Найти в Дзене
История живописи

Уральские и сибирские пейзажи Аполлинария Васнецова, которые завершили его становление как пейзажиста

О финале творческой карьеры Аполлинария Васнецова я вам как-то уже рассказывал ранее, дорогие читатели. Сегодня же мы перенесемся во времени назад, когда в 1890-1891 годах художник совершит поездку по Уралу и Сибири. Вообще именно 1890-е годы принято считать вершиной его мастерства, своеобразный пик творчества. Та поездка и те замечательные виды монументальной уральской и сибирской природы, могущественной и величавой, так западут ему в душу, что он создаст целый цикл пейзажей, на которых запечатлеет ее. Была еще одна немаловажная причина того, что эти виды так ему приглянулись: Характер Урала и его природа очень мне напоминали Вятский край – те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса – щетина тайги по хребтам гор; вместо одиночек елей – гиганты кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет только и делал, что писал уральские пейзажи. Они напоминали мне милое Рябово. Как, наверное, догадался читатель Рябово - это село в Вятской губернии (ныне - Кировская область), где

О финале творческой карьеры Аполлинария Васнецова я вам как-то уже рассказывал ранее, дорогие читатели. Сегодня же мы перенесемся во времени назад, когда в 1890-1891 годах художник совершит поездку по Уралу и Сибири. Вообще именно 1890-е годы принято считать вершиной его мастерства, своеобразный пик творчества.

Портрет А.М. Васнецова, Н.Д. Кузнецов, 1897. Третьяковская галерея, Москва. А. Бенуа, хорошо знавший младшего из Васнецовых, писал о нем: "поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный".
Портрет А.М. Васнецова, Н.Д. Кузнецов, 1897. Третьяковская галерея, Москва. А. Бенуа, хорошо знавший младшего из Васнецовых, писал о нем: "поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный".

Та поездка и те замечательные виды монументальной уральской и сибирской природы, могущественной и величавой, так западут ему в душу, что он создаст целый цикл пейзажей, на которых запечатлеет ее. Была еще одна немаловажная причина того, что эти виды так ему приглянулись:

Характер Урала и его природа очень мне напоминали Вятский край – те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса – щетина тайги по хребтам гор; вместо одиночек елей – гиганты кедры. Потому-то, вероятно, я несколько лет только и делал, что писал уральские пейзажи. Они напоминали мне милое Рябово.

Как, наверное, догадался читатель Рябово - это село в Вятской губернии (ныне - Кировская область), где родился Аполлинарий Васнецов.

Открывает серию картина, на которой Васнецов изобразил Синюю гору на Урале. Одно из объяснений такого названия горного хребта - "за густой синий оттенок, который принимают горы в ясные солнечные дни", а сайт Третьяковской галереи утверждает, что на склоне горы есть "густые сине-зеленые хвойные леса". Местным жителям, думаю виднее, а вот с тем что "пейзаж наполнен величественным спокойствием и звенящей тишиной" сложно не согласиться, оцените сами:

"Тайга на Урале. Синяя гора", А.М. Васнецов, 1891. Третьяковская галерея, Москва.
"Тайга на Урале. Синяя гора", А.М. Васнецов, 1891. Третьяковская галерея, Москва.

Путевые очерки А. Васнецова "Из поездки на Урал" были изданы в журнале уже после его возвращения в Москву, в 1892 году. В них он описывал тайгу, которую потом не раз еще изобразит на своих полотнах:

Лес весь седой: земля седая от массы мха и лишаев; серебристые стволы пихт кажутся еще седей от мха, длинными космами повисшего до самой земли. И так, падая один на другой, стволы свалившихся деревьев образуют непроходимые чащи и завалы.

В пейзажах "певца сумерек, надвигающейся ночи, тайги и тайн сибирских степей" (по определению искусствоведа Игоря Грабаря) очевидна романтическая трактовка образов природы. На этой картине мы видим странников, мчащихся во всю прыть по бескрайним сибирским просторам, а вдали - лагерь, куда, очевидно и направляются путники:

"Сибирь", А.М. Васнецов, 1894. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Сибирь", А.М. Васнецов, 1894. Русский музей, Санкт-Петербург.

Из своей поездки художник привезет множество этюдов и зарисовок, на основе которых в дальнейшем напишет немало захватывающих уральских пейзажей. Так, одну из таких работ, картину "Кама", Аполлинарий Васнецов представит на XXIII передвижной выставке в 1895 году, и в этом же году ее приобретет Павел Третьяков для своей коллекции.

"Кама", А.М. Васнецов, 1895. Третьяковская галерея, Москва.
"Кама", А.М. Васнецов, 1895. Третьяковская галерея, Москва.
"Озеро в горной Башкирии, Урал", А.М. Васнецов, 1895. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Озеро в горной Башкирии, Урал", А.М. Васнецов, 1895. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Баллада. Урал", А.М. Васнецов, 1897. Одесский художественный музей.
"Баллада. Урал", А.М. Васнецов, 1897. Одесский художественный музей.

Завершает цикл пейзаж на котором художник изобразил могучую северную реку, устремляющуюся к линии горизонта, также вдали мы видим оранжевые всполохи на закатном небе - величественный и монументальный пейзаж сибирской тайги:

"Северный край", А.М. Васнецов, 1898-1899. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Северный край", А.М. Васнецов, 1898-1899. Русский музей, Санкт-Петербург.

Искусствоведы нашли некое родство пейзажей Аполлинария Васнецова с работами Архипа Куинджи - он ведь тоже показывал могучую и величавую природу. Сам Васнецов говорил, что в работах знаменитого пейзажиста его больше всего "поражали свет и пространство одни из первых, основных начал пейзажа" – с этим сложно не согласиться, ведь это и были, пожалуй, самые сильные стороны Куинджи. Подводя итоги этого периода творчества младшего из братьев Васнецовых, приведу цитату историка искусства Александра Бенуа:

Первобытной, таинственной свежестью дышат его далекие тайги, тонущие в щемяще-грустном вечернем зареве или в сырых холодных фантастических туманах. Далекие полчища сосновых лесов, широкие могучие холодные сибирские реки, плавно протекающие между ними, тяжелые очертания Уральских гор - объяты широким эпическим духом…

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#живопись #искусство #культура #русскаяживопись #искусствоведение #история #картины #художники