Гаагскую школу живописи иногда называют «серой школой» за множество оттенков серого на картинах. Когда Жерар Билдерс, художник-пейзажист, в 1860 году увидел работы Барбизонской школы живописи, он восхитился их цветом и сюжетами, приехал в Гаагу и стал искать «окрашенный серый тон» — хотел из неживого серого сделать теплый и не отталкивающий цвет.
Это искание цвета и попытки изображать действительность так, как барбизонцы, началось в Гааге в 1860 году. Что писали художники Гаагской школы, что хотели выразить и как добились успеха? И причем тут Ван Гог?
Давайте разбираться!
Как появилась школа и что хотели художники
В Нидерландах после 1830-х годов наступает романтический период. Открытие природы и распространение пейзажей, выход художников на улицы и возможность писать не статичные фигуры, а живых людей позволяет немного расширить границы дозволенного Академией.
Эта определенная свобода, конечно, радовала художников. Но в действительности они сталкивались со многими ограничениями.
Например, нужна предельная идеализация пейзажей. И само обучение в Академии происходило не так, как того ожидали: без уроков живописи, бесконечные наброски и этюды в помещении, постоянное исправление того, что слишком реалистично. Луга и поля это, конечно, хорошо, но почему там изображают крестьян и скот… Это слишком приземленно и низко. Так считала Академия, но не художники. И многие уезжали из Гааги учиться за границу.
Жерар Билдерс (1838-1865) переехал в Гаагу в 1857 году. Учился сначала в Академии искусств, но разочаровался в учебе и уехал в Швейцарию. После посещения «Всеобщей выставки изящных искусств» в Брюсселе и встречи с художниками Барбизонской школы, Билдерс начинает работать над своим особым «серым цветом» во всех его проявлениях и вводит домашний скот в пейзажи: он часто бывал в музее Маурицхейс в Гааге, где изучал работы Паулюса Поттера (Поттер — голландский художник XVII века, который писал пейзажи с животными).
В 1857 году Билдерс познакомился с будущими художниками Гаагской школы Антоном Мауве и Виллемом Марисом. Вместе они хотели развивать натуралистическую живопись, как барбизонцы, писать родные края и использовать необычный серый цвет. Но Жерар Билдерс умирает в 1865 году от туберкулеза. Ему было 27 лет.
Его «серый цвет» и поиски нового в искусстве подхватили гаагские художники.
Отец Жерара Йоханнес Варнардус Билдерс (1811-1890) тоже был художником-пейзажистом. В 1841 году он приехал в Остербек (деревня в Нидерландах), где собрал вокруг себя небольшую группу художников «Барбизон Севера». Они писали в Остербеке пейзажи и сельскую жизнь. Многие художники, работающие в Остербеке, позже присоединились к Гаагской школе.
В 1852 году в Остербеке работал Антон Мауве, Ван Гог, братья Маттейс. Они рисовали летом, а зимой возвращались домой и заканчивали работы.
В конце 1860-х годов разные художники, получив образование за границей, возвращаются в Гаагу. И вокруг возвращенцев и выходцев из Остербека образуется группа художников с схожими принципами и идеями в искусстве. Обязательный серый цвет во всех проявлениях серого, никакого идеализации увиденного, работа на пленэре на открытом воздухе. Писали все, что видели: повседневную фермерскую жизнь, скот, рыбацкую жизнь, природу, побережье моря. Любили изображать изменения ландшафта из-за появления железнодорожных сетей, мостов и каналов. В общем, ловили на улице жизнь и, как будто фотографируя, передавали все на холст.
Антон Мауве (1838-1888) был один из главных художников Гаагской школы. В 1876 он основал международную ассоциацию художников в Гааге, где восхваляли и продвигали акварельную живопись.
Антон Мауве любил писать людей и животных. Обязательно не в помещении, желательно в сероватой местности. И побольше реалистичности, но не пугающей и отталкивающей, а совершенно естественной.
Йосеф Исраэлс (1824-1911). Начинал как исторический писатель, но потом посетил рыбацкий городок Зандворт, был впечатлен трудной и безрадостной жизнью простых людей и решить писать что-то подобное. Обычно его картины как раз передают ту глухую и безвыходную боль простого человека, который обречен на ежедневный труд и постоянное лишение. Но иногда у него и порадостнее сюжеты бывают. И на мой взгляд, самые крутые работы у него после 1880-х годов — мы их попозже увидим.
Якоб Марис (1837-1889) познакомился в Остербеке с Жераром Билдерсом, его отцом. Вместе со своим братом Виллемом Марисом (1844-1910) они стали членами Гаагской школы живописи, много работали в самой Гааге, Остербеке.
Якоб любил писать пейзажи с мельницами, пляжи и рыбацкие деревни. А Виллем чаще изображал луговые пейзажи и скот — он тоже когда-то был очарован работами Паулюса Поттера.
