Просматривая греческие онлайн издания, нашла интересную информацию. Она касается старого жилого фонда Афин - тех домов, что были построены по указу еще первого греческого короля Оттона в 1830 году, после провозглашения Афин столицей Новогреческого государства. И за всю свою более чем 100-летнюю историю повидали и пережили многое. Так вот, собственники их собираются сносить.
В одной из предыдущих статей я рассказывала о том, что в Греции началась несколько лет назад и все еще продолжается грандиозная программа / чистка, очистка, расчитска, то есть зачистка всего от всего старого, изжившего себя и реконструкция того, что еще возможно восстановить.
Так вот, например, в Афинах собираются сносить тысячи исторических зданий. Конечно, эти дома уже ветхие, из них "песок сыплется", но они представляют собой шедевры греческой архитектуры 19-го и 20-го веков. Они стали самостоятельными музейными объектами в городской среде, и очень жаль, если их снесут.
Мне особенно нравились старые Афины, именно с такими вот домами-игрушками - маленькими и не очень, хорошенькими, своеобразно украшенными различными архитектурными элементами. Перед ними и чуть вокруг обязательно имеется полисадник размером с "пятачок", где посажаны фруктовые деревья и другие южного климата зеленые насаждения. Они придавали и придают сейчас неповторимую греческую идентичность и шарм городу, они - центр притяжения для вездесущих и любопытных туристов со всего мира.
Снос зданий
Среди них есть здания межвоенного времени (греч. Μεσοπολεμου) - период греческого ренессансенса, и каждое здание, построенное с 1830 года и далее, или если ему 100 лет, то оно считается потенциальным новым историческим памятником и рассматривается вопрос о том, следует ли его вносить в список материального наследия.
Именно этого хотят избежать владельцы, и спешат просто снести дом. Они отказываются от "αγος" программы-защиты, которую государство может предложить им, возможно, только в необозримом будущем!
"Высокая стоимость реставрации и дальнейшее обслуживание здания, внесенного в список, со специализированными работами, требующими особых исследований и согласований, без финансовой помощи со стороны государства, является причиной, по которой владельцы рассматривают объявление своего места жительства зданием, внесенным в список материального наследия, почти как "смертный приговор" - поясняет архитектор, участвовавший в реставрации. исторических зданий в течение многих лет.
Архитектурное богатство сокращается в Афинах и в пригороде, и страдают прежде всего те здания, которые классифицируются как внесенные в список. Многие из них напоминают безхозные руины и по возрасту, и по тому, что их много раз грабили вандалы. Их эстетическую и архитектурную ценность, незаметную для обывателей и очевидную, возможно, только для наметанных глаз специалистов, не на что сейчас восстанавливать. Надо отметить, что немногим зданиям везет: их начинают как-то реставрировать. Остальные ждут своей очереди.
Некоторые государственные программы защиты и реставрации исторических памятников запущены благодаря выделенным финансовым траншам Европейского союза: это, прежде всего, обновление музейных пространств и площадок по всей Греции, например, план реконструкции Археологичнеского музея в Афинах и другие.
Программа защиты и реставрации
Количество исторических зданий в Афинах, которые характеризуются как опасно ветхие, превышает 2500! Ответственные чиновники в городском муниципалитете утверждают, что защита архитектурных памятников требует финансовой поддержки и что эти замечательные здания реально спасти от сноса.
Это связано с тем, что сохранение исторического строительно-архитектурного фонда лежит в основе политики и финансирования, осуществляемых Европейским союзом в рамках защиты исторических зданий от изменения климата.
Надежды на восстановление и защиту перечисленных зданий с помощью ремонтных работ были заложены в программу "Сохранение" (?). Это программа, которая будет финансировать спасение этих зданий за счет европейских средств.
Надежда на финансирование Европейского союза обусловлена тем, что большинство владельцев зданий не в состоянии нести расходы на реставрацию, которые в два, а то и в три раза превышают те, которые можно было бы потратить на строительство нового дома. Кроме того, для каждого камня или доски, которую владельцы возьмут и перевезут на новую собственность, нужны будут лицензии и согласования с органами охраны - это либо Министерство культуры, либо Министерство окружающей среды, а иногда и то и другое вместе.
Что делать? Ходить-бродить, смотреть.
*****
*****
Башня семьи Типалдос на площади Америкис или по улице Фирас, 54 - одно из немногих зданий в неоготическом стиле, построенных в Афинах. Сохранившийся, необитаемый сегодня дом, он уникален тем, что, по крайней мере на данный момент, в относительно хорошей сохранности. Ведь у него как-ни-как есть дальние "собственники-родственники" из знатной семьи Типалдос, что живут сейчас в Афинах. А вообще, в семье Типадос были депутат, вице-адмирал, художник, врач, юрист. А чтобы подчеркнуть свои древние корни (Италия-Кефаллония), итальянский архитектор соорудил для них дом-крепость. Сейчас этот дом - местная достопримечательность.
*****
На улице Агия Лавра, дом № 64 - типичный пример такой резиденции, которая сильно повреждена временем и не только, как и резиденция на той же улице в доме № 19, отдельно стоящий дом в эклектичном стиле.
*****
В знаменитом районе Афин - Кипуполи Киприаду на улице Патисион - год за годом ситуация ухудшается в нескольких домах, где в межвоенный период жили видные греческие интеллектуалы и художники. "Кипуполи" означает "сады", знаменитого греческого агронома Е. Киприадиса (1888-1958), ранее район назывался Алисида.
*****
Двухэтажное неоклассическое здание 1870-х годов постройки в Экзархии (район Афин), в котором Наполеон Лапатиотис (1888-1944) - греческий поэт, прожил более сорока лет, в течение почти трех десятилетий здание считалось как сохранившееся, но со временем превратилось в руины, пока не нашлось финансирование на восстановление (я писала об этой проблеме выше).
В наши дни разрушенный годами особняк робко возвращается к жизни, поскольку процессы технического обслуживания и реставрации уже начались. В течение многих десятилетий он представлял собой груду камней с полуразрушенной крышей, облупившейся штукатуркой, разбитыми окнами и несколькими трещинами по стенам, которые делали очевидными следы мародерства, оккупации и многолетнего запустения.