С вами рубрика «Как жить», и нет, это не инструкция по применению. Но наши советы созданы, чтобы сделать вашу привычную жизнь чуточку легче. Мы продолжаем разговор о важных темах — на этот раз об игровой зависимости. Игры настолько легко вписались в нашу жизнь, что мы перестали видеть грань между нормой и проблемой. Разобраться в этом сложном вопросе нам помог Илья Кислер, автор канала «Центр доктора Кислера» и огромный специалист в этом деле.
«Классическая» игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям. Так, в октябре 2005 года умерла от истощения китайская девочка (Snowly) после многосуточной игры в World of Warcraft. После этого в игре была проведена виртуальная церемония похорон. Да-да, звучит ужасно, но это было именно так!
В июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в 11-й перечень международной классификации болезней, которое ввели в действие 1 января 2022 года. Но также игровой зависимостью называют…лудоманию , где присутствует патологическая склонность к азартным, денежным играм (и это необязательно в интернете).
В России это чаще всего ставки на спорт. Лудоманов называют игроманами, и отсюда возникает путаница. С точки зрения науки, тот игрок, у которого есть азарт, желание выиграть какую-то сумму, не должен называться игроманом. Это лудоман. В этой статье мы сконцентрируемся именно на игромании, поговорим о навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Сразу хочется отметить, что есть еще одно заблуждение, касающееся рискового возраста игроманов.
Нет никаких надежных статистических данных, доказывающих, что игроманией больше страдают подростки.
Да и я работал с вполне себе взрослыми игроманами.
Что же должно насторожить близких в поведении члена семьи? Когда обычное увлечение становиться проблемой? Тут есть довольно чёткие критерии:
1. Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть;
2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть;
3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер;
4. Пациент понимает, что должен сократить время игры, но не может себя контролировать;
5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр;
6. Пациент продолжает играть, даже если осознает негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями;
7. Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённого в игре;
8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний;
9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
Немецкие исследователи университета Charite провели эксперимент, в ходе которого группе из 20 человек показывали скриншоты из любимых игр. Их реакция оказалась сходной с той, что проявляют больные алкоголизмом и наркоманией, когда видят предмет своей патологической страсти.
Исследования университета «Nottingham Trent University» под названием International Gaming Research Unit показали, что 12% от контрольной группы из 7000 человек имеют признаки зависимости от онлайновых компьютерных игр.
Психиатр Джеральд Блок отмечает, что зависимость от игр куда сильнее, чем от интернет-порнографии. Британский терапевт Стив Поуп, в статье Gaming addiction grips youngsters из газеты Lancashire Evening Post, заявил, что два часа, проведенные с консолью, сопоставимы с принятием дорожки кокаина (прим. ред.: наркотики — зло!). В качестве негативных примеров зависимости он приводит такие ситуации, когда игроманы отказываются от друзей, переходят на нездоровую пищу, забрасывают учёбу, у них повышается агрессивность, склонность к насилию и ряд других факторов.
Но есть и критика диагностических критериев. Например, диагностируя по этим критериям игровую зависимость, мы можем не учитывать случаи, когда видеоигра — это компенсаторная стратегия, вызванная, например, депрессией.
У человека есть проблемы с психикой, приводящие к эмоциональной просадке, он использует игру, как некое «лекарство», врачи диагностируют игровую зависимость, но не видят другой проблемы.
Также ряд исследователей считают, что некоторые из критериев, используемых для оценки распространённости зависимости от компьютерных игр, искусственно завышают процент распространённости, не являются надёжными, не подходят для клинических тестов и нуждаются в пересмотре. Используемые их исследования часто критикуются за использование симптомов, подходящих к наркомании и лудомании, но не подходящих к компьютерным играм как к форме времяпровождения.
Тем не менее есть случаи уж очень очевидные: враньё, отвратительное состояние БЕЗ игры («ломка»), потеря интереса к реальным областям жизни — все же будут сигнализировать именно об игровой зависимости.
Конечно, стоит заметить, что многие люди бросаются в крайности. Например, некоторые родители вообще запрещают детям играть в любые компьютерные игры, а между тем, есть исследования, подтверждающие пользу многих компьютерных игр (особенно, игр-стратегий), для интеллекта и нейропластичности. Просто важны и другие сферы жизни, и не должно быть никаких серьезных дисбалансов.
Если говорить об игроманах-подростках, то тут, конечно, многое будет зависеть от родителей. Удовлетворенные в полной мере детские базовые потребности (а особенно потребность в реалистичных границах) служат отличной профилактикой от любых зависимостей. Напомню, что существуют вот такие базовые детские потребности:
✔ потребность в безопасности;
✔ связь с другими;
✔ самостоятельность;
✔ самооценка;
✔ самовыражение;
✔ реалистичные границы.
Лечение игровой зависимости — это работа со всей семьей. Прежде всего, психотерапевтическая. Бегите от тех «специалистов», которые пытаются назначать нейролептики, транквилизаторы и их «лечение» целиком и полностью базируется на препаратах.
Признанный метод с доказанной эффективностью — это когнитивно-поведенческая терапия. Причем, в терапевтический процесс должны быть вовлечены и члены семьи.
Рандомизированные клинические испытания этого метода лечения проводились в период с 24 января 2012 года по 14 июня 2017 года, а также имели место последующие наблюдения в четырех клиниках Германии и Австрии (использование когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) в качестве краткосрочного лечения).
Анализ полученных данных проводился в период с ноября 2018 года по март 2019 года. Документ был опубликован авторами Клаусом Вёльфлингом, Каем В. Мюллером и Майклом Дрейером из Университета Йоханнеса Гутенберга, располагающегося в городе Майнц, Германия. Как оказалось, их подход был довольно успешным. При этом для лечения игровой зависимости не использовались никакие таблетки или иные медицинские препараты, а у пациентов наблюдалась 70%-ная ремиссия. Занятия включали: введение, исследование мотивов онлайн-игры и иррациональную систему убеждений, относящуюся к онлайн-зависимости от игр, решению проблем и принятию решений, навыкам обучения, навыкам общения, навыкам самоконтроля, семейной терапии и планированию на будущее.
Все прекрасно лечится, если лечить правильно, методами доказательной медицины. Это и мой опыт. Больше об этом и не только вы можете почитать в моем блоге в Дзене и в моем телеграм-канале.