Найти в Дзене

Макс Либерман. От темного реализма к воздушному импрессионизму

Макс Либерман — немецкий художник, который из неприукрашенного и темного реализма перешел на сторону впечатляющего и солнечного импрессионизма. Как один из основателей Берлинского сецессиона, Либерман помогал развивать искусство Германии начала XX века, выступая против традиционной и скучной Академии художеств — благодаря этому многие художники-экспрессионисты (и не только) получили возможность выставлять свои работы и не бояться очередного закрытия только что открывшейся выставки. Как Либерман воспитал в себе тонкое чувство света и не ограничился суровой реальностью? И почему «почетный гражданин страны» и великий художник после 1930-х годов исчезает из истории Германии? Давайте разбираться! «Апостол уродства» Макс Либерман (1847-1935) родился в еврейской семье богатого фабриканта. Учился в Берлинском университете, изучал право и философию, но с учебой как-то не срослось — его выгнали за неуспеваемость. После неудачных попыток образумить сына (он должен был продолжать дело отца и стать
Оглавление

Макс Либерман — немецкий художник, который из неприукрашенного и темного реализма перешел на сторону впечатляющего и солнечного импрессионизма. Как один из основателей Берлинского сецессиона, Либерман помогал развивать искусство Германии начала XX века, выступая против традиционной и скучной Академии художеств — благодаря этому многие художники-экспрессионисты (и не только) получили возможность выставлять свои работы и не бояться очередного закрытия только что открывшейся выставки.

Как Либерман воспитал в себе тонкое чувство света и не ограничился суровой реальностью? И почему «почетный гражданин страны» и великий художник после 1930-х годов исчезает из истории Германии?

Давайте разбираться!

«Апостол уродства»

Автопортрет с кистью и палитрой
Автопортрет с кистью и палитрой

Макс Либерман (1847-1935) родился в еврейской семье богатого фабриканта. Учился в Берлинском университете, изучал право и философию, но с учебой как-то не срослось — его выгнали за неуспеваемость. После неудачных попыток образумить сына (он должен был продолжать дело отца и стать бизнесменом), старший Либерман принял тот факт, что сын намерен стать художником и никакие учебы в знаменитых университетах не исправят его. Он разрешает ему поступить на учебу в художественную школу в Веймаре.

Во время учебы он приезжает в Дюссельдорф и знакомится с Мункачи — знаменитым венгерским художником. Михай Мункачи был талантлив во всем: портреты, жанровые картины, библейские сюжеты. Но юного Либермана интересовали именно жанровые картины с их предельной точностью, внимание к каким-то обыкновенным вещам и концентрация на человеке. На маленьком человеке, который вырастал в героя картины. Реалистичные сценки из обыденной жизни. Либерман перенял темный цвет из картин Мункачи, поэтому его ранние работы практически лишены ярких цветов.

Михай Мункачи. Щипательницы корпии, 1871
Михай Мункачи. Щипательницы корпии, 1871

Либермана интересует тема коллективного труда, и он пишет картину «Женщины, ощипывающие гусей». Перекликается с работой Мункачи и с цветовой гаммой голландских живописцев XVII века — до создания картины он был в Нидерландах и изучал работы Рембрандта и Хальса.

Макс Либерман. Женщины, ощипывающие гусей, 1872
Макс Либерман. Женщины, ощипывающие гусей, 1872

Либерман выставляет «Женщин» на художественной выставке, но критики и публика не оценили работу — жизнь бедных рабочих не может привлекать и присутствовать в искусстве. Это отталкивающее и страшное искусство.

Такой честный реализм сбивал с толку критиков, они не понимали такого откровенного искусства и не понимали, зачем вообще это кому-то писать. Они называют Либермана «художником уродливого» или «апостолом уродства» и неохотно встречают его новые картины. Либерману все это надоело, а после того, как немецкий художник и профессор Карл Гуссов сказал ему не писать фермеров, которые собирают свеклу, Либерман окончательно разозлился и уехал из Германии в Париж открывать свою мастерскую.

В Париже у него тоже как-то не срослось. Публика не особо жаловала немца после франко-прусской войны. Он уезжает в Барбизон, где знакомится с Коро, Добиньи и Милле — художниками Барбизонской школы живописи. Они работали на пленэре, писали то, что нравилось Либерману — обыкновенную жизнь людей, правда, Милле часто идеализировал своих персонажей, а Либерман, наоборот, ценил предельную честность и натурализм.

