Найти тему

О персонажах в прозах Т.Димовой

Оглавление

Введение

Теодора Димова (р. 1960) – болгарская писательница, драматург и прозаик. Она дебютирует в 1987 году с пьесой «Фюри», получившей премию Болгарского национального радио. Сначала пишет драматургические произведения, которые, по словам З. И. Карцевой, принесли ей «славу незаурядного драматурга» .

В начале 2000-х гг. Теодора Димова начинает писать романы. На сегодняшний день у нее опубликованы следующие произведения: «Эмине» (2001), «Матери» (2006), «Адриана» (2007), «Марма, Мариам»(2010), «Поезд на Эммаус» («Влакъкт за Емаус») (2013), «Пораженные» («Поразените») (2019). Наиболее известным произведением стал ее роман «Матери» 2006 г. О нем также написано большее количество статей и рецензий в Болгарии и других странах. Из болгарских исследователей стоит отметить Светлану Стоянову. Ее произведения переведены на ряд языков, на русском опубликован только роман «Матери» (перевод 2012 г.). В отечественной болгаристике творчеством Т. Димовой занималась З. И. Карцева, ученый-болгарист и переводчик. В своей статье она рассматривает специфику произведений Т. Димовой наряду с творчеством таких известных болгарских авторов как Георгий Господинов и Эмилияна Дворянова.

Основными темами ее творчества являются размышления над семейными проблемами в социально-нестабильном болгарском обществе. Болгария в ее произведениях – это страна, в которой матери не могут дать своим детям необходимую ласку и любовь, отцы не в состоянии обеспечить своих жен и детей, дети не понимают своего места в социуме. Однако Т. Димова подчеркивает, что, по ее мнению, основная проблема не в стране, а в отношении людей друг к другу.

Однако структура произведения, в частности система персонажей, не становилась предметом специального анализа в отечественной болгаристике.

1. ПЕРСОНАЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ

В художественных произведениях «изображаются созданные авторами человеческие индивидуальности», которые мы будем обозначать как «персонаж» .

По Л. В. Чернец, персонаж – это вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания. В таком же значении могут употребляться словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Понятие персонажа очень важно в эпических и драматических произведениях, где персонажи и сюжет образуют определенную систему и составляют основу предметного мира. Ю. В. Манн отмечал важность обращения к изучению персонажей в литературе: «Поэтому думать, что такие понятия как “тема”, “конфликт” или “персонаж”, сегодня уже преодолены, было бы слишком наивно и нерасчетливо» .

У литературного героя есть свой характер. Обычно в произведении персонажей больше, а характеров меньше, потому что есть лица, выполняющие только сюжетную роль; или же у некоторых персонажей могут характеры совпадать. С. Г. Бочаров в труде «Характеры и обстоятельства», размышляя над определением литературного характера приходит к выводу, что литературный характер – это особое и новое качество по отношению к любому возможному прообразу, «натуре», реальному лицу, типам действительной жизни . Понятие «характер» сложно использовать для обозначения индивидуальностей сюжета ввиду множества неясностей его общего определения.

Характер – это явление многоплановое, встречающееся в социальной, экономической, политической и, наконец, духовной сферах жизни, и каждая придаёт своё значение этому понятию. Характер литературный является предметом исследования и в качестве сюжетной составляющей, и в отдельном, самостоятельном поведении. В художественном тексте для характера важно отобразить в той или иной степени идеологическое мышление автора, характер должен быть наделен идейным содержанием.

Для такого литературного направления как реализм характерно обобщение распространенных в обществе черт поведения и характеров в одном образе. Яркий пример – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. Сын века, то есть порожденный эпохой герой, похожий на множество своих братьев, рожденных в тот же период времени. Нельзя утверждать, что, поняв один образ в литературе, получится сделать вывод о характерах всех людей того времени, но проследить общие, наиболее важные черты в поведении и способ мышления представляется возможным.

Образ героя произведения – это носитель отпечатка времени, общества, модных веяний. Ему присущи признаки, позволяющие отличить его от других типажей; несомненной представляется тесная взаимосвязь окружающей среды и возникновением подобных типичных образов.

