Художники барбизонской школы живописи считали природу главным героем картины, в отличие от остального академического мира искусства. Настоящие и безыскусные пейзажи они создавали с натуры, развивая пленэрную живопись, использовали краски в тюбиках и учились чувствовать настроение дня. Участвовали на выставках в Салоне (часто получая неодобрительные отзывы) и собирали вокруг леса Фонтенбло таких же неравнодушных к природе художников не только из Франции, но и из остальной Европы и США. Их влияние на развитие искусства колоссально — взять хотя бы импрессионистов, многие из которых восхищались барбизонцами, не говоря уже о многих художественных школах по всему миру.
Развитие пейзажной живописи
Франция, начало XIX века. Академия художеств диктует свои правила в искусстве: классические образы, предельный эстетизм, ориентация на исторические и мифологические сюжеты. Пейзаж не воспринимался всерьез: если и изображать природу, то как фон картины или способ заполнить пространство.
Но молодые художники не очень следуют канонам живописи. Они покидают студии и путешествуют по Италии в поисках вдохновения, исследуют природу, интересуются творчеством художников Золотого века голландской живописи — Якоба ван Рейсдала, Йориса ван дер Хагена, Мейндерта Гоббема, а также присматриваются к французскому художнику XVII века Клоду Лоррену — одному из главных мастеров классического пейзажа. Лоррен одним из первых начал исследовать свет, тени и полутени и пытался передать атмосферу, воздух и пространство.
В 1816 году Академия даже учреждает Римскую премию по исторической пейзажной живописи. Еще сильнее начинает появляться интерес к пейзажам — все хотят выиграть премию и жить четыре года на вилле Медичи в Риме. Но исторический пейзаж не ставил перед собой задачи полностью вывести природу на первый план, поэтому будущие барбизонцы (и не только) получали отказы от Академии.
В 1824 году в Парижском Салоне выставляют работы английского художника Джона Констебла. Его сельские пейзажи, где природа — главный персонаж картин — настолько поразили некоторых художников, что они стали выезжать из Парижа в отдаленные места, чтобы рисовать с натуры окружающий мир.
Барбизон, лес Фонтенбло и барбизонцы
Лес Фонтенбло — «филиал Италии», огромная территория с очень разнообразным ландшафтом. Лиственные леса, опушки, луга, непроходимые чащи, песчаные поляны и болотистые ущелья — для художников кладезь идей и неисчерпаемое вдохновение. Вокруг леса — многочисленные деревеньки, одна из которых называлась Барбизон.
Именно этот лес открыл для себя художник Теодор Руссо (1812-1867) — основатель барбизонской школы живописи. В юности обучение в нескольких мастерских у художников-академистов не впечатлило Руссо: правила, запреты, какие-то глупые требования и совершенное неуважение к пейзажу. Он даже подавал заявку на Римскую премию, но проиграл. И окончательно понял, что с Академией ему не по пути. Салон многократно отказывался выставлять его работы, никто всерьез не воспринимал его любовь к природе. В 1848 году он уезжает жить из требовательного Парижа в Барбизон. Он приезжал туда и раньше, с 1828 года — делал наброски, писал с натуры. И каждый раз был очарован увиденным.
В 1833 году, после очередного путешествия в Барбизон, Руссо выставляет картину в Салоне.
Теодор Руссо создает вокруг себя и Барбизона поселение художников. Изобретение тюбиков с масляной краской позволяло писать с натуры на пленэре. Художники отдавали предпочтение цвету, а не контурам предметов. Подмечали свет, изменение светового дня, полутени и тени. Стремились писать чувственно — передавали то восхищение, которое испытывали сами. Отказывались от социальной повестки и не пытались идеализировать сельскую жизнь. Хотели показать городским жителям, что есть не только дома и широкие мощеные улицы.
Барбизонцы изображали природу родного края. Их не интересовала природа итальянских деревушек, английских лугов или пейзажей на полях сражения. После Барбизонской школы по всему миру создаются группы художников-натуралистов, которые пишут родные края и воспевают крестьянский быт.
Барбизонцы ценили творчество северных мастеров: Брейгеля, Рейсдала, Рембрандта, Дюрера, Ван де Вельде. Особое отношение голландцев к природе, окружающему миру и обыденной жизни восхищали барбизонцев. Только Милле из всей компании художников вдохновлялся французскими живописцами XVIII века — Буше и Фрагонаром.
