Найти тему
История была...

"Красный снег": подвиг гвардейцев и история красных чулков "они помнили за что сражались"

Оглавление

Храбрецы, воспитанные самим Петром Великим, стояли насмерть, когда их товарищи обратились в бегство. Их стойкость заслужила уважение даже суровых врагов, наводивших ужас на пол-Европы и считавших "московитов" дикарями и варварами.

Позднее, когда имя русской гвардии ассоциировалось уже не с ратными подвигами, а близостью к престолу и участием в дворцовых переворотах, бравые преображенцы, семеновцы продолжали носить особую форму - кафтаны с красными обшлагами и чулки красного цвета, напоминавшими, как под Нарвой они стояли по колени в крови и все равно не устрашились безжалостного и многоопытного врага.

Иллюстрация
Иллюстрация

"Несчастная Нарвская баталия"

Исход сражения под стенами шведской крепости Нарва был предрешен: молодая российская армия уступала шведской как выучкой, так и вооружением, из-за распутицы к русскому лагерю не могли подойти обозы с продовольствием. Да и польский король Август, прозванный современниками Сильным, явно не решил идти на выручку к своему царственному "брату" царю Петру.

Все же Петр Первый, еще не ставший Великим, отдал приказ продолжать осаду Нарвы, а сам отправился за подкреплением в Великий Новгород.

Он был полон рвения посчитаться со шведами, завладевшими исконно русскими землями на побережье Балтики, и не верил, что юный шведский король Карл Двенадцатый, которому не исполнилось и двадцати лет, окажется искусным полководцем.

К тому же численность русской армии, насчитывавшей около 40 тысяч человек, намного превосходила численность шведского гарнизона.

Иллюстрация
Иллюстрация

"По колена в крови"

Утром 30 ноября 1700 года шведские войска, воодушевленные своим юным королем, пошли в атаку. Они знали благодаря перебежчикам, что силы русских истощены, что рядовые и даже офицеры не доверяют иностранным генералам, нанятым на русскую службу уважавших иноземцев Петром. Вдобавок шведам содействовала сама погода - ветер и метель, ослеплявшие русских и не дававшие им разглядеть врага.

Когда в русском войске поднялся дружный крик "Немцы нам изменили!" и доведенные до отчаяния солдаты принялись избивать своих начальников, шведы поняли, что сама судьба на их стороне.

Часть русских пехотинцев бросилась в бегство по понтонному мосту через реку Нарву, который рухнул под тяжестью охваченных паникой беглецов, другие, отчаявшись, сдавались на милость победителя.

Только Преображенский и Семеновский полк, служившие Петру со времен потешных "маневров", удерживали свои позиции, даже стоя среди мертвых тел погибших товарищей и видя, что снег кругом покраснел от крови раненых и убитых.

Иллюстрация
Иллюстрация

В том сражении шведы не только принудили основные силы русской армии к капитуляции, но и захватили ее боевые знамена, царскую казну, а главное - практически всю артиллерию, которая отливалась из импортируемой бронзой.

Торжествующий Карл велел отчеканить медаль, изображавшую унижение царя Петра и разгром его армии.

Но он не знал характера своего противника, черпавшего в поражениях новые силы и мужество. Именно после разгрома под Нарвой Петр приказывает вести разведку и добычу руд на Урале и отливать новые пушки, осмелившись совершить невиданное в российской истории кощунство - перелить на пушки церковные колокола.

Он формирует регулярную армию, обученную согласно новейшим правилам военного искусства, и спаянную такой же железной дисциплиной, как и шведское войско.

Но главное, русский царь пробуждает в упоенных своей национальной исключительностью подданных стремление учиться у презираемых ими еретиков-иноземцев.

При этом Петр открывает школу навигации и артиллерии, мудро делая ставку на подготовку русских командиров.

Итог петровских реформ известен - вскоре русские войска начали одерживать первые победы над шведами, а после последовавшего девять лет спустя разгрома под Полтавой Швеция навсегда перестала быть великой державой, хотя не раз пыталась взять реванш.

Иллюстрация
Иллюстрация

Главная из наград

Тем временем доблестные преображенцы и семеновцы были осыпаны наградами, начиная с нового для России звания лейб-гвардейских полков и заканчивая привилегиями в продвижении по службе. Офицеры этих полков выполняли самые важные и секретные поручения государя, смещали наместников и воевод, карали и миловали от имени Петра.

Впрочем, великий царь не давал гвардейцам лишней воли: при жизни Петра главнейшей из привилегий семеновцев и преображенцев было первыми встретить натиск врага и умереть в бою.

Это при наследниках Петра Первого, приходивших к власти на гвардейских штыках, лейб-гвардейцы превратились в придворное войско, которое возводило на трон и свергало императоров, предпочитая проявлять свою прославленную выучку не на поле боя, а на маневрах или дворцовом паркете.

Но и при Петре, и при его легкомысленной дочери Елизавете, и при благоволившей гвардейцам Екатерине Великой, и при деспотичном и подозрительном Павле Первом частью униформы лейб-гвардейцев оставались красные чулки, напоминавшие о былых мужестве и доблести.

Сегодня гвардейские марши звучат на всех воинских парадах, а имя Преображенского присвоено 154-му Комендантскому полку, хотя о возвращении к старинной униформе нет и речи - разве что на праздниках, в которых участвуют реконструкторы.

-5