Найти тему

НЕвойна в Заливе.

Идет Штирлиц по лесу, видит — сидит на дереве Бодрийяр.
«Штирлиц», — подумал Бодрийяр.
«Симулякр», — подумал Штирлиц.

Сегодня начинаем обзор очередного литературного творения об информационном воздействии на процессы повседневности.

С огромным удовольствием представляю книгу Жана Бодрийяра «Войны в Заливе не было». Название довольно условно, потому что состоит из нескольких самостоятельных очерков, собранных под одной обложкой и объединенных общей темой.

Скажу сразу и честно, это моя любимая книга. Не в смысле философии или практического применения. А просто любимая. Очень символично то, что когда – то сказал Кротон Старший: «Война кормит войну». Пришел Бодрийяр и сказал: «Информация кормит НЕвойну». Как информационный повод выступает война, которая НЕвойна.

Книга беспредельно циничная. Готовое пособие по информационному отравлению. Лучшие рецепты ядов Борджиа для поколения массмедиа. Поэтому она настоятельно рекомендуется к изучению и пониманию со стороны пропагандистов, людей в военной форме, журналистов, освещающих любые вооруженные конфликты или конфликты с применением оружия.

Если кто-то заинтересован в моем мнении, то по канонам и основам, проложенным Бодрийяром, было организовано преследование и ликвидация Пабло Эскобара. Про Бен Ладана даже и говорить не буду. Поэтому книгу разберём с чувством, никуда не спеша.

Позволю напомнить уважаемым читателям о тех событиях, вокруг которых развернулись рассуждения французского философа. Потому что мы уже основательно подзабыли последовательность ближневосточного переплета. Память - штука избирательная. Многие из всей картины событий помнят только «Бурю в Пустыне». Да и то потому, что она настойчиво фигурирует в инфопространстве, навязываемая как пример немотивированной агрессии сионистов-монополистов в отношении беззащитных арабских бабаек. А по какой-то необъяснимой причине все предшествующие «Буре» и последующие мероприятия стерлись из памяти.

-2

Война в Заливе (Gulf War) – одно из самых обсуждаемых (в свое время) вооруженных столкновений с Ираком за освобождение Кувейта, которое имело место с 2 августа 1990 года по 28 февраля 1991 года. Конфликт прославился как первый, в котором испытали дистанционное высокоточное оружие при полнейшем телевизионно-медийном освещении. Началась эпоха войн по телеку. Причем образец оказался настолько удачным, что вписан во все учебники военного и пропагандистского противостояния как наилучший симулякр экземпляр для всяческого подражания. СМИ превратились в оружие, а использование любого горячего оружия стало не то, что бессмысленно, но совсем не обязательно. Армия может терпеть полный крах, но весь мир будет уверен, что это не так.

Словом, что же произошло и кто на ком стоял?

Кувейт был частью провинции Басра Османской̆ империи. Когда империя затрещала, то территория превратилась в предмет препирательств между Турцией и Великобританией. С 1897 года в Кувейте обосновалась военно-морская база англичан. Османы скрипели зубами, однако ничего противопоставить не могли.

В итоге в 1899 году шейхи заключили договор с Британией, согласно которому Английская Корона определяла всю внешнюю политику эмирата и отвечала за безопасность вверенного куска пустыни. Основным бизнесом, приносящим доход государству, была торговля жемчугом. Но развитие химической промышленности доконало ловцов жемчуга. Англия, потерявшая интерес к заморской провинции, в 1961 году покинула страну. Был Кувейт бедным, но независимым. А потом пришла нефть. После этого территория стала проблемой удовлетворения аппетитов соседей - Саудовской Аравии и Ирака. Они так хотели увидеть страну в составе своих держав, что спать не могли спокойно. Ирак вообще говорил, что Кувейт — это часть Иракского мира и всё тут.

В семидесятых годах прошлого века Ирак развлекался тем, что неоднократно стягивал танки и пехоту к границе с Кувейтом. А в 1976 году иракские подразделения даже вторглись в эмират на несколько сот метров. Однако основные события начались позже.

Ирак увяз в войне с Ираном, которая продлилась восемь лет, с 1980 по 1988 годы. Экономика государства разлетелась в осколки. Население, будучи пассионарным по рождению, выражало недовольство экономическим положением в стране. Многие солдаты, вернувшиеся с фронтов войны, в которой так и не выявили победителя, требовали реванша. Значит, назревала маленькая победоносная война. Традиционный рецепт для подобных напряжённых случаев.

Восьмилетняя война с аятоллами вымотала Ирак основательно. Погибло приблизительно 200 тыс. иракских военных. Потрачено около $340 млрд. Кратно увеличился внешний долг. В вооружение было вложено столько средств, что кроме армии у Ирака ничего и не осталось. А ведь ее надо кормить, содержать и держать в тонусе.

