В это жаркое время очень актуальная тема, не так ли, уважаемые читатели? Вот поэтому сегодня я и решил порадовать (надеюсь) вас подборкой картин, на которых мы с вами увидим спасение от летнего зноя в виде самых разнообразных водоемов. А еще можно представить, что мы где-то там, в центре этих пейзажей и от этого, возможно, у вас "настроение улучшится", как пелось в одной песне...
Сегодня я, однако, задал себе рамки более жесткие, нежели обычно - круг авторов сузился до членов Товарищества передвижных художественных выставок, но это не страшно, так как их было немало и все чаще всего весьма достойные художники. Закончим уже с затянутым введением и приступим к нашему первому сегодняшнему герою - Михаилу Константиновичу Клодту.
Различные водоемы частенько присутствуют на картинах Клодта, одних только вариаций "стада у реки" можно насчитать не менее десятка, так что проблем с выбором полотен не было, прямо скажем. Но вот тронут ли они сегодняшнего зрителя - это вопрос, конечно... На него вы всегда можете ответить в комментариях, напоминаю вам. А вот критик Александр Бенуа был в целом не так уж критичен к его творчеству:
Клодт был заинтересован не столько внешним видом, сколько интимной жизнью природы... С внешней стороны живопись Клодта, вследствие кропотливого вылизывания ненужных мелочей и полного пренебрежения характерных, "больших" линий, напоминает подчас некоторых полузабытых теперь немецких пейзажистов начала XIX века, которые не без некоторого чувства, но уж больно аккуратно и чистенько изображали прибранную, начисто вымытую и заново покрашенную природу.
Следующим художником-передвижником у нас сегодня будет неудавшийся военный, поэт и историк, вполне благополучный банкир, но еще более успешный художник - Александр Александрович Киселев. Подробнее о нем вы можете прочесть по ссылке ниже:
Сын художника Н.А. Киселев, оставивший любопытные воспоминания не только об отце, но и о многих его коллегах и учениках, писал:
Несмотря на страстное увлечение отца работами с натуры в средней полосе Европейской России (даже скорее — в Подмосковье), его тянуло поработать в горы, на юг, с его горячим солнцем и лазурным, сказочным морем. Кроме Финского залива, отражавшего почти бесцветное серое небо, море отец видел только на картинах.
Далее у нас идет певец "родных болотищ и березок", но мы сегодня обойдемся без них, пожалуй, ибо сюжет все-таки не совсем тот. Многие из вас, наверное, уже догадались, что речь идет о Ефиме Ефимовиче Волкове.
В отличие от многих других художников-пейзажистов, предпочитавших времена года с переменчивыми состояниями природы, Волков часто писал именно лето. И, по моему мнению, ему это весьма неплохо давалось, хотя он во многом был самоучка, ведь Академию художеств он бросил, что впрочем не помешало ему впоследствии стать ее академиком.
И закончим мы сегодня парой работ Аполлинария Михайловича Васнецова, бывшего, правда, с передвижниками не до конца: на рубеже веков (XIX и XX, естественно) он покинул Товарищество (в котором к тому времени накопилось уже много противоречий) и вскоре стал одним из основателей Союза русских художников.
На этом у меня на сегодня все, спасибо вам, уважаемые читатели, за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь, комментируйте и до новых встреч на канале "История живописи".
P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь.