Найти в Дзене

Гаагская школа живописи: серый цвет, Ван Гог и амстердамский импрессионизм

Оглавление

Гаагскую школу живописи иногда называют «серой школой» за множество оттенков серого на картинах. Когда Жерар Билдерс, художник-пейзажист, в 1860 году увидел работы Барбизонской школы живописи, он восхитился их цветом и сюжетами, приехал в Гаагу и стал искать «окрашенный серый тон» — хотел из неживого серого сделать теплый и не отталкивающий цвет.

Это искание цвета и попытки изображать действительность так, как барбизонцы, началось в Гааге в 1860 году. Что писали художники Гаагской школы, что хотели выразить и как добились успеха? И причем тут Ван Гог?

Давайте разбираться!

Как появилась школа и что хотели художники

В Нидерландах после 1830-х годов наступает романтический период. Открытие природы и распространение пейзажей, выход художников на улицы и возможность писать не статичные фигуры, а живых людей позволяет немного расширить границы дозволенного Академией.

Эта определенная свобода, конечно, радовала художников. Но в действительности они сталкивались со многими ограничениями.

Например, нужна предельная идеализация пейзажей. И само обучение в Академии происходило не так, как того ожидали: без уроков живописи, бесконечные наброски и этюды в помещении, постоянное исправление того, что слишком реалистично. Луга и поля это, конечно, хорошо, но почему там изображают крестьян и скот… Это слишком приземленно и низко. Так считала Академия, но не художники. И многие уезжали из Гааги учиться за границу.

Жерар Билдерс (1838-1865) переехал в Гаагу в 1857 году. Учился сначала в Академии искусств, но разочаровался в учебе и уехал в Швейцарию. После посещения «Всеобщей выставки изящных искусств» в Брюсселе и встречи с художниками Барбизонской школы, Билдерс начинает работать над своим особым «серым цветом» во всех его проявлениях и вводит домашний скот в пейзажи: он часто бывал в музее Маурицхейс в Гааге, где изучал работы Паулюса Поттера (Поттер — голландский художник XVII века, который писал пейзажи с животными).

Жерар Билдерс. Пейзаж с коровами на лугу, 1860-1864
Жерар Билдерс. Пейзаж с коровами на лугу, 1860-1864
Жерар Билдерс. Пейзаж с коровами у лужи, 1856-1858
Жерар Билдерс. Пейзаж с коровами у лужи, 1856-1858

В 1857 году Билдерс познакомился с будущими художниками Гаагской школы Антоном Мауве и Виллемом Марисом. Вместе они хотели развивать натуралистическую живопись, как барбизонцы, писать родные края и использовать необычный серый цвет. Но Жерар Билдерс умирает в 1865 году от туберкулеза. Ему было 27 лет.

Его «серый цвет» и поиски нового в искусстве подхватили гаагские художники.

Отец Жерара Йоханнес Варнардус Билдерс (1811-1890) тоже был художником-пейзажистом. В 1841 году он приехал в Остербек (деревня в Нидерландах), где собрал вокруг себя небольшую группу художников «Барбизон Севера». Они писали в Остербеке пейзажи и сельскую жизнь. Многие художники, работающие в Остербеке, позже присоединились к Гаагской школе.

Йоханнес Варнардус Билдерс. Пейзаж с фермой, 1840-1850
Йоханнес Варнардус Билдерс. Пейзаж с фермой, 1840-1850
Йоханнес Варнардус Билдерс. Пейзаж
Йоханнес Варнардус Билдерс. Пейзаж

В 1852 году в Остербеке работал Антон Мауве, Ван Гог, братья Маттейс. Они рисовали летом, а зимой возвращались домой и заканчивали работы.

В конце 1860-х годов разные художники, получив образование за границей, возвращаются в Гаагу. И вокруг возвращенцев и выходцев из Остербека образуется группа художников с схожими принципами и идеями в искусстве. Обязательный серый цвет во всех проявлениях серого, никакого идеализации увиденного, работа на пленэре на открытом воздухе. Писали все, что видели: повседневную фермерскую жизнь, скот, рыбацкую жизнь, природу, побережье моря. Любили изображать изменения ландшафта из-за появления железнодорожных сетей, мостов и каналов. В общем, ловили на улице жизнь и, как будто фотографируя, передавали все на холст.

Антон Мауве. Дюна Деккерса, 1874
Антон Мауве. Дюна Деккерса, 1874
Антон Мауве. Молочник, 1870-1888
Антон Мауве. Молочник, 1870-1888
Антон Мауве. Утренняя прогулка по пляжу, 1876
Антон Мауве. Утренняя прогулка по пляжу, 1876

Антон Мауве (1838-1888) был один из главных художников Гаагской школы. В 1876 он основал международную ассоциацию художников в Гааге, где восхваляли и продвигали акварельную живопись.

Антон Мауве любил писать людей и животных. Обязательно не в помещении, желательно в сероватой местности. И побольше реалистичности, но не пугающей и отталкивающей, а совершенно естественной.

Антон Мауве. Пастушка со стадом овец, 1871
Антон Мауве. Пастушка со стадом овец, 1871
Антон Мауве. Собиратель морских водорослей
Антон Мауве. Собиратель морских водорослей

Йосеф Исраэлс (1824-1911). Начинал как исторический писатель, но потом посетил рыбацкий городок Зандворт, был впечатлен трудной и безрадостной жизнью простых людей и решить писать что-то подобное. Обычно его картины как раз передают ту глухую и безвыходную боль простого человека, который обречен на ежедневный труд и постоянное лишение. Но иногда у него и порадостнее сюжеты бывают. И на мой взгляд, самые крутые работы у него после 1880-х годов — мы их попозже увидим.

Йосеф Исраэлс. Рыбаки несут утопленника, 1861
Йосеф Исраэлс. Рыбаки несут утопленника, 1861
Йосеф Исраэлс. Дети с парусником у моря, 1863
Йосеф Исраэлс. Дети с парусником у моря, 1863

Якоб Марис (1837-1889) познакомился в Остербеке с Жераром Билдерсом, его отцом. Вместе со своим братом Виллемом Марисом (1844-1910) они стали членами Гаагской школы живописи, много работали в самой Гааге, Остербеке.

Якоб любил писать пейзажи с мельницами, пляжи и рыбацкие деревни. А Виллем чаще изображал луговые пейзажи и скот — он тоже когда-то был очарован работами Паулюса Поттера.

Якоб Марис. Мельница
Якоб Марис. Мельница
Якоб Марис. Художник за работой в Остербеке, 1861-1862
Якоб Марис. Художник за работой в Остербеке, 1861-1862
Якоб Марис. Мост, 1879
Якоб Марис. Мост, 1879
Якоб Марис. Внешний вид башни в Амстердаме, 1875
Якоб Марис. Внешний вид башни в Амстердаме, 1875
Якоб Марис. Шрайерсторен снаружи в Амстердаме, 1876
Якоб Марис. Шрайерсторен снаружи в Амстердаме, 1876
Виллем Марис. Время доения
Виллем Марис. Время доения
Виллем Марис. Луговой пейзаж с коровами на воде
Виллем Марис. Луговой пейзаж с коровами на воде

Поля Габриэля (1828-1903) называют колористом Гаагской школы, потому что он не использовал серый цвет. Поль говорил, что их страна совершенно не серая, как думают гаагские художники, а в картинах надо использовать побольше «ярких и сочных» цветов.

Поль Габриэль. Пейзаж с двумя деревьями, 1867
Поль Габриэль. Пейзаж с двумя деревьями, 1867
Поль Габриэль. Паром в Дриеле, 1863
Поль Габриэль. Паром в Дриеле, 1863
Поль Габриэль. В июле месяце, 1889. Поздняя картина, но не могла не показать — как красиво!!
Поль Габриэль. В июле месяце, 1889. Поздняя картина, но не могла не показать — как красиво!!

Йоханнес Босбом (1817-1891) специализировался на церковных интерьерах, но и акварельные пейзажи любил. Например, когда Босбом был в Схевенингене, он написал множество картин с видом города, рек, пляжей. Как и другие представители Гаагской школы, он интересовался светом, не пренебрегал серыми тонами и был очарован возможностями природы и обычной городской жизнью.

Йоханнес Босбом. Пляж Схевенингена, 1873
Йоханнес Босбом. Пляж Схевенингена, 1873

Покажу парочку работ церковных интерьеров — на мой вкус очень красивые и завораживающие работы.

Йоханнес Босбом. Интерьер церкви
Йоханнес Босбом. Интерьер церкви
Йоханнес Босбом. Помещение консистория в Церкви Святого Стефана в Неймегене
Йоханнес Босбом. Помещение консистория в Церкви Святого Стефана в Неймегене

Гаагские художники передавали в картинах впечатление от увиденного — так же, как делали импрессионисты в это же время во Франции.

Как Ван Гог связан с Гаагской школой живописи

В 1881 году молодой и неизвестный миру Ван Гог приезжает в Гаагу учиться у Антона Мауве, который был женат на его двоюродной сестре. Мауве учил Ван Гога делать эскизы, работать акварелью и на свежем воздухе. Правда, с акварелью Винсент не подружился, предпочитая работу маслом.

Винсент Ван Гог. Луковичные поля, 1883
Винсент Ван Гог. Луковичные поля, 1883
Винсент Ван Гог. Две женщины в лесу, 1882
Винсент Ван Гог. Две женщины в лесу, 1882
Винсент Ван Гог. Девочка на улице и две повозки на заднем плане, 1882
Винсент Ван Гог. Девочка на улице и две повозки на заднем плане, 1882
Винсент Ван Гог. Женщины в дюнах за починкой сетей, 1882
Винсент Ван Гог. Женщины в дюнах за починкой сетей, 1882

Ван Гог ходил и искал натурщиц по улицам, железнодорожным вокзалам, домам престарелых, базарам, паркам. Он часто приходил к Мауве в студию и показывал свои этюды. Учился, постоянно работал, но ничего не мог заработать. Картины других художников покупали, а его нет. Ван Гог писал «непродаваемые сюжеты» — слишком темное и бедное было его искусство, которое невозможно было разбавить светлыми акварельными линиями. Мауве поначалу пытался помочь художнику, приглашая в студию к Ван Гогу художников и коллекционеров, но вскоре и сам забросил все попытки помочь Винсенту. Плюс Мауве тогда усердно работал над большой картиной, и эта работа забирала у него все силы. Он был резок, груб и по-человечески устал от всего.