Многие художники начали останавливаться в Барбизоне и уходить в лес создавать искусство. Они настолько были очарованы лесом, что потом даже выступали против посадки хвойных пород, так как они нарушат красоту пейзажей, и основали Общество друзей леса Фонтенбло.
Так примерно в 1830 году сложилась Барбизонская школа художников — людей, интересы которых складывались вокруг пейзажной живописи. Они не всегда писали именно Барбизон и лес и отличались разными способами передачи увиденного, но их объединяло желание представить пейзаж как самостоятельное художественное движение. Пейзаж родной и понятный каждому, не идеально выверенный и фоновый. Они видели красоту там, где общество не останавливало взгляд: обычная опушка, поваленные деревья, болото с камышами. Они как будто были опьянены «работой» природы и хотели, чтобы весь мир начал воспринимать природу так же любовно и бережно, как и они.
Художники Барбизонской школы
Жюль Дюпре (1811-1889). Дюпре увидел картину Руссо на Парижском Салоне «Вид в окрестностях Гранвиля». Был впечатлен увиденным, познакомился с Руссо, поехал с ним в Барбизон и стал сооснователей барбизонской школы.
Мастер национального пейзажа. Дюпре часто называют основателем националистического пейзажа во Франции, а его работы часто выставлялись в Салоне с 1831 года.
Шарля Франсуа Добиньи (1817-1878) считают предшественником импрессионизма. Учился у отца — тоже художника-пейзажиста. В 1836 году хотел выставляться в Салоне, но жюри тактично отказало. Но кому не оказывали в Салоне? Добиньи это не остановило: он работает в Лувре, копирует работы голландцев, дружит с Камиль Коро, строит плавучую мастерскую, путешествует по Франции. В Барбизоне он не жил, но благодаря дружбе с Коро долгое время работал вместе с барбизонцами. Ходил по лесу Фонтенбло с мольбертом и улавливал каждое дуновение ветра, моментально запечатлевая его на холсте. И завершал работу сразу, не доводя до идеала в мастерской.
А еще он всячески помогал будущим импрессионистам, будучи членом жюри Салона. Упорство всегда дает свои плоды.
Констан Тройон (1810-1865) — художник-анималист и пейзажист. Учился у Камиля Рокплана, который познакомил художника с Руссо и барбизонцами. У них были схожие мнение относительно пейзажной живописи, но Тройон как пейзажист уступал Тройону-анималисту. Пока классики изображали чучела животных, экзотических существ и карманных собачек, Тройон писал крестьянскую жизнь, где главную роль играли домашние животные.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875). Мастер бытовых пейзажей. В отличие от многих барбизонцев, предпочитал делать наброски во время прогулок, а уже в мастерской заканчивать работы.
Творчество Милле — бытовые сцены сельской жизни. На фоне удивительно красивого пейзажа. Его часто критикуют, так как он пишет только деревенскую жизнь. Милле был сыном простого фермера (в отличие от многих барбизонцев), поэтому тема труда и деревенской жизни были хорошо ему знакомы. В Париже он познакомился с Барбизонцами, в 1849 году с женой и детьми переехал в Барбизон. Его работы отличались от общей направленности барбизонцем — он отдавал предпочтение людям, а не природе, хотя она и присутствовала на работах.
Ван Гог очень любил творчество Милле и сделал 21 копию его работ — больше, чем любой другой художник.
Адольф Аппиан (1818-1898). Художник-пейзажист и замечательный гравер. В 1852 году знакомится с Коро и Добиньи, узнает о группе барбизонцев и становится ее полноправным членом.
Картины у него хорошие, но гравюры просто восхитительны. Создать такие четкие, детальные работы углем, создавать светотени, переходы, передавать дуновение ветра и шелест листьев — даже чопорная Академия не осталась равнодушной. Аппиан участвует в выставках, его работы продаются за большие суммы, а в 1868 году он получает Золотую медаль Салона.
Каждый барбизонец изучал и писал природу по-своему. Кто-то отдавал предпочтение полям и лугам, кто-то вписывал в пейзаж жителей и случайных прохожих, а кто-то соединял архитектуру и природную красоту.
У них не было четких правил и предписаний о том, как презентовать себя как школу или как особую группу. Их просто соединяло желание уйти от слишком драматичного романтизма или скучного классицизма. Они хотели удивить общество красотой, которая создается вокруг них без помощи подручных средств. Она просто есть — несовершенная, но определенно западающая в сердце.
Барбизонцы выходили из стен мастерской, творили в любое время года, уходили в неизвестные места и познавали мир.