Найти тему
Люблю русский язык!

Разминка: ищем средства художественной выразительности (СХВ)🧚

Давайте прочитаем стихотворение Ф.И.Тютчева "Листья" ⤵️

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, лёгкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Перед нами яркий образец пейзажной лирики. В стихотворении поэт использует монолог листьев, которые повествуют в нём о своей недолгой, но яркой жизни...

Текст изобилует изобразительно-выразительными средствами. Давайте найдём примеры некоторых из них. ⤵️

🧚 Эпитет

Тощая зелень, лёгкое племя, буйные ветры, докучные ветви...

🧚 Сравнение

тощая зелень, как иглы ежа,... ввек не желтеет...

🧚 Олицетворение

• сосны и ели, закутавшись, спят...

• мы (листья) гостим, играли, купались... ждать не хотим...

• лучи побледнели

🧚 Метафора

• лёгкое племя (=листья)

• закутавшись в снега и метели

• на сучьях гостим

• купались в росе...

🧚 Гипербола

Их тощая зелень ... ввек не желтеет...

🧚 Антитеза

иглы сосен и елей ↔️ листья

не желтеет ↔️ не свежа...

• ввек ↔️ краткое время

• всё красное лето мы были в красе ...↔️ цветы отцвели, ... зефиры ушли...

🧚 Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение

• Так что же нам даром

Висеть и желтеть❓️

• Не лучше ль за ними

И нам улететь❗️

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

🧚 Лексический повтор

• Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите...

Сорвите, умчите...

Летите, летите!

Мы с вами летим!.

🧚 Инверсия

• Мы ждать не хотим (--> мы не хотим ждать)

🧚 Синтаксический параллелизм

-2

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

🧚 Звукопись/ аллитерация ("рисование" согласными звуками)

• Мы ж, лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время...

• Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите...

🧚 Звукопись/ ассонанс ("рисование" повторяющимися гласными)

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

____________________

Анализируя художественный текст, не забывайте о роли изобразительно-выразительных средств в раскрытии художественного образа и авторской мысли! Но самое первое и важное - суметь увидеть в анализируемом тексте СХВ.