За предшествующие Великой Отечественной войне годы в СССР была проделана огромная работа по оснащению Красной Армии всем необходимым для защиты Отечества. Существенно возрос понтонный парк, увеличилось количество переправочных средств [1]. К моменту начала Великой Отечественной войны в составе инженерных войск имелось 16 понтонно-мостовых полков [2]. Однако этого, как показал опыт войны, оказалось недостаточно. Наращивание сил и средств происходило уже в ходе боевых действий.
К началу 1942 года определились основные направления совершенствования переправочных средств, необходимых для обеспечения наступательных действий Красной Армии. Для разработки нового инженерного вооружения в феврале 1942 года был образован Инженерный комитет Красной Армии [1]. На 19 ноября 1942 года РККА имела в наличии 75 понтонно-мостовых батальонов (вместе с батальонами, входившими в состав бригад), 2 понтонно-мостовых бригады, 2 понтонно-мостовых полка [2].
Опыт Великой Отечественной войны подтвердил высокую значимость инженерных войск в вопросе обеспечения преодоления боевыми подразделениями водных преград. Инженерные средства развивались в ходе всей войны в количественно-качественном отношении. К концу войны инженерные войска приобрели богатый опыт обеспечения преодоления водных преград с использованием табельных и подручных переправочных средств [1].
На 1 января 1944 года в инженерных войсках имелось 7 понтонно-мостовых бригад, 4 понтонно-мостовых полка, 80 понтонно-мостовых батальонов (вместе с входившими в состав бригад батальонами), а на 3 мая 1945 года – уже 11 понтонно-мостовых бригад, 11 понтонно-мостовых полков и 87 понтонно-мостовых батальонов (вместе с батальонами, входящими в состав бригад).
Всего за годы войны инженерным войскам поставили 400 комплектов тяжелых и средних понтонно-мостовых парков, 535 комплектов легких переправочных парков, несколько самоходных паромов и 1468 комплектов труднозатопляемого имущества [2].
5 апреля 1943 года Президиум Верховного Совета СССР постановил «В целях поощрения отличившихся лиц из числа рядового и младшего начальствующего состава понтонно-мостовых частей Красной Армии» учредить нагрудный знак «Отличный понтонер» [3]. Награждения этим знаком производились до 1957 года.
Помимо нагрудных знаков военнослужащие понтонно-мостовых частей получали и более высокие награды – ордена и медали. Расскажем о нескольких отличившихся в годы войны воинах-понтонёрах.
Рядовой Михаил Дмитриевич Киселев на службе в РККА состоял с 1939 года. В 35-м отдельном моторизованном понтонно-мостовом батальоне он служил шофёром понтонной машины. Солдат «провел свою машину с берегов Днестра до Терека и с Терека до Австрии, участвовал в форсировании водных преград и всегда с честью справлялся с поставленной перед ним задачей». Автомобиль Михаила Дмитриевича преодолел 48 тысяч километров фронтовых дорог и всегда находился в полной боеготовности. «Тов. Киселев со своей машиной первым прибывал на берег, не имея ни одного отставания в пути. Рядовой Киселев является лучшим водителем роты» - говорилось в наградном листе.
17 мая 1945 года рядовой Киселев был отмечен медалью «За боевые заслуги».
Рядовой Василий Михайлович Евшаков был мобилизован в августе 1941 года. В 123-м отдельном моторизованном понтонно-мостовом батальоне он служил в должности понтонёра. Боец был участником многих операций по форсированию водных рубежей, в том числе по обеспечению переправы на реке Раба. За время службы понтонёр получил два ранения.
В наградном листе рассказывается о подвиге, совершённом Василием Михайловичем: «При сборке мостовых паромов под гр. 50 тн. [груз 50 тонн – прим. авт.] разорвавшимся снарядом был пробит понтон. Рядовой ЕВШАКОВ своей гимнастеркой заделал пробоины, чем предотвратил затопление парома, продолжая без устали работать под огнем противника».
24 мая 1945 года рядовой Евшаков был награждён медалью «За отвагу». После войны солдат продолжил службу в Советской Армии и был демобилизован 10 апреля 1948 года.
Рядовой Дмитрий Андреевич Алферов на военной службе находился с 1941 года. В 88-м отдельном понтонно-мостовом батальоне он воевал в должности шофёра.
В январе-апреле 1944 года Дмитрий Андреевич участвовал в форсировании озёр Малый и Большой Иван и реки Великая. Под огнём противника шофёр подвозил понтонный парк в район наведения переправы.
В августе 1944 года Д. А. Алферов форсировал реку Айвиексте (Латвийская ССР). Находясь под сильным огнём врага и подвергаясь авианалётам, шофёр благополучно вывел свой автомобиль.
Командование отмечало, что Дмитрий Андреевич содержит свою машину «в образцовом состоянии и полной исправности, готов в любую минуту к выполнению заданий». Кроме того, боец помогал молодым шофёрам «в овладении техникой вождения машины».
15 ноября 1945 года рядовой Алферов был поощрён медалью «За отвагу».
Ефрейтор Василий Михайлович Чуркин был призван на фронт 14 ноября 1941 года. В 87-м отдельном понтонно-мостовом батальоне он служил в должности понтонёра. В этой части солдат служил с момента её формирования.
В феврале 1943 года В. М. Чуркин «выполнял боевое задание по прокладке колонных путей для машин «РС» [знаменитые «Катюши» – прим. авт.] под огнем противника, показывая образцы работы и мужество, увлекая своим примером своих бойцов».
Понтонёр привлекался и к работам по заграждению противопехотными препятствиями переднего края обороны 1270-го стрелкового полка. В наградном листе говорилось: «невзирая на трудности ночной работы и огонь противника нормы по установке рогаток и спирали Бруно выполнял на 230%. Своим самоотверженным трудом и мужеством увлекал остальных бойцов на быстрейшее выполнение боевых заданий».
10 июня 1943 года ефрейтор Чуркин был награждён медалью «За отвагу». В дальнейшем Василий Михайлович стал сержантом.
Во время наступательных боёв с 14 января по 3 февраля 1945 года сержант Чуркин проявлял мужество и храбрость, выполняя задачи по разминированию дорог и постройке мостов на пути наступления 47-го и 96-го стрелковых корпусов.
3 февраля 1945 года во время обороны переправы на реке Висла Василий Михайлович погиб смертью храбрых. 21 февраля 1945 года сержант Чуркин был награждён орденом Отечественной войны II степени посмертно.
Никита Москалев
Источники
1.http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1999_10/p8.php
2. http://www.oboznik.ru/?p=43254
3. Об утверждении нагрудного знака «Отличный понтонер» // Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1943 г. // Ведомости ВС СССР. – 1943. – № 14.
4. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1016.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Д. 3756, 4935.
6. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 687572. Д. 1983.
7. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Д. 2443.
8. Военный комиссариат г. Москвы. Кунцевский ОВК. Д. 11001300.