Найти тему

КРЕСТЬЯНЕ ИЗ МЕСТА СВОЕГО ЖИТЕЛЬСТВА СКРЫЛИСЬ

Известно, что за подчинёнными нужен глаз да глаз. Контролировать сотрудников надо обязательно – иначе они Вам наработают! Собственно, и за крепостными следить тоже необходимо. Стоило помещику отлучиться куда-нибудь, как в оставшемся без власти имении наступала анархия.

У Пушкина в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» это хорошо описано:

«… Вступив в управление имения, Иван Петрович, по причине своей неопытности и мягкосердия, в скором времени запустил хозяйство и ослабил строгий порядок, заведенный покойным его родителем. Сменив исправного и расторопного старосту, коим крестьяне его (по их привычке) были недовольны, поручил он управление села старой своей ключнице, приобретшей его доверенность искусством рассказывать истории.
Сия глупая старуха не умела никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки…».

Так, во время Крымской войны, 1-го декабря 1855 года, Серпуховский Исправник Писарев доносил Московскому Гражданскому Губернатору Н. П. Синельникову, что по его уезду не удалось выполнить план по сбору рекрут:

«… По росписанию Московской Казённой Палаты из имения малолетних господ Повалишиных, состоящего вверенного мне уезда в сельце Мяснове, следует к поставке по настоящему набору один рекрут. Имение это состоит под опекунских управлением отца малолетних господина подполковника Повалишина, который поступил на службу командиром дружины № 120 Владимирского подвижного ополчения, и где в настоящее время находится, неизвестно….».

Речь в данном случае шла об отставном подполковнике Белгородского уланского полка Григории Илларионовиче Повалишине (1797 – 1865), состоящем предводителем дворянства Переяславского уезда Владимирской губернии. После опубликования в 1855 году манифеста о «Государственном подвижном ополчении», Повалишин был избран начальником формируемой в Переславле-Залесском 120-й дружины (1,098 человек) Владимирского ополчения под общим командованием отставного гвардии полковника Михаила Андреевича Катенина. Был женат на Елизавете Владимировне Бахметевой (1814 - 1847), имел сына Петра (1848 - 1873) и дочерей Марию и Елизавету.

Портрет офицера, написанный в 1818 году живописцем Ефимом Яковлевичем Спажинским (1778-1828), является частью экспозиции Переславль-Залесского Государственного историко-архитектурного и художественного Музея Заповедника
Портрет офицера, написанный в 1818 году живописцем Ефимом Яковлевичем Спажинским (1778-1828), является частью экспозиции Переславль-Залесского Государственного историко-архитектурного и художественного Музея Заповедника

При отсутствии хозяина крестьяне решили попросту не исполнять свои обязанности и разбежались кто куда:

«… По выступлении же его с означенной дружиной в поход, имение осталось безо всякого управления; назначенные мирским обществом к отдаче в рекруты крестьяне из места своего жительства скрылись, и нет надежды, чтобы имение это исполнило рекрутскую повинность...».

В общем, отсутствие взрослого помещика, хозяева, у которых на губах молоко не обсохло – всё это привело к такому печальному результату. Невыполнение «государственного плана» грозило серьёзными неприятностями, в связи с чем уездное начальство запросило разрешение приступить к экстренным мерам:

«… А потому, донося о сём Вашему Превосходительству, я имею честь покорнейше просить, в отвращение недоимки, разрешить мне, чтобы рекрут из того имения был поставлен мерами полиции и о распоряжении какое угодно будет сделать Вашему Превосходительству по сему предмету, почтить меня Начальническим предписанием…».

Понятно, что цель оправдывает средства (Finis sanctificat media) и санкция вышестоящего руководства была получена:

«… я строго подтверждаю Вашему благородию о полицейских мерах озаботиться, чтобы означенный рекрут был поставлен непременно в назначенный Высочайшим Манифестом срок…» .