Русские мастера с давних времен славились неординарными идеями и техническими решениями. Например, стреляющая лопата. Это не сказочная фантазия, а вполне реальное оружие. ВМ-37 стояла на вооружении Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Части ВДВ использовали ее вплоть до самой Победы.
По задумке конструкторов, лопата-миномет должна была стать надежным и универсальным помощником для советского солдата. Разработчики планировали, что бойцы РККА будут использовать ее как легкий походный миномет, шанцевый инструмент, холодное рубящее оружие и броневой щиток.
Сотрудники НИИ-13 приступили к разработке в самом начале Великой Отечественной войны. Этап проектирования и создания опытного образца занял всего несколько недель. В августе 1941 года прошли успешные испытания. С 3 сентября 1941 изделие было принято на вооружение.
Однако лопата-миномет не получила радушного приема у солдат. В реальных боевых условиях универсальный помощник показал себя не с лучшей стороны. Очень скоро про «чудо-оружие» стали говорить: «ни миномёт, ни лопата».
По оценке специалистов, причины неудачи заключены в самой идее о совмещении принципиально разных объектов. Конструктивные решения, необходимые для применения лопаты как огнестрельного оружия, негативно влияют на использование её в качестве шанцевого инструмента. И наоборот.
ВМ-37 состоял из нескольких основных элементов: ствол, опорная плита, сошка. Защиту рук солдата обеспечивала брезентовая муфта. В походном положении ствол с сошкой внутри служил черенком, опорная плита – собственно лопатой. Крепилось оружие на поясе. 15 мин располагались в специальном патронташе. Вес лопаты-миномета составлял около 1,5 килограмм. Каждый снаряд - 450-500 грамм. Полное снаряжение давало серьезную дополнительную нагрузку. Солдаты быстро уставали с такой ношей.
Кроме прочего, оставляли желать лучшего и минометные качества гибрида. Прицел отсутствовал в принципе. Стрельба велась на глаз. Ориентироваться приходилось по разрывам. Для того, чтобы нанести ущерб противнику, огонь вели сразу из нескольких стволов.
21 января 1942 года генерал-полковник артиллерии Николай Яковлев обратился к Иосифу Сталину с просьбой снять ВМ-37 с производства и вооружения. Вскоре Верховный Главнокомандующий принял положительное решение по данному вопросу. По оценке исследователей, всего было выпушено не более 20 тысяч минометов-лопат.
На этом, казалось бы, история подобных смелых экспериментов должна завершиться. Но спустя тридцать пять лет появился новый энтузиаст. Тульский конструктор-оружейник Виктор Ребриков рискнул возродить идею о простом и надежном помощнике для солдата. В 1978 году изобретатель выступил с проектом гранатомета-лопаты. Изделие получило название «Вариант».
От предшественника тульская разработка выгодно отличалась. Гранатомет получил ствол нарезного типа и прицел. 40-мм граната подходила ко всем видам подствольных систем. Принципиально изменилось крепление частей лопаты. Характеристики оружия как шанцевого инструмента значительно улучшились.
Для сравнения приведем основные технические параметры БМ-37 и «Варианта».
Несмотря на очевидные улучшения, полностью нивелировать взаимные ограничения, которые возникали при совмещении оружия и инструмента, не удалось. Кроме этого, функционал гранатомета-лопаты во многом дублировал подствольные гранатометы. Этот вид вооружения в конце 70-х активно применялся в Советской армии. Изобретение тульского конструктора не вызвало интерес у военных. Разработка повторила судьбу БМ-37. «Вариант» не нашел дальнейшего применения.