Корпус стражей Исламской революции, тесно связанный с революционным духовенством.
Корпус стражей Исламской революции, тесно связанный с революционным духовенством.
«Война против Ирана. Саддам должен был отомстить за то, что он не смог победить, даже будучи агрессором, уверенным в своей безнаказанности. Он должен был отомстить Западу, который его в это вовлек».
Жан Бодрийяр, «Войны в Заливе не было», 1991, «Power Inferno», de Jean Baudrillard.

И тут Саддам Хусейн в принятой им истеричной манере заявил, что в то время, когда он героически сражался, а народ терпел немыслимые лишения, Кувейт под шумок увел из месторождения Румайла полезных ископаемых на общую сумму в $2,4 млрд.

-4

Но это еще полбеды. Самое неприятное в ситуации явилось то, что именно в 1988 году, аккурат под занавес Ирано – Иракской войны, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты стали превышать установленные Организацией Стран - Экспортеров Нефти лимиты на добычу сырья. Понятное дело, что игра шла по-крупному, и Кувейт был послушным орудием сами знаете кого и сами знаете для чего. Но факт остается непреложным. Цены на нефть обвалились. Да так, что закачались основы создавшейся после ВМВ политической картины мира. Только Саддаму Хусейну от этого было не легче. Он выполз из войны с экономическими клочьями и огромными долгами.

Министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз начал обзываться в адрес южных соседей разными нехорошими словами и назвал такую политику «экономическим насилием». По саддамским подсчетам, страна сильно потеряла из-за падения нефтяных цен, что сложились убытки, соотносимые с количеством песка в пустыне. И естественно, требовалась компенсация утрат. Кроме того, у Ирака были кое какие территориальные претензии:острова Карух и Куббар.

Хусейн настаивал на признании права собственности месторождения Румайла и перехода под юрисдикцию Ирака всей сопутствующей нефтедобывающей логистики. И вот в конце весны 1990 года на границе с Кувейтом началась концентрация иракских войск.

«Саддам — истерик. Мастер постоянно всем гадить. Истерик неистребим: он возрождается из своих симптомов, как из пепла, подозревая всех в недобросовестности, хитрости и лицемерии. Столкнувшись с истериком, другой становится параноиком, развертывая мощный механизм защиты и недоверия.
Истерик неисправим. Использование уловок и несоблюдение договоренностей — в этом его сущность. Распутство и двуличие».
Жан Бодрийяр, «Войны в Заливе не было», 1991, «Power Inferno», de Jean Baudrillard.
-5

24 июля: США провели внеплановые военные учения с Объединенными Арабскими Эмиратами. Пресс-секретарь Министерства обороны Пит Уильямс объявил: «Мы по-прежнему твердо привержены поддержке индивидуальной и коллективной самообороны друзей в Персидском заливе, с которыми у нас глубокие и давние связи». Белый Дом выражал обеспокоенность наращиванием войск и призывал стороны избегать насилия.

25 июля: Посол США в Ираке Эйприл Глэспи лично заявила Саддаму Хусейну в ставшей знаменитой реплике: «У нас нет мнения по арабо-арабским конфликтам, таким как ваши разногласия по границе с Кувейтом». И затем продолжила: «Мы видим, что вы развернули огромное количество войск на юге. По этой причине я получила указание спросить относительно намерений: почему ваши войска сосредоточены так близко к границам Кувейта?»

27 июля: Палата Представителей и Сенат проголосовали за введение экономических санкций против Ирака. Повод универсальный – множественные нарушения прав человека.

28 июля: Буш отправил личное сообщение Хусейну с предостережением от применения любой военной силы. Но в письме конкретно Кувейт не упоминался.

«Самым жестоким упреком Буша в адрес Саддама Хуссейна было обвинение того в том, что он лгун, предатель, плохой игрок и мошенник. Lying son of a bitch! Лживый сукин сын! Саддам, как настоящая истеричка, никогда не собирался рожать свою войну. Напротив, ему до сих пор удавалось мешать Бушу родить свою. А с помощью Горбачева ему почти удалось основательно надуть американцев. Но истерик не склонен к суициду, это выгодная сторона Саддама. Он не есть ни безумец, ни самоубийца. А может попытаться его вылечить с помощью гипноза?»
Жан Бодрийяр, «Войны в Заливе не было», 1991, «Power Inferno», de Jean Baudrillard.
Хусейн ибн Талал — король Иордании.
Хусейн ибн Талал — король Иордании.