Дочь сапожника, 1871
Дочь сапожника, 1871
Сбор урожая в Барбизоне, 1874
Сбор урожая в Барбизоне, 1874

Из реалиста в импрессиониста

Во время очередного путешествия по Нидерландам в 1876 году Либерман знакомится с художниками Гаагской школы живописи, пишет с Йозефом Израэльсом повседневную жизнь горожан: в кафе, в парках, на шумных улицах и пляжах.

Голландская школа шитья, 1876
Голландская школа шитья, 1876
Старуха с котом, 1878
Старуха с котом, 1878
Детская школа в Амстердаме, 1880
Детская школа в Амстердаме, 1880
Пивной сад в Мюнхене, 1876
Пивной сад в Мюнхене, 1876

И постепенно работы Либермана становятся немного другими. Например, в картине «Сиротский дом в Амстердаме» Либермана начинает интересовать не только социальный контекст, но и внешнее окружение: солнечные блики, цвета, пространство, которое наполняет картину. Появляются «солнечные пятна Либермана», которые порой отвлекают от основного сюжета картины.

Сиротский дом в Амстердаме, 1880
Сиротский дом в Амстердаме, 1880
Сад Амстердамского приюта, 1894
Сад Амстердамского приюта, 1894
Амстердамская сирота в саду, 1885
Амстердамская сирота в саду, 1885

Нельзя сказать, с какого момента Либерман перешел на сторону импрессионистов. Это развивалось постепенно, а его картины со временем приобретали все больше черт импрессионисткого подхода и все дальше отходили от реализма.

На Парижской выставке 1882 года Либерман выставляет картины «Мастерская сапожника» и «Дом престарелых в Амстердаме» — их высоко оценили критики, один из которых пишет Мане о том, что Либерман «слышит свет там, где его нет». О нем начинают говорить как об импрессионисте.

Мастерская сапожника, 1881
Мастерская сапожника, 1881
Дом престарелых в Амстердаме, 1880. Вот они — солнечные пятна Либермана, пробивающиеся сквозь листву.
Дом престарелых в Амстердаме, 1880. Вот они — солнечные пятна Либермана, пробивающиеся сквозь листву.

Но Либерман все еще остается верен своим реалистическим принципам. Например, в это же время он пишет картину «Отбеливание», где тема коллективного труда и жизнь простого рабочего человека показана без прикрас. Но тут тоже чувствуется внимание к пейзажу и солнечному свету, который еле-еле пробивается сквозь деревья.

Отбеливание, 1882
Отбеливание, 1882

Макс Либерман покорил Париж. Из неизвестного немца он превратился в знаменитого и успешного художника-импрессиониста, коллекционеры покупали его работы, он часто выставлялся в Парижском салоне.

Жена художника, 1898
Жена художника, 1898

В 1884 году он женится на Марте Марквальд. Медовый месяц, конечно же, проводят в Нидерландах. Они едут в Ларен вместе с Антоном Мауве и Йосефом Исраэлем — многие художники Гаагской школы обитали именно там.

Голландская деревенская улица, 1885
Голландская деревенская улица, 1885

В 1886 году он вновь едет в Голландию и опять в Ларен — на этот раз уже с дочкой. Тянуло его туда, как и многих художников-натуралистов, которые открыли для себя это удивительное место.

Льняная мануфактура в Ларене, 1889
Льняная мануфактура в Ларене, 1889
1888
1888
Дом Стивенсона в Лейдене, 1889
Дом Стивенсона в Лейдене, 1889

Какой контраст между «Льняной мануфактурой» и «Домом Стивенсонов»: в первой работе сквозь грубый реализм пробиваются проблески импрессионизма. И коллективный труд становится центром картины. А в «Доме» уже наоборот — обстановка, общее впечатление и атмосфера становятся главными, а герои там просто случайные прохожие.

Голландская деревня, ок. 1890
Голландская деревня, ок. 1890

Основатель Берлинского сецессиона

В 1891 году в Берлине проходила Большая международная художественная выставка. Работы Эдварда Мунка были не приняты (и не только его), тем самым создавая разрыв между представителями Академии художеств и современными художниками. Академия понятно что требовала — как всегда все должно быть красиво, по канонам живописи. Скучно и чопорно.

