Давайте прочитаем стихотворение Ф.И.Тютчева "Листья" ⤵️
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Перед нами яркий образец пейзажной лирики. В стихотворении поэт использует монолог листьев, которые повествуют в нём о своей недолгой, но яркой жизни...
Текст изобилует изобразительно-выразительными средствами. Давайте найдём примеры некоторых из них. ⤵️
🧚 Эпитет
Тощая зелень, лёгкое племя, буйные ветры, докучные ветви...
🧚 Сравнение
тощая зелень, как иглы ежа,... ввек не желтеет...
🧚 Олицетворение
• сосны и ели, закутавшись, спят...
• мы (листья) гостим, играли, купались... ждать не хотим...
• лучи побледнели
🧚 Метафора
• лёгкое племя (=листья)
• закутавшись в снега и метели
• на сучьях гостим
• купались в росе...
🧚 Гипербола
Их тощая зелень ... ввек не желтеет...
🧚 Антитеза
• иглы сосен и елей ↔️ листья
• не желтеет ↔️ не свежа...
• ввек ↔️ краткое время
• всё красное лето мы были в красе ...↔️ цветы отцвели, ... зефиры ушли...
🧚 Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение
• Так что же нам даром
Висеть и желтеть❓️
• Не лучше ль за ними
И нам улететь❗️
• О буйные ветры,
Скорее, скорей!
🧚 Лексический повтор
• Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите...
Сорвите, умчите...
Летите, летите!
Мы с вами летим!.
🧚 Инверсия
• Мы ждать не хотим (--> мы не хотим ждать)
🧚 Синтаксический параллелизм
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
🧚 Звукопись/ аллитерация ("рисование" согласными звуками)
• Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время...
• Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите...
🧚 Звукопись/ ассонанс ("рисование" повторяющимися гласными)
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
____________________
Анализируя художественный текст, не забывайте о роли изобразительно-выразительных средств в раскрытии художественного образа и авторской мысли! Но самое первое и важное - суметь увидеть в анализируемом тексте СХВ.