Как отмечал Л. И. Тимофеев, «между ними будет то общее, что что каждый из них в момент своего возникновения был соотнесен писателем с людьми своего времени» . Образ нельзя рассматривать в отрыве от контекста времени и пространства, он необходимая деталь, по которой мы можем составить представление об общем настроении того времени. «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип, для читателя, есть знакомый незнакомец, – писал В. Г. Белинский. – <...>

В самом деле, Онегин, Ленский, Татьяна, Зарецкий, Репетилов, Хлестова, Тугоуховский, Платон Михайлович Горин, княжна Мими, Пульхерия Ивановна, Афанасий Иванович, Шиллер, Пискарев, Пирогов – разве все эти собственные имена теперь уже не нарицательные? И, боже мой! как много смысла заключает в себе каждое из них!» .

В. Е. Хализев в «Теории литературы» отметил, что можно выстроить некую сферу функционирования персонажей, которая базируется на основании повторения одних и тех же образов, выделяемых в зависимости от жанровой принадлежности произведения и ценностных ориентацией героев [48: 185]. Отмеченную по вышеуказанным аспектам повторяемость можно проследить в описании литературных «сверхтипов»:

Ссылаясь на М. М. Бахтина и Е. М. Мелетинского, В. Е. Хализев выделил доминирующий на протяжении очень долгого времени «сверхтип» – это человек авантюрно-героический. Такого персонажа отличает установка на достижение внешних целей.

Эти цели не подчинены одной ценностной установке, они могут варьироваться от стремления умереть в неравном бою за свою Родину, семью, пострадать во имя высоких идеалов до желания достичь высокого положения в мире через уловки, подлости, убийства, неприкрытые злодейства и так далее. Образ положительного героя, который бескорыстно готов служить народу и совершать во имя его подвиги, находит отражение в героическим эпосе. Хализев приводит в пример Энея, персонажа «Энеиды» Вергилия.

По М. М. Бахтину, авантюрное начало у персонажей данной категории проистекает из необходимости решать проблемы жизни, которые задает «вечная человеческая природа – самосохранение, жажда победы и торжества, жажда обладания, чувственной любовью». [6] Хализев дополняет этот вывод, говоря, что «авантюризм вполне может стимулироваться самодовлеюще игровыми импульсами человека (Кочкарев в «Женитьбе» Н. В. Гоголя, Остап Бендер у И. Ильфа и В. Петрова), а также жаждой власти, как у пушкинских Гришки Отрепьева и Емельяна Пугачева» [48: 188].

Итак, к авантюрно-героическим персонажам относятся:

  • Боги в исторически ранних мифах, а затем, наделенные их качествами народно-эпические герои;
  • Противопоставляющие себя обществу романтические герои, бунтующие против устоев жизни или пытающиеся найти своё место, сообразно духовным исканиям, персонажи;
  • «Романтически настроенные персонажи, которые чужды какому-либо демонизму, верят тому, что их душа прекрасна, и жаждут реализовать свои богатые возможности, считая себя некими избранниками и светочами» – данный тип Хализев выделяет с такой оговоркой, что это возможно только в какой-то степени, не все подобные персонажи будут являться авантюрно-героическими;
  • Герои, несущие только один из «полюсов»– авантюрный, то есть собственно сами авантюристы;
  • Житийно-идиллический сверхтип. Это персонажи, которых характеризует незыблемость их внутреннего состояния, они верят в свои идеалы безоговорочно, не поддаются внешним влияниям. У них нет внутренних конфликтов, им нет необходимости вступать в какую-либо борьбу за власть, стремиться к успеху, делать открытия, менять мир вокруг;
  • Отрицательный сверхтип. У таких персонажей отсутствует мотивация совершать определенные поступки, они – зло ради зла. В них воплощаются исключительно отрицательные черты и отсутствует всякая человечность.

Л. В. Чернец во «Введении в литературоведение» подчеркивала такую важную характеристику образа персонажа как целостность, он всегда предстает перед читателем в своей полноте: «Как объект эстетического восприятия и суждения образ целостен, даже если принципом поэтики автора является нарочитая фрагментарность, эскизность, недоговоренность» .

На это заканчивается 1 часть статьи.