В 1892 Эдвард Мунк решил провести передвижную выставку, раз ему и другим художникам-экспрессионистам запрещали выставляться с Академией. Ее со скандалом закрыли. А в 1898 году пейзаж Вальтера Лейстикова был запрещен к показу жюри Большой Берлинской выставки — Академия не могла допустить фиолетовые деревья как нечто адекватное и достойное искусства (хотя многие искусствоведы считают, что история с Лейстиковым — не более, чем легенда, в решение Академии не трудно поверить).

Многочисленные столкновения художников, которые видели мир иначе, с Академией, не принимающий другой взгляд на искусство, убедили Либермана в необходимости создания художественного движения, чтобы отделиться от Академии и заниматься творчеством самостоятельно.

После многочисленных поражений в борьбе за право выставляться 65 художников основали Берлинский сецессион, выбрав в качестве президента Либермана. Они организовывали выставки, где знакомили публику с работами Мунка, Мане, Кандинского, Ренуара.

Либерман тем временем полностью отдает себя импрессионизму, в его работах пропадает реалистическое видение — никакой работы и коллективного труда, темных цветов и социальных тем. Только впечатление и случайные повседневные события города.

Аллея в Овервене, 1895
Аллея в Овервене, 1895
Два всадника на пляже, 1901
Два всадника на пляже, 1901
Человек-попугай в Амстердамском зоопарке, 1902
Человек-попугай в Амстердамском зоопарке, 1902
По дороге в школу в Эдаме, 1904
По дороге в школу в Эдаме, 1904
Мастерская художника, 1902
Мастерская художника, 1902

Но вот парадокс. Макс Либерман, который основал сецессион и всячески противостоял традициям Академии и продвигал новое искусство, после 1909 начинает противостоять своим же отверженным товарищам. Он начинает защищать натурализм и импрессионизм, которые постепенно меркнут перед абстрактным искусством и немецким экспрессионизмом. Либерман как будто сам становится консерватором в мире искусств. В Берлинском сецессионе происходит раскол и в 1911 году он уходит с поста президента сецессиона. Фактически немецкий импрессионизм заканчивается, а многие художники сецессиона продолжают продвигать новое искусство.

Почетный житель столицы

В 1920 году Либерман — президент прусской Академии художеств. Интересно, что в это время он поменял свое отношение ко всяким эспрессионистам и абстрактникам, продвигает их искусство и организует выставки. Ему вручают разные награды и медали, называют почетным гражданином страны. Он много пишет портретов как всяких высокопоставленных лиц, так и людей пониже рангом. Много пишет портретов своей семьи.

Отто Герстенберг, 1919
Отто Герстенберг, 1919
Лола Ледер, 1922
Лола Ледер, 1922
Портрет Рихарда Штрауса, 1918
Портрет Рихарда Штрауса, 1918
Портрет дочери, 1916
Портрет дочери, 1916

В это время Либерман немного уходит в себя и в свой загородный мир, проводит время дома и часто пишет свой сад.

Загородный дом
Загородный дом
Цветочный террасы в саду
Цветочный террасы в саду
Ванзейский сад, 1926
Ванзейский сад, 1926
Семья Либерманов, 1926
Семья Либерманов, 1926

Его работы с садом можно назвать старомодными для того времени — какой там цветущий и яркий импрессионизм, какое впечатление, когда после Первой Мировой войны уже нет ни ярких красок, ни впечатления от увиденного. Да и сады как выбор объекта изображения слишком просты и совершенно не к месту. Но Либермана уважали, любили и принимали его традиционный (тогда уже традиционный) взгляд на искусство.

Но все уважение к Либерману рассыпалось после 1933 года, когда в Германии сменилась власть и пришли национал-социалисты. Понятное дело, что Либерман отошел от всех дел, закрылся у себя в доме и не принимал участия больше ни в чем. И умер 8 февраля 1935 у себя дома. Вся его коллекция живописи — а он коллекционировал французских импрессионистов (и не только их) — была разграблена. Как и его работы — многие из них утеряны. В одночасье почетный художник Германии становится никем, а память о нем старательно стирается политическим режимом.