Мне позвонила однокурсница.
Мы виделись с ней полгода назад, договорились, что если все будет хорошо, будем поступать в аспирантуру. Мы обе были взрослые семейные женщины с детьми, но как-то так случилось, что обе хотели в науку, казалось, что это шаг вперёд, что это важно и нам и окружающим, что нам есть что сказать в профессии.
Мы с ней говорили по телефону, сын играл во что-то, возможно в компьютер, а муж делал вид что ему что-то надо в коридоре, но на самом деле он внимательно слушал наш разговор.
Нет, говорила я, планы изменились, я не поеду, у меня нет денег, нет сил, нет желания. Нет, нет, нет.
Это нет я повторяла скорее для мужа, понимала, что сейчас будет допрос с пристрастием: С кем говорила? О чем говорила? Зачем говорила? Почему говорила нет и нет, ни разу не сказала да?
Придется не просто пересказать весь разговор, но и добавить свои комментарии, и о том что за однокурсница, из какого города, как зовут, сколько лет,и почему я ему не сказала, что хочу поступить в аспирантуру, и почему раньше не позвонила подруге и не отказалась.
Я твердила своё нет и надеялась, что этого достаточно для мужа, что он не спросит ни о чем, что поймёт, что я настроена серьезно.
Нет, я не ощущала обиды от того, что не поступлю в этом году и возможно уже не поступлю никогда. И я не боялась гнева мужа. Он никогда не сердился и не ругался, слова грубого не сказал. Но он душил, буквально душил своей почтизаботой и своим неустанным вниманием.
Он отвозил меня на работу, забирал на обед и привозил с обеда, ждал после работы. Нет, он не заходил в помещение, сидел в машине у конторы или курил возле машины. Но каждый, кто заходил с улицы в помещение говорил мне «Там твой приехал», «Там тебя ждут». Если у нас было рабочее совещание, его быстро сворачивали, если посиделки после работы, то люди смотрели на меня так, что я вынуждена была собраться и уйти. В глазах сотрудников читалось «Ну как так можно, он там ждёт, мёрзнет на улице, после работы, голодный небось, а она тут рассиживает?»
Я собиралась и выходила. Я упускала многое из того, что сплачивает коллектив, но ничего не поделаешь, у меня был такой муж.
Другой жизни я не видела и не знала нормально это или нет.
И вот теперь этот звонок однокурсницы.
Наконец на её аргумент «Понимаешь, возможно это последняя возможность? В прошлом году было 10 человек на 10 мест, в этом году 12 на 10 мест и говорят, что мест в следующем году будет меньше!» я ответила «Да, понимаю, но я действительно не могу, я недавно родила дочь и я физически не могу поехать, просто мозги не хотят варить, извини».
Она рассмеялась: Поздравляю! Так я и думала, что что-то не то происходит. Так поступление только через 2 месяца. Давай приходи в форму, пиши работу и прилетай!»
Я снова ответила нет, извини, и на этом мы расстались.
Как только я положила трубку, муж присел рядом с моим креслом и с хитрой улыбкой спросил «Ну, давай рассказывай, что ты там опять задумала?»
Я рассказала все как есть и добавила «Ты сам все слышал, я никуда не поеду!»
Муж ответил: «А что ты теряешь? Ты в отпуске по уходу за ребёнком. Никто даже не узнаёт о том куда и зачем ты поехала. Поехали, попробуем! Если поступишь - ты молодец, за три года окончишь, защитишься, всех поразишь. Если не поступишь - ничего страшного, никто не узнает, не осудит.»
Так мой мягкий абьюзер меня поддержал. Невероятно, это было невероятно.
Он такой же зануда, как и я, вернее ещё более суровый. Я осознаю, что я зануда и стараюсь держаться в рамках. Он же если начнёт нудеть, то хоть святых выноси.
Он был нудный, душный как сейчас говорят. Он выносил мозг, обесценивал мои достижения, отваживал друзей, контролировал каждый мой шаг, гундел как старик, пил, гулял.
Но иногда он делал что-то невероятно, как вот в этот раз с аспирантурой. Вот за это я его и ценила.
Да, мы поехали вместе с мужем и малышкой и я поступила, а муж попытался мне помешать, но это уже совсем другая история. Её я расскажу позже.