Антон Мауве. Вытаскивание судна на берег, 1882. Над этой картиной так упорно работал Мауве.
Антон Мауве. Вытаскивание судна на берег, 1882. Над этой картиной так упорно работал Мауве.

Ван Гог, в отличие от художников Гаагской школы, не писал все так, как видит обычный глаз.

Он видел реальность по-своему и замечал только темные стороны действительности. Да и акварель не переносил. После неудач с продажей картин, отношениями с какой-то сомнительной дамой с ребенком и ссорой с Мауве, Ван Гог уезжает из Гааги.

Винсент Ван Гог. Фермерские домики в роще, 1883
Винсент Ван Гог. Фермерские домики в роще, 1883

Постепенное исчезновение Гаагской школы

После 1880-х годов идеи Гаагской школы немного меняются. Любимые места гаагских художников — деревня Схевинген, Остербек, сама Гаага начинают застраиваться новыми поселками, дорогами и прочей инфраструктурой. Города растут, а места для вдохновения становится меньше. Художники ищут новые укромные и неизвестные уголки.

И находят деревню Ларен. Туда часто приезжал Йосеф Исраэлс со своим сыном. Он писал натюрморты, восторгался нетронутой природой и рассказывал своим друзьям об этом замечательном месте.

Раньше о ней никто особо не слышал до 1882 года, когда построили железную дорогу из Амстердама прямиком в Лорен. Туда и поехали Андрей Мауве, Йосеф Исраэлс, Альберт Нойхейс.

Антон Мауве. На пустоши близ Ларена, 1887
Антон Мауве. На пустоши близ Ларена, 1887
Антон Мауве. Возвращение отары, Ларен, 1887
Антон Мауве. Возвращение отары, Ларен, 1887

В Ларене художники находят новые сюжеты — теперь пишут не только пейзажи, но и интерьеры фермерских домов.

Йозеф Исраэльс. Крестьяне за ужином, 1885
Йозеф Исраэльс. Крестьяне за ужином, 1885
Йозеф Исраэльс. Крестьянская семья за столом, 1882
Йозеф Исраэльс. Крестьянская семья за столом, 1882
Альберт Нойхейс. Обед в крестьянкой семье, 1895
Альберт Нойхейс. Обед в крестьянкой семье, 1895

Но не все поехали в Лорен. Пока одна часть художников искала новые сюжеты в деревнях и фермерской жизни, другая часть перебралась в Амстердам, где возник амстердамский импрессионизм.

Георг Брейтнер (1857-1923) учился в Гааге и был знаком с художниками Гаагской школы. Он много времени проводил с Антоном Мауве, Йосефом Израэльсом, дружил с Ван Гогом. Часто ходил с ним по Гааге и делал зарисовки городской жизни. После отчисления из Академии он переезжает в Амстердам и остается там до смерти. И собирает вокруг себя группу художников — амстердамских импрессионистов.

Георг Брейтнер. Плотина, Амстердам, 1895
Георг Брейтнер. Плотина, Амстердам, 1895
Георг Брейтнер. Стройка на Ван-Дименстраат, 1897
Георг Брейтнер. Стройка на Ван-Дименстраат, 1897
Исаак Исраэлс. Витрина, 1894/1898
Исаак Исраэлс. Витрина, 1894/1898

Многие художники из этой группы были связаны с Гаагской школой — просто они не могли писать настолько реалистично, как хотели представители Гаагской школы. На то они и импрессионисты — искали впечатление и старались передать все так, как видят. И некоторое отличие от сюжетов — если художники Гаагской школы писали природу (в основном), то амстердамские импрессионисты (из тех же бывших гаагцев) любили изображать городскую среду.

Виллем Бастиан Толен
Виллем Бастиан Толен
Виллем Бастиан Толен. Катание на коньках
Виллем Бастиан Толен. Катание на коньках
Виллем де Зварт. Кареты с ожидающими кучерами
Виллем де Зварт. Кареты с ожидающими кучерами

Отличие от французского импрессионизма — совершенно другая палитра цветов. Никаких ярких цветов, множественных оттенков, а наоборот — пастельные темные цвета. А сюжеты как всегда — жизнь, обычная городская жизнь.

Гаагская школа растворилась в новых группах, течениях и стилях. Кто-то пошел к импрессионистам, кто-то к натуралистам, а кто вообще нашел для себя абстрактное искусство (например Пит Мондриан). Есть второе поколение Гаагских художников — когда-нибудь я напишу и о них. В этом и есть главная ценность Гаагской школы живописи — за относительно небольшое время влияние школы распространилось на долгое время вперед, показав миру то, насколько разнообразным и уникальным может быть искусство.