Аналогичным образом король Иордании Хусейн сообщил, что незадолго до иракского вторжения министр иностранных дел Кувейта заявлял: «Мы не собираемся отвечать Ираку. Если им это не нравится, пусть оккупируют нашу территорию. Мы позовем американцев». А кувейтский эмир сказал своим офицерам, что в случае войны их долг состоит в том, чтобы сдержать иракцев в течение всего 24-х часов. Слепому ясно, что Саддама подстрекали к сражению. А он сам с удовольствием лез в приготовленную петлю.

Кстати, уже после войны, Джабер III комментировал события: «Американская политика была ясна. Только Саддам этого не понимал».

2 августа 1990 года в два часа пополуночи иракская группировка вторглась на территорию Кувейта. 7 августа создана Кувейтская Народная Республика Временное Правительство Свободного Кувейта. Алаа Хусейн Али, новый премьер, объявил о том, что его правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака в качестве отдельной провинции Ас-Саддамия. Ох, умеют эти арабы льстить😁.

Кувейтская армия полностью разгромлена, территория страны взята под полный контроль иностранной армией. Классический акт агрессии в фантике оправданности и легитимности.

Но, как назло, случилось маленькая неприятность. Саддам Хусейн вскоре осознал, что откусил значительно больше, чем смог прожевать и усвоить. И полетели почтовые голуби. Он сигнализировал о своей готовности вывести иракские войска из страны в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла. И еще по мелочи.

Администрация Буша предпочла никак не реагировать на возможность умиротворения захватчика без применения силы. Каким бы коварным планом, если таковой вообще существовал, ни руководствовался Джордж Буш, теперь он в полной мере воспользовался открывшимся набором возможностей.

Красивые очки.
Красивые очки.

Белый Дом осудил действия Ирака как вопиющее использование военной агрессии. А оперативная группа американских ВМС, оснащенная истребителями и бомбардировщиками, выдвинулась в Персидский залив. На всю торговлю с Ираком было наложено эмбарго.

Началась операция многонациональных сил «Щит пустыни» по сосредоточению войск в зоне конфликта и недопущению развития военных действий на территории Саудовской Аравии. За «Щитом» последовала «Буря в пустыне», которая завершилась последней фазой «Мечем пустыни». Наземная кампания длилась 4 дня и привела к полному освобождению Кувейта.

Это по военно – территориальной наполненности конфликта. А что же с медийным освещением?

«С самого начала было ясно, что это война, которая никогда не произойдет. Настало время мертвой войны — размороженной холодной войны, которая не оставила нам выбора, кроме как схватиться с трупом войны, сделала неизбежным контакт с этим разлагающимся мертвецом, которого уже никому в Заливе не воскресить».
Жан Бодрийяр, «Войны в Заливе не было», 1991, «Power Inferno», de Jean Baudrillard.

Информация стала важнее техники. Война никому не нужна. Информация всем нужна. Если кто-то сказал, что войну в Заливе освещали информационно - не верьте. Информация подменила войну. Никому не интересно, что случилось на самом деле. Зато все употребляют медийный продукт, вне зависимости от вовлеченности и желания. Что-то типа: вы ходите за праздничным столом съесть тарелочку оливье. Вместо тарелки вам приносят тазик вкусного салата и ставят задачу съесть весь объем любой ценой. Всё желание утекает в риторику и отнекивание.

-8
«Американцы же, из-за своего рода эгоцентрического великодушия или глупости, могут вести борьбу с противником, лишь представив его себе по своему образу и подобию. Они одновременно и миссионеры, и новообращенные в свой собственный образ жизни, который они триумфально проецируют на мир».
Жан Бодрийяр, «Войны в Заливе не было», 1991, «Power Inferno», de Jean Baudrillard.

Случились постправда: «То, что там делят Америка, Саддам Хусейн и страны Персидского залива, это есть труп войны».

И еще. На поле информационного боя присутствовала и терпела поражение только одна сторона – иракская.

-9

Дисклеймер. Все сказанное автором и описанное в данной статье является авторской фантазией и не претендует на истину. Использованы тексты и фото из открытых источников. Любые совпадения с реальными событиями и личностями случайны. Автор старается уважать мнения всех людей и по разным вопросам.

Подписывайтесь на канал Laszlo Karanovać∴ИСТОРИЧЕСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ! Это позволит находить загадочные кейсы, интересных людей и говорить об их месте в палитре всемирной истории.

Эффект Саддама или симулякр пустыни. Читать здесь.

Война в Заливе - матрица будущего. Читать здесь.

Пропаганда. Будет жить вечно. Читать здесь.

Пропаганда. Эмоции против фактов? Читать здесь.

Пропаганда. Заметки с дивана. Читать здесь.