Итак, пройдя конкурсные испытания я стал государственным гражданским служащим – секретарем судебного участка («делопутом» на местном наречии). Сначала кажется, что работа не сложная и не пыльная, все можно успеть, если постараться. Как бы не так. Очень даже пыльная. Учитывая, что все пространство в кабинете заставлено коробками с делами – пыли там немеряно, хоть и убирают каждый день.
Вообще в работе делопута можно выделить несколько основных моментов:
- работа с почтой (входящая и исходящая корреспонденция);
- исполнение (сюда входит подготовка исполнительных листов, постановлений по административным делам);
- работа с архивом;
- мелкие дела.
Вроде бы ничего сложного, пока не представишь себе объемы.
Каждое утро начиналось с почты. Накануне один из делопутов (обычно они сидят по 2-3 человека в кабинете с одного судебного района) идет вниз и забирает всю поступившую почту на район, и распределяет ее по участкам. Утром задача вскрыть все конверты и отнести их судье на просмотр. После судья их возвращает, и твоя задача все зарегистрировать. Каждый входящий документ регистрируется отдельно в программе, плюс обязательно штамп с номером и датой. За раз на регистрации может оказаться до сотни документов. Откладывать на потом нельзя. После регистрации документы отправляются обратно судье для распределения между сотрудниками. Помимо просто писем (с заявлениями, запросами и т.д.) идет много возврата. Это письма, которые адресат не пришел получать (99% исходящей почты из суда – заказные письма). Эти возвраты следует распределить по делам, по которым они направлялись. По возвращенным конвертам с судебными приказами, решениями, приговорами, постановлениями по делам об административных правонарушениях рассчитывается срок вступления в законную силу, поэтому они обязательно должны быть в деле. В редких случаях конверт не возвращается, тогда вместо него в дело вкладывается отчет «Почты России» о доставке. Но разложить конверты по делам это еще полбеды. Сами дела следует распределить по коробкам по дате вступления в законную силу. В эту дату дела должны пройти исполнение (опишу процедуру позже). И это только работа со входящими письмами.
Каждый участок ежедневно выдает несколько десятков судебных приказов, постановлений по делам об административных правонарушениях, решений, ответов на запросы. Плюс возврат дел. За день в среднем получается не менее 50-70 писем, но часто и больше. Инструкция требует отправлять сразу, поэтому каждый день делопут занимается исходящими конвертами. Каждое письмо сначала вносится во внутреннюю программу, где регистрируются исходящие письма. С помощью этой программы также печатаются адреса на конвертах (попробуйте от руки надписать сотню конвертов!). С внутренней программы реестр писем заливается на сайт «ПР», который выдает на печать еще и уведомления о вручении. Уведомление клеится на каждый конверт. Письма оплачиваются почтовыми марками, поэтому на каждый конверт необходимо наклеить еще и марки. Все бы ничего, но очень часто марки крупного номинала быстро заканчиваются, поэтому приходится клеить много мелких. Была не раз ситуация, когда бандероль стоимостью около 150 рублей я обклеивал марками номиналом 3 и 1 рубль, причем рублевых было много больше. Конверт формата А4 при таком варианте обклеивается по фасаду почти полностью. Как вы уже поняли, помимо писем каждый день отправляется около 10 бандеролей. От писем они тем отличаются, что каждую надо взвесить, от веса зависит стоимость отправки, и оформляются заказные, простые письма и бандероли разными реестрами. Так что исходящая почта отнимает очень много времени. Незадолго до моего увольнения внедрили электронные марки, поэтому отправка писем стала проще, марка распечатывалась сразу на конверт. Каждый месяц, пока платили марками, нужно было отчитываться по их расходу. В среднем только мой участок за месяц тратил на почтовые расходы от 50 000 и больше.
Исполнение. Это тоже ежедневная работа. Каждый божий день в законную силу вступают судебные приказы, решения, постановления. По каждому делу с судебным приказом нужно его (приказ) достать, поставить на нем дату вступления в законную силу, печать и направить взыскателю. Очень много заявлений о выдаче приказов идет от налоговой и ресурсников (комуслуги). Вроде адрес один, можно все приказы собрать в кучу, но не получится, поскольку в каждом деле должно быть вернувшееся уведомление о вручении. Да и реестр исходящих, где регистрируются письма, не дает забить в одну строчку больше десятка фамилий. По делам о выдаче судебных приказов в пользу налоговой помимо того, что сам приказ надо направить взыскателю, надо подготовить и направить в ФССП исполнительный лист о взыскании госпошлины. Налоговая пошлину не платит, поэтому судья, выдавая приказ, им же, одновременно, взыскивает с должника госпошлину. Вообще, заявления о выдаче приказов от налоговой часто довольно абсурдны. Скажем, недоимка налога составляет условные 500 рублей (часто меньше). Налоговая тратит время и деньги на подготовку и отправку заявления (работа сотрудника, амортизация оргтехники, расходники, почтовые услуги). Суд тратит время и работу специалистов по приему, регистрации, и вынесению приказа, деньги на ту же амортизацию оргтехники, расходники, почтовые отправления, исполнительные листы (исполнительный лист сегодня – это бланк строгой отчетности, состоит из 4-х страниц бумаги с водяными знаками и стоил такой бланк на момент моей работы чуть более 50 рублей). Помимо этого в работу подключаются ФССП, которая тратит все тоже. Вот и получается, что при попытке взыскать 500 рублей долга и 200 госпошлины, в итоге тратится сумма в разы больше этого долга. Маразм, однозначно! Кстати, письма в налоговую, ФССП и многие другие госструктуры доставляются из суда курьером дважды в неделю, так что добавьте еще и его труд и расходы на служебную машину.
Судебные приказы при вынесении сразу снабжаются сопроводительными письмами. А вот когда выписываешь исполнительные листы и направляешь приставам постановления по административным делам, сам еще готовишь сопроводительные.
Это примерная половина ежедневных обязанностей делопута. В следующей части расскажу про работу с архивом и так называемые «мелкие поручения», чтобы можно было представить общий объем ежедневно исполняемой работы.
Благодарю за внимание. Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте.