Найти тему
6000 миль до Голливуда

Бежать, бояться! Хоакин Феникс в долгожданном новом фильме Ари Астера.

("Все страхи Бо", Beau Is Afraid, 2023, США и др.)

Если вы думали, что третья картина Ари Астера ("Реинкарнация", "Солнцестояние") тоже будет озаглавлена одним длинным заковыристым словом, то он ваш прогноз не оправдал. Как и другой прогноз - насчет того, что "Все страхи Бо" станут очередным экстравагантным ужастиком, даром что его название на это вроде бы красноречиво намекает.
Ан нет, выдержав драматическую паузу почти в 4 года, Астер решил подбросить всем поклонникам своего творчества "нежданчик". Да такой, что вот так сходу и не скажешь, в какую жанровую категорию его "вбить" - прямо как того одиозного Вовочку из анекдота, коему в детском саду пришлось выделить аж персональную комнату.

- Аллё! Нет, не Джокер. Но он вам перезвонит, если хотите!
- Аллё! Нет, не Джокер. Но он вам перезвонит, если хотите!

На Кинопоиске в характеристику фильма помимо "драма" зачем-то вписали еще и "комедия". Хотя чем-чем, а комедией он является ровно настолько, насколько может быть смешон в реальной жизни человек с тяжелой формой неврастении. И даже если порой со стороны его поведение выглядит забавным, смеяться над ним всё равно стыдно и неприлично. Так что правильнее было бы охарактеризовать новую ленту Ари, как "остросюжетный гротеск" или "психологический сюрреализм", но точно не сборником гэгов и шуток.

Впрочем, сопереживать местному герою Бо с красноречивой фамилией Вассерман тоже не получается. Слишком уж жалкий он персонаж в худшем смысле этого слова, а как гениально играет столь отталкивающих личностей Хоакин Феникс, все мы отлично помним. И здесь он вновь врубает своё мастерство перевоплощения на полную катушку, ибо иначе попросту не умеет. Разве что на сей раз изображает всё-таки не мерзавца, а в принципе безобидного человека, но настолько неприятного ("душного" или "токсичного", как нынче любят говорить), что удивительно, как его только сделали главным героем, да еще 3-часового фильма.

Ко всем картинам Астера, любителя уникальных символов и аллегорий, остаётся уйма вопросов в духе "Что бы это значило?". Однако ко "Всем страхам Бо" их накапливается под конец особенно много. Причем здешние авторские вычурности настолько своеобразны, что возникают сомнения, а можно ли вообще выдумать этакое "из головы" при написании сценария? Больше смахивает на то, что Ари ничего не изобретал, а лишь задокументировал на бумаге, а затем на камеру, все фобии, выстраданные собственным загривком. И абстрактно искаженная реальность, в которой живет Бо, порождена не его мировосприятием - не иначе, таковой, через призму страхов, она видится самому Астеру - явно желанному пациенту для любого психиатра.
Это, разумеется, всего лишь гипотеза. Но больно уж правдоподобно она выглядит - не верится, что такой высокохудожественный трехчасовой бред нагородил человек с полностью ясным рассудком.

Нет, ну а как иначе-то ходить за хлебушком, если вы страдаете половиной из всех существующих в мире фобий?
Нет, ну а как иначе-то ходить за хлебушком, если вы страдаете половиной из всех существующих в мире фобий?

Что ж, как говорится, просто так человека за одни красивые глаза Вассерманом не назовут - эту фамилию в поте лица ещё заслужить надо. Поэтому Бо (Феникс), как и его пресловутый российский однофамилец, тоже уникум с большими причудами. Разве что не начитанный до полной википедийности, без бороды и пудовый жилет-барахолку на себе не носит. Да и не стал бы Бо, выходя из дома, облачаться в такие тяжести, ведь это мешало бы ему задавать стрекача всякий раз, когда он видел для себя угрозу. То есть, считай, при каждом своём появлении на улице, поскольку этот Вассерман с детства пугался буквально всех и вся. Причем с годами список его фобий только ширился, а сами они крепли, как бицепсы на молодом Шварценеггере.

Ясен бзик, что с таким "анамнезом" люди долго не живут, но Бо со своими вконец расхристанными нервами каким-то макаром дотянул до "полтинника", да еще и живя в бандитской районе... Или, вернее, раз уж мы смотрим на мир его глазами, то на самом деле тот район мог быть и не бандитским - просто шугливый Бо видел в каждом его обитателе потенциального грабителя, садиста и убийцу. Хотя еще до того, как он покинет свою квартирку и отправится в путешествие, ему доведется претерпеть немало мучений-приключений. В классическом ари-астеровом стиле: пугающем не своей внезапностью и "бу!"-эффектом, а бредовой иррациональностью происходящего на экране. Так, словно вы смотрите не кино, а кошмарный сон, от которого вроде бы хочется проснуться, и в то же время вам любопытно, чем вся эта сумасшедшая круговерть закончится.

Естественно, сам бы Вассерман ни в какие странствия по миру добровольно не потопал, но ничего не поделать - нужда выгнала (не будем спойлерить, какая). И понятно, что за границами его привычной маленькой вселенной "дом - улица - супермаркет - кабинет психотерапевта" жизнь менее безумной уж точно не стала. Наоборот, казалось, будто неприятности только и ждали, когда Бо высунет нос в "большой мир", чтобы наброситься на него всем скопом и окончательно свести его с ума.
Получится ли у них это?
Ладно, не будем забегать вперед. Хотя для знатоков коронных ролей Хоакина Феникса это вряд ли станет интригой - не зря ведь играть "всебоящегося" Бо позвали именно его, заслуженного "неврастеника" современного киноискусства, а не кого-либо другого, менее колоритного в плане эмоций.

 "- Непра-а-авильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!"© Цитата из другого фильма.
"- Непра-а-авильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!"© Цитата из другого фильма.

***

В общем, слишком экстравагантная картина, чтобы тотчас хватать вас за рукав и рекомендовать вам ее к просмотру. Да и кое-какие художественные допущения Астера, вроде Главного Монстра на чердаке у матери Бо, тоже, мягко говоря, понравятся не каждому. Плюс уже упомянутое, стойкое отторжение, что вызывает весь фильм гундосый, вечно дерганый Бо, особенно на третьем часу просмотра - явно не те впечатления, которые многие зрители желают получить вечером после трудового дня.

Тем не менее за неумолкающим тарахтением бредогенератора Ари Астера смыслы, мораль и конфликты в его истории в целом просты и понятны. Как и сама она вполне закончена, а масса вопросов к ней касается лишь странности и потока ее аллегорий, но не сюжета как такового. Так что лично я остался "Всеми страхами Бо" доволен, но вам навязывать свою точку зрения поостерегусь. Чересчур высок риск, что вы будете разочарованы и смешаете затем мое "драгоценное" мнение с навозом.
Лишь в одном случае не советую пропускать фильм: если вы поклонник широченного и могучего, как объятья Кинг Конга, таланта Хоакина Феникса. При всей антипатии, что вызывает его Бо, сыгран он по традиции на уровне твердого Оскара. На который, не исключено, тоже будет заслуженно номинирован - ежели что, абсолютно этому не удивлюсь.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):