Найти тему

Как удалось обжаловать решение суда о приостановке деятельности медицинской клиники. Дело о двух протоколах

Когда вы спуститесь со ступеней Городского суда на Бассейной, жмурясь от удовольствия, испытывая приятную усталость от хорошо сделанной работы, найдите в себе труд вознаградить себя за победу. Совсем недалеко, на Варшавской 6, есть небольшая грузинская пекарня. Кофе там дрянной, а вот роллы, лепешки и мегрельские хачапури там делают отменные.

Так мы и поступили, услышав от судья заветные слова: «отменить, отменить, прекратить».

История эта началась одним апрельским днем, когда странная пациентка записалась на прием к косметологу в клинику к моим доверителям, а после приема пришла домой и через сайт Роспотребнадзора написала жалобу на «грязный халат врача и немытый пол на рецепшене».

Маховик Роспотребнадзора закрутился с неожиданной скоростью и эффективностью. В рекордные сроки специалисты получили согласование прокуратуры на проверку и выдвинулись проверять жалобу. Врача в грязном халате и немытый пол не обнаружили, зато нашли нарушений аж на 20 пунктов. Самыми грубыми из них были тканевые занавески на окнах и красивый, но сделанный из «немедицинских» материалов шкаф.

Телеграмма о составлении протокола и акта проверки пришла в клинику за 40 минут до назначенного времени. Приехавшая на следующий день руководитель клиники вместе с актом проверки и протоколом об административном правонарушении получила на руки протокол о временном приостановлении деятельности.

На двери клиники повесили печать и закрыли ее на замок. С этого момента у владельцев клиники началась гонка на выживание.

Роспотребнадзоровцы задействованные в этой бойне задействовали все свои грязные возможности, чтобы причинить клинике максимальный ущерб. Согласно Кодексу, протокол о временном приостановлении должен быть передан судье в течении суток, а дело, по которому может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности должно быть рассмотрено в течение 5 дней с даты поступления материала. Это требование КоАПа, известное всем, кроме работников территориального органа. Судья, получившая только протокол об административном правонарушении и акт проверки, назначила рассмотрение на допустимый, но очень далекий срок и только получив протокол о временном приостановлении деятельности, изменила дату заседания.

В первом рассмотрении дела я не участвовал, я подключился уже когда административная бойня шла во всю. По рассказам очевидцев рассмотрение было жарким. Защитник клиники не признавал нарушений и почти доказал факт ненадлежащего уведомления привлекаемого лица о составлении протокола. Судья приняла достаточно странное решение, как она сказала «соломоново решение» – она вернула протокол для устранения недостатков, а именно надлежащего уведомления представителей клиники.

Материал вернулся в Роспотребнадзор, от клиники в Горсуд полетела апелляционная жалоба. Клиника апеллировала к невозможности и недопустимости такого завершения процесса. Протокол действительно можно вернуть для устранения недостатков, но только на стадии принятия дела к производству и об этом есть разъяснения Верховного суда, еще от 2005 года.

Роспотребнадзоровцы не стали терять время, а в тот же день отправили телеграмму клинике о составлении нового протокола. Пикантность ситуации была в том, что телеграмму отправили… правильно! По адресу помещения, деятельность в котором самим же роспотребнадзором и была приостановлена.

Новая, только что получившая статус, судья районного суда, получившая материал и протокол, вернула его сразу, указав на недопустимость такого извещения привлекаемого к ответственности лица. Материал вернулся в Роспотребнадзор.

К этому времени, я уже вовсю участвовал в это административной баталии и первую неделю только вертел головой из стороны в сторону, осознавая, насколько запутанная ситуация сложилась вокруг это пресловутой проверки. Не злоупотребляя вниманием читателей, я опускаю многие детали – то, что проверки прошли по всем филиалам клиники, то, что кроме Роспотреба, клинику проверял ОБЭП, Росздравнадзор и все, кому не лень. То, что владельцы клиники обратились к уполномоченному по правами предпринимателей, написали в ответ жалобы всем, кроме Президента. Бумажная баталия приобретала феерический размах.

Определение судьи о повторном возвращении протокола меня порадовало, это давало надежду, если не на правосудие, так на непредвзятый подход и рассмотрение дела по праву и справедливости, но я недооценил коварство и безбашенность своих оппонентов.

Выждав каких-то три недели (а мы помним, что все это время клиника стояла опечатанная), Роспотребовцы опять передали материал судье. Извещать третий раз представителей клиники они не стали, а приложили к материалам дела уже возвращенный (второй) протокол и «доказательства» извещения привлекаемого лица.

Поскольку мы попали к той же судье, которая рассматривала дело в первый раз, я не стал заострять внимание на вопросах надлежащего уведомления. Вскользь указав об этом в возражениях, мы сделали основной упор на недоказанности выявленных нарушений и их частичном устранении до рассмотрения дела. Конечно я указал в возражениях, что деятельность не ведется уже 55 дней.

Рассматривались спокойно. Свидетели от Роспотреба напирали на то, что выявленные нарушения грубые, что наличие тканевых занавесок и отсутствие локтевых смесителей угрожает безопасности и здоровью граждан. Судья, позевывая слушала нашу перепалку. Когда все высказались, она уплыла в совещательную комнату и через 5 минут вернулась, сказав – целиком постановление я писать сегодня не буду, оглашу только резулятивную частью. И не меняя интонации, сообщила, что признала клинику виновной, а наказание назначила в те самые 55 суток приостановления, которые как раз сегодня и истекли.

Целый день мы были в эйфории, работа клиники была разблокирована, можно было начинать нормально работать.

Вечером того же дня, когда эйфория от завершения этой мутной истории прошла я позвонил своему приятелю, судье в отставке. Больше посетовать на избирательность правосудия, чем рассчитывая на внятный совет. Мой друг, блестяще образованный и глубоко эрудированный человек. Но в близком общении он заменяет юридические термины на подходящие к месту матюги. «Какой б..ть, второй протокол? они что белены объелись?, - взревел он, - апеллируй нах!». Вздохнув я полез в судебную практику и обнаружил вполне ясную позицию Верховного суда о невозможности составления по одному нарушению двух протоколов.

Жалоба писалась легко. Я всего лишь изложил в хронологическом порядке процессуальные события и слегка пожурил Роспотребовцев за недобросовестность. И конечно привел найденное постановление Верховного суда.

Жалоба на определение о возвращении протокола и жалоба на постановление о назначении наказания слушались совместно. Оценив количество разложенных бумаг на столе, судья горсуда дала мне возможности высказать все, что накипело у меня в голове за последние несколько недель. Я не злоупотребил ее временем и был краток. Делать паузы для видимости раздумий и удаляться в совещательную комнату судья не стала, а сразу огласила решение: определение о возвращении протокола отменить, постановление о назначении наказания отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств.

Единственный недостаток пекарни, о которой я писал в самом начале в том, что есть там надо стоя. Мне было очень вкусно, но после выброса адреналина, ноги немного дрожали и подгибались. Приходилось опираться на стойку локтями и откусывать вкуснейший ролл нарушая законы этикета. К счастью, это нарушение не преследуется в административном порядке.