти виды так ему приглянулись:
Характер Урала и его природа очень мне напоминали Вятский край – те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса – щетина тайги по хребтам гор; вместо одиночек елей – гиганты кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет только и делал, что писал уральские пейзажи. Они напоминали мне милое Рябово.
Как, наверное, догадался читатель Рябово - это село в Вятской губернии (ныне - Кировская область), где родился Аполлинарий Васнецов.
Открывает серию картина, на которой Васнецов изобразил Синюю гору на Урале. Одно из объяснений такого названия горного хребта - "за густой синий оттенок, который принимают горы в ясные солнечные дни", а сайт Третьяковской галереи утверждает, что на склоне горы есть "густые сине-зеленые хвойные леса". Местным жителям, думаю виднее, а вот с тем что "пейзаж наполнен величественным спокойствием и звенящей тишиной" сложно не согласиться, оцените сами:
Путевые очерки А. Васнецова "Из поездки на Урал" были изданы в журнале уже после его возвращения в Москву, в 1892 году. В них он описывал тайгу, которую потом не раз еще изобразит на своих полотнах:
Лес весь седой: земля седая от массы мха и лишаев; серебристые стволы пихт кажутся еще седей от мха, длинными космами повисшего до самой земли. И так, падая один на другой, стволы свалившихся деревьев образуют непроходимые чащи и завалы.
В пейзажах "певца сумерек, надвигающейся ночи, тайги и тайн сибирских степей" (по определению искусствоведа Игоря Грабаря) очевидна романтическая трактовка образов природы. На этой картине мы видим странников, мчащихся во всю прыть по бескрайним сибирским просторам, а вдали - лагерь, куда, очевидно и направляются путники:
Из своей поездки художник привезет множество этюдов и зарисовок, на основе которых в дальнейшем напишет немало захватывающих уральских пейзажей. Так, одну из таких работ, картину "Кама", Аполлинарий Васнецов представит на XXIII передвижной выставке в 1895 году, и в этом же году ее приобретет Павел Третьяков для своей коллекции.
Завершает цикл пейзаж на котором художник изобразил могучую северную реку, устремляющуюся к линии горизонта, также вдали мы видим оранжевые всполохи на закатном небе - величественный и монументальный пейзаж сибирской тайги:
Искусствоведы нашли некое родство пейзажей Аполлинария Васнецова с работами Архипа Куинджи - он ведь тоже показывал могучую и величавую природу. Сам Васнецов говорил, что в работах знаменитого пейзажиста его больше всего "поражали свет и пространство – одни из первых, основных начал пейзажа" – с этим сложно не согласиться, ведь это и были, пожалуй, самые сильные стороны Куинджи. Подводя итоги этого периода творчества младшего из братьев Васнецовых, приведу цитату историка искусства Александра Бенуа:
Первобытной, таинственной свежестью дышат его далекие тайги, тонущие в щемяще-грустном вечернем зареве или в сырых холодных фантастических туманах. Далекие полчища сосновых лесов, широкие могучие холодные сибирские реки, плавно протекающие между ними, тяжелые очертания Уральских гор - объяты широким эпическим духом…
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#живопись #искусство #культура #русскаяживопись #искусствоведение #история #картины #художники