Искусство зародилось от 40 до 80 тыс. лет назад. Об этом свидетельствуют найденные артефакты (наскальная живопись, статуэтки, примитивные музыкальные инструменты). Его появление знаменовало новый виток развития человечества. Психологически это было связано с появлением новой группы потребностей – потребностей в творчестве, познании и самопознании. Это те сущностные силы, которые движут человеком. На заре появления искусства, идей как таковых даже не было. Люди были как дети. Хотели творить и постигать мир средствами искусства. В основе науки также частично лежат эти потребности – творить, создавать новое, познавать. Наибольший расцвет искусства и литературы (да и науки тоже) пришелся на средние века и позапрошлый век. С того момента искусство пошло на спад. Отдельные великие художники, музыканты, писатели еще появляются, но не в массовом количестве, а штучно. Логично задастся вопросом: почему деградирует искусство с большой буквы? На этот вопрос ответил Иммануил Кант: «Если изящные искусства не проникнуты общими всему человечеству нравственными идеями, которые одни только и соединяют людей, то такие искусства служат только развлечением, в котором люди чувствуют тем большую потребность, чем больше к нему прибегают, чтобы заглушить недовольство самими собою; но этим они делают себя постоянно еще бесполезнее и еще недовольнее». Другими словами, искусство может существовать и развиваться, если есть зрители, слушатели и читатели, готовые его воспринимать. А где же их взять? Если с детства у человека портят эстетический вкус, убивают способность к творчеству и способность размышлять, подсаживают на «развлекаловку»? Причем развлекаловка еще больше приносит вреда, чем пользы. Это следует из цитаты Канта. Во вторых, сегодня искусство все пропитано меркантильными настроениями, самопиаром. Главное - денежное вознаграждение, гонорар, тиражирование популярных картинок, мотивов и мотивчиков, популярность. Да, Айвазовский, тоже создавал этюды на продажу за 15 минут. Но он продолжал творить до последнего вздоха и создавал шедевры всю жизнь. А в промежутках писал картинки для заработка. Это как в спорте. Пока спорт был любительским – это был спорт. Как только стал профессиональным – смотреть стало не интересно. Это уже не борьба спортсменов – это битва тренерских штабов, интриги, фармакология, подставы, дисквалификации. Деньги губят все. Психология денежных мешков и воротил шоу-бизнеса убивает творческое начало в человеке. От того и чахнет настоящее искусство. В сухом остатке: нет ни творцов, ни подготовленных зрителей (слушателей, читателей). Совершенно ясно, что и тех и других нужно готовить, формировать свободную творческую натуру. Развивать привычку заниматься творчеством, привычку воспринимать (понимать) высокое искусство. Не раз в неделю, а каждый день. А как, если у ребенка в школе весь день забит рутинными занятиями? В погоне за знаниями (а кому они в жизни пригодились?) ребенок растрачивает весь свой творческий потенциал. Нужно ясно понимать, что знания не цель, а средство. Хороший учитель знает, что знания могут помочь человеку стать творческой личностью, но для этого нужно поменять всю парадигму школьного, да и вузовского образования. Кто будет этим заниматься? Современные школьные учителя? Они не понимают. Они воспитаны в старой «знаниевой» (гностической) парадигме. Чтобы школа массово перешла на новые рельсы, нужно менять систему подготовки и профессионального совершенствования учителей. То есть начинать нужно с педвузов, колледжей, вооружать молодежь современной концепцией воспитания, уходить от знаниевой парадигмы в мотивационную педагогику и творческое саморазвитие личности, открывать тысячи новых творческих самодеятельных коллективов в области театрального искусства, технического творчества, музыки, балета, традиционных ремесел… А не только юнармия, помощники по воспитанию, реанимация комплекса ГТО и прочие инициативы Минпросвета, которые не подкреплены никакими научными идеями. Ну, а если до чиновников не дойдет? Тогда единственный путь – создавать свою модельную школу, новую команду единомышленников, а на ее базе институт повышения квалификации учителей – в пику серости и консерватизму.