Найти тему

Алтарь Святой Софии (продолжение 6)

Крестоносцы разрушили экран алтаря, а также уничтожили солею и амвон. После возвращения Константинополя императору пришлось восстанавливать. Задачей номер один Михаила в отношении Святой Софии было подготовить церковь к своей коронации. Он хотел как можно точнее следовать обряду коронации.

Поскольку большая часть обряда - и сама коронация - происходила на амвоне, необходимо было срочно его отремонтировать. У империи не было денег на дорогостоящую замену серебряного кивория и алтаря, все нужно было делать как можно экономнее. Замена потиров, патен, литургических вееров, канделябров, крестов и других предметов, таких как обложки для Евангелий, должна была производиться не из золота, а из позолоченного серебра. Все старые императорские мастерские золотых дел мастеров были разрушены в 1204 году и больше не восстанавливались. Некоторые их навыки, например, работа с золотой эмалью, были утрачены навсегда.

Чаша из алтаря собора Святой Софии
Чаша из алтаря собора Святой Софии

Из описи сокровищницы Святой Софии в 1396 году известно, что в ней был только один золотой сосуд.

В алтарной ширме было две ступени подъема, дальше в апсиде была еще одна ступенька. Этот этаж в значительной степени сохранился до сих пор. В пол встроено множество великолепных цветных мраморных панелей, обозначающих путь с севера на юг внутри алтарной ширмы. Этот путь имеет две разные длины - северный конец такой же длины, как центральный проход в здешней колоннаде. Эта мраморная дорожка также указывает на расположение большого алтаря и кибориума.

Увидеть алтарь было очень важно для паломников. Тропа паломников через церковь вела посетителей через крайние левые двери притвора, через северный придел, а затем в святилище мимо колонн из красного порфира на северо-восточном фасаде. В верхушки оснований порфировых колонн вделаны кресты, которые паломники могли целовать, входя в здешний неф. Вы все еще можете увидеть, где они были.

Византийский император на амвоне
Византийский император на амвоне

Паломники видели святилище с левой стороны алтарной ширмы, когда они входили в неф и обходили ее. Гиды могли указать им, каким иконам и крестам на алтарной ширме они могли поклониться и поцеловать их, проходя мимо.

Между колоннами были парапеты высотой чуть более трех футов с балюстрадой по верху - наподобие алтарной ограды. Они были украшены крестами и монограммами.

Анонимный автор Новгородской летописи утверждает, что вся алтарная ширма была сделана из цельного серебра, которое крестоносцы в 1204 году разрезали на куски, когда разграбляли церковь. Скорее всего это не соответствует действительности. До 1204 года, по-видимому, алтарная ширма была сделана из мрамора, покрытого серебром, а не из литого и чеканного цельного серебра. Прокопий говорит, что Юстиниан использовал здесь 40 000 фунтов серебра. Некоторые авторы утверждают, что киот великого алтаря был из цельного серебра.

Подписывайтеь, ставьте лайки, оставляйте комментарии, если есть вопросы, задавайте, отвечу.