Поля Габриэля (1828-1903) называют колористом Гаагской школы, потому что он не использовал серый цвет. Поль говорил, что их страна совершенно не серая, как думают гаагские художники, а в картинах надо использовать побольше «ярких и сочных» цветов.
Йоханнес Босбом (1817-1891) специализировался на церковных интерьерах, но и акварельные пейзажи любил. Например, когда Босбом был в Схевенингене, он написал множество картин с видом города, рек, пляжей. Как и другие представители Гаагской школы, он интересовался светом, не пренебрегал серыми тонами и был очарован возможностями природы и обычной городской жизнью.
Покажу парочку работ церковных интерьеров — на мой вкус очень красивые и завораживающие работы.
Гаагские художники передавали в картинах впечатление от увиденного — так же, как делали импрессионисты в это же время во Франции.
Как Ван Гог связан с Гаагской школой живописи
В 1881 году молодой и неизвестный миру Ван Гог приезжает в Гаагу учиться у Антона Мауве, который был женат на его двоюродной сестре. Мауве учил Ван Гога делать эскизы, работать акварелью и на свежем воздухе. Правда, с акварелью Винсент не подружился, предпочитая работу маслом.
Ван Гог ходил и искал натурщиц по улицам, железнодорожным вокзалам, домам престарелых, базарам, паркам. Он часто приходил к Мауве в студию и показывал свои этюды. Учился, постоянно работал, но ничего не мог заработать. Картины других художников покупали, а его нет. Ван Гог писал «непродаваемые сюжеты» — слишком темное и бедное было его искусство, которое невозможно было разбавить светлыми акварельными линиями. Мауве поначалу пытался помочь художнику, приглашая в студию к Ван Гогу художников и коллекционеров, но вскоре и сам забросил все попытки помочь Винсенту. Плюс Мауве тогда усердно работал над большой картиной, и эта работа забирала у него все силы. Он был резок, груб и по-человечески устал от всего.
Ван Гог, в отличие от художников Гаагской школы, не писал все так, как видит обычный глаз.
Он видел реальность по-своему и замечал только темные стороны действительности. Да и акварель не переносил. После неудач с продажей картин, отношениями с какой-то сомнительной дамой с ребенком и ссорой с Мауве, Ван Гог уезжает из Гааги.
Постепенное исчезновение Гаагской школы
После 1880-х годов идеи Гаагской школы немного меняются. Любимые места гаагских художников — деревня Схевинген, Остербек, сама Гаага начинают застраиваться новыми поселками, дорогами и прочей инфраструктурой. Города растут, а места для вдохновения становится меньше. Художники ищут новые укромные и неизвестные уголки.
И находят деревню Ларен. Туда часто приезжал Йосеф Исраэлс со своим сыном. Он писал натюрморты, восторгался нетронутой природой и рассказывал своим друзьям об этом замечательном месте.
Раньше о ней никто особо не слышал до 1882 года, когда построили железную дорогу из Амстердама прямиком в Лорен. Туда и поехали Андрей Мауве, Йосеф Исраэлс, Альберт Нойхейс.
В Ларене художники находят новые сюжеты — теперь пишут не только пейзажи, но и интерьеры фермерских домов.
Но не все поехали в Лорен. Пока одна часть художников искала новые сюжеты в деревнях и фермерской жизни, другая часть перебралась в Амстердам, где возник амстердамский импрессионизм.
Георг Брейтнер (1857-1923) учился в Гааге и был знаком с художниками Гаагской школы. Он много времени проводил с Антоном Мауве, Йосефом Израэльсом, дружил с Ван Гогом. Часто ходил с ним по Гааге и делал зарисовки городской жизни. После отчисления из Академии он переезжает в Амстердам и остается там до смерти. И собирает вокруг себя группу художников — амстердамских импрессионистов.
Многие художники из этой группы были связаны с Гаагской школой — просто они не могли писать настолько реалистично, как хотели представители Гаагской школы. На то они и импрессионисты — искали впечатление и старались передать все так, как видят. И некоторое отличие от сюжетов — если художники Гаагской школы писали природу (в основном), то амстердамские импрессионисты (из тех же бывших гаагцев) любили изображать городскую среду.
Отличие от французского импрессионизма — совершенно другая палитра цветов. Никаких ярких цветов, множественных оттенков, а наоборот — пастельные темные цвета. А сюжеты как всегда — жизнь, обычная городская жизнь.
Гаагская школа растворилась в новых группах, течениях и стилях. Кто-то пошел к импрессионистам, кто-то к натуралистам, а кто вообще нашел для себя абстрактное искусство (например Пит Мондриан). Есть второе поколение Гаагских художников — когда-нибудь я напишу и о них. В этом и есть главная ценность Гаагской школы живописи — за относительно небольшое время влияние школы распространилось на долгое время вперед, показав миру то, насколько разнообразным и уникальным может